Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – наиболее подробно рассмотреть понятие государственной службы и государственных служащих, рассмотреть правовое положение государственных служащих, а также особенности поступления и прохождения государственной службы.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

1) определить понятие государственной службы и государственных служащих;

2) определить правовое положение государственных служащих;

3) определить особенности поступления и прохождения государственной службы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3


1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННХ СЛУЖАЩИХ………………………………………...5


2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 10


2.1 Права и обязанности государственных служащих…………………..10


2.2 Материальное и социальное обеспечение государственных служащих………………………………………………………………………..15


3 ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ И ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ………………………………………….22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая поТП.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный  институт трудовых и  социальных отношений»

Гомельский  филиал 
 

Факультет экономики и права

Кафедра правоведения 
 
 
 
 

Особенности регулирования трудовых отношений  государственных служащих 

Курсовая работа 
 
 
 
 
 

Исполнитель: 

студент группы П-874                         _____________________ Гореликова О.Н.       

                                 подпись 
 
 

Научный руководитель:                    ____________________     Костина Е.Н.          преподаватель                                                    подпись                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель 2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 

1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННХ СЛУЖАЩИХ………………………………………...5 

2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 10 

2.1 Права и обязанности  государственных  служащих…………………..10 

2.2 Материальное и  социальное обеспечение  государственных  служащих………………………………………………………………………..15 

3 ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ И ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ………………………………………….22 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 

     Государственная служба отличается от других видов  службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Вопросы документационного обеспечения государственной службы закреплены в законах, указах Президента, постановлениях Правительства и других нормативных документах.

     Специфика профессиональной деятельности государственных служащих как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами, требует особого подхода к правовому регулированию их труда, что нашло отражение в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

     Установление  особенностей в правовом регулировании  труда государственных служащих обусловлено задачами, принципами организации  и функционирования государственной  службы, целью поддержания ее высокого уровня, специфическим характером профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы. Они касаются практически всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, в том числе возникающих в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением. 
          Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие, по сравнением с законодательством о труде, требования к государственным служащим, устанавливают для них определенного рода ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, а с другой - предоставляют им дополнительные льготы и социальные гарантии в связи с исполнением государственной службы. 
          Актуальностью данной темы является раскрытие сущности понятия государственной службы и государственных служащих, правового положения государственных служащих, особенности поступления и прохождения государственной службы поскольку, без государственных служащих невозможно функционирование государственных органов .

     Объектом   курсовой работы являются - особенности  регулирования трудовых отношений  государственных служащих

     Цель  данной курсовой работы – наиболее подробно рассмотреть понятие государственной службы и государственных служащих, рассмотреть правовое  положение государственных служащих, а также особенности поступления и прохождения государственной службы.

     Постановка  данной цели обусловила необходимость  решения следующих задач:

     1) определить понятие государственной службы и государственных служащих;

     2) определить правовое  положение государственных служащих;

     3) определить особенности поступления и прохождения государственной службы.

     При написании курсовой работы были использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, нормативный метод, специально-юридический метод.

     Теоретическую основу курсовой работы составили законодательные  и нормативные акты Республики Беларусь, научные труды отечественных  авторов, таких как Л.М.Рябцев, Т.В.Теляцкая, Г.А.Василевич, К.И.Кеник, материалы периодической печати по исследуемой теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 
 

     Понятие «служба» имеет несколько значений. В первом случае это вид деятельности человека, во втором — социально - правовой институт, в третьем - система социальных органов государства, в четвертом — деятельность, связанная с религией и религиозными организациями и т.д.

      В юридической литературе в понятие  «государственная служба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемый на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства.

     Как социальное явление государственная  служба — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции.

     Считается, что правовой институт государственной службы — это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, механизма прохождения государственной службы и т.д.

     Совокупность  правовых  норм,   регулирующих  государственную службу, включает в себя правовые нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Нормами административного права устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих. К трудовому праву относятся, например, нормы о продолжительности рабочего дня, об отпусках,  о социальном обеспечении;  нормами финансового права регулируются должностные оклады государственных служащих, порядок начисления и взимания налогов.

     В  Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»   дано следующее определение понятия «государственной службы»- профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов [1, с.95-96].

     Государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

     Для целей Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими [2].

     Государственный орган состоит из государственных  служащих, которые находятся в  особых правоотношениях между собой  и органом. Положение, права и  обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливается также законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях  и других [3, с.123].

     Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь « О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

     Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях  технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом, не относятся к государственным должностям.

     Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

      Принципы  государственной службы - это основные, концептуальные начала, догмы и положения, на которых держится вся система государственной службы в Республике Беларусь [4, с.159].

      Государственная служба основывается на следующих принципах:

       - принцип верховенства Конституции над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

     - принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственные действия: обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

      - принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих ветвей, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций [4, с.159].

     -  принцип равного доступа граждан к государственной службе. В Конституции определено: «Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного 
доступа к любым должностям в государственных органах» [5, с.12].

       Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Из данного правила есть ряд исключений, которые подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с возрастом поступления на службу, ограничениями совместной работы близких родственников, а также применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограничения обусловлены спецификой отдельных должностей;

       В их числе: 

     а) установление более высокого возраста и срока пребывания в должности;

     б) требование определенного стажа, образования, здоровья.

     - принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и  в соответствии с законодательством, так создаются реальные условия для исполнительной дисциплины во всех звеньях государственного механизма;

Информация о работе Особенности регулирования трудовых отношений государственных служащих