Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – наиболее подробно рассмотреть понятие государственной службы и государственных служащих, рассмотреть правовое положение государственных служащих, а также особенности поступления и прохождения государственной службы.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1) определить понятие государственной службы и государственных служащих;
2) определить правовое положение государственных служащих;
3) определить особенности поступления и прохождения государственной службы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННХ СЛУЖАЩИХ………………………………………...5
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 10
2.1 Права и обязанности государственных служащих…………………..10
2.2 Материальное и социальное обеспечение государственных служащих………………………………………………………………………..15
3 ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ И ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
Учреждение образования
Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный институт трудовых и социальных отношений»
Гомельский
филиал
Факультет экономики и права
Кафедра
правоведения
Особенности
регулирования трудовых отношений
государственных служащих
Курсовая
работа
Исполнитель:
студент группы П-874 _____________________ Гореликова О.Н.
Научный
руководитель:
Гомель 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННХ
СЛУЖАЩИХ………………………………………...5
2
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
10
2.1
Права и обязанности
государственных
служащих…………………..10
2.2
Материальное и
социальное обеспечение
государственных
служащих…………………………………………………………
3
ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ
И ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
ВВЕДЕНИЕ
Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Вопросы документационного обеспечения государственной службы закреплены в законах, указах Президента, постановлениях Правительства и других нормативных документах.
Специфика профессиональной деятельности государственных служащих как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами, требует особого подхода к правовому регулированию их труда, что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».
Установление
особенностей в правовом регулировании
труда государственных служащих
обусловлено задачами, принципами организации
и функционирования государственной
службы, целью поддержания ее высокого
уровня, специфическим характером профессиональной
деятельности лиц, исполняющих обязанности
по государственной должности государственной
службы. Они касаются практически всех
вопросов регламентации трудовых правоотношений
государственных служащих, в том числе
возникающих в связи с поступлением на
государственную службу, ее прохождением
и прекращением.
Суть этих
особенностей состоит в том, что, с одной
стороны, они закрепляют более жесткие,
по сравнением с законодательством о труде,
требования к государственным служащим,
устанавливают для них определенного
рода ограничения, связанные с исполнением
служебных обязанностей, а с другой - предоставляют
им дополнительные льготы и социальные
гарантии в связи с исполнением государственной
службы.
Актуальностью
данной темы является раскрытие сущности
понятия государственной службы и государственных
служащих, правового положения государственных
служащих, особенности поступления и прохождения
государственной службы поскольку, без
государственных служащих невозможно
функционирование государственных органов
.
Объектом курсовой работы являются - особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих
Цель данной курсовой работы – наиболее подробно рассмотреть понятие государственной службы и государственных служащих, рассмотреть правовое положение государственных служащих, а также особенности поступления и прохождения государственной службы.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1) определить понятие государственной службы и государственных служащих;
2) определить правовое положение государственных служащих;
3) определить особенности поступления и прохождения государственной службы.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, нормативный метод, специально-юридический метод.
Теоретическую
основу курсовой работы составили законодательные
и нормативные акты Республики Беларусь,
научные труды отечественных
авторов, таких как Л.М.Рябцев, Т.В.Теляцкая,
Г.А.Василевич, К.И.Кеник, материалы периодической
печати по исследуемой теме.
1
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ
Понятие «служба» имеет несколько значений. В первом случае это вид деятельности человека, во втором — социально - правовой институт, в третьем - система социальных органов государства, в четвертом — деятельность, связанная с религией и религиозными организациями и т.д.
В юридической литературе в понятие «государственная служба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемый на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства.
Как социальное явление государственная служба — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции.
Считается, что правовой институт государственной службы — это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, механизма прохождения государственной службы и т.д.
Совокупность правовых норм, регулирующих государственную службу, включает в себя правовые нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Нормами административного права устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих. К трудовому праву относятся, например, нормы о продолжительности рабочего дня, об отпусках, о социальном обеспечении; нормами финансового права регулируются должностные оклады государственных служащих, порядок начисления и взимания налогов.
В Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия «государственной службы»- профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов [1, с.95-96].
Государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.
Для целей Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими [2].
Государственный
орган состоит из государственных
служащих, которые находятся в
особых правоотношениях между собой
и органом. Положение, права и
обязанности государственных
Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь « О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом, не относятся к государственным должностям.
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
Принципы государственной службы - это основные, концептуальные начала, догмы и положения, на которых держится вся система государственной службы в Республике Беларусь [4, с.159].
Государственная служба основывается на следующих принципах:
- принцип верховенства Конституции над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.
- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственные действия: обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.
- принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих ветвей, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций [4, с.159].
-
принцип равного доступа граждан к государственной
службе. В Конституции определено: «Граждане
Республики Беларусь в соответствии со
своими способностями, профессиональной
подготовкой имеют право равного
доступа к любым должностям в государственных
органах» [5, с.12].
Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Из данного правила есть ряд исключений, которые подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с возрастом поступления на службу, ограничениями совместной работы близких родственников, а также применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограничения обусловлены спецификой отдельных должностей;
В их числе:
а) установление более высокого возраста и срока пребывания в должности;
б) требование определенного стажа, образования, здоровья.
- принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, так создаются реальные условия для исполнительной дисциплины во всех звеньях государственного механизма;
Информация о работе Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих