Контроль и реализация управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть механизмы реализации и контроля управленческого решения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1.Рассмотреть сущность контроля при принятии управленческих решений.
2. Проанализировать процесс реализации управленческих решений.
3. Изучить методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей.
4. Проанализировать технико-экономическое состояние ЗАО «МРК»
5.Проанализировать отдел кадров ЗАО «МРК».
6. Рассмотреть систему принятия управленческих решений в отделе кадров.
7. Рассмотреть механизмы контроля и реализации управленческих решений в отделе кадров в ЗАО «МРК».
8. Разработать практические рекомендации, направленные на оптимизацию процессов реализации управленческих решений.
9. Изучить труды ученых в сфере управленческих решений.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность контроля и реализации управленческих решений. 5
1.1 Определение контроля и его классификация. 5
1.2. Реализация управленческих решений. 8
1.2.1 Определение и признаки управленческих решений. Основные этапы процесса принятия управленческих решений. 8
1.2.2 Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей. 12
Глава 2.Анализ процесса принятия управленческих решений в ЗАО «МРК». 14
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО «Механоремонтный комплекс». 14
2.1.1 Отдел системы менеджмента качества. 16
2.1.2 Общая характеристика работников ЗАО «МРК». 19
2.1.3 Характеристика отдела кадров ЗАО «МРК» ОАО «ММК». 21
2.2 Система принятия управленческих решений в отделе кадров. 23
Глава 3. 35
Система контроля и реализации управленческих решений в отделе кадров ЗАО «МРК» ОАО ММК. 35
3.1 . Проблемы при принятии, реализации и контроля управленческих решений на крупных предприятиях. 35
3.2 Рекомендации по оптимизации управленческих решений. 40
Заключение 45
Список литературы 47

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по УР.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

    Для эффективной реализации управленческих решений и получения запланированных результатов менеджеру необходимо осуществлять контроль выполнения принятых решений. В этих условиях требуется комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые бы позволили предопределить стабильные успехи в настоящем и будущем. В качестве такого инструмента выступает контроллинг (концепция, направленная на ликвидацию узких мест и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами), который призван оказывать помощь менеджерам в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений.

1.2. Реализация управленческих решений.

1.2.1 Определение и признаки управленческих  решений. Основные этапы процесса  принятия управленческих решений.

         Управленческое решение – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  1. выработку и постановку цели;
  2. изучение проблемы на основе получаемой информации;
  3. выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  4. обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
  5. конкретизацию решения для его исполнителей. [14]

  Основные  признаки управленческих решений:

  1) Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.

  2) Разработка, принятие и реализация  управленческих решений осуществляется  субъектами управления в пределах  закрепленной законом компетенции.

  3) Для принятия управленческого  решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.

  4) Разделение труда заключается  в том, что решение возникающих  проблем, разработку и принятие  управленческих решений осуществляют  управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные структуры.

  5) Последствия реализации управленческого  решения могут оказать влияние  как на лиц, принимающих и  исполняющих его, так и на  простых граждан.

       Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.[2]

       На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

       На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.[2]

       На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. [3]

       Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. Блок-схема процесса управления представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Основные этапы процесса принятия управленческих решений.

     В каждой организации осуществляется  разработка управленческих решений.  И в каждой организации практика  разработки и принятия управленческих  решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. [16]

   Тем не менее, имеется общее,  характерное для любого процесса  принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.

     Подготовка решений осуществляется  на основании всей совокупности  информации о ситуации, ее тщательного  анализа и оценок.

В процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов  экспертного оценивания, предназначенных  для работы, как с количественной, так и с качественной информацией.

     Основное назначение экспертных  технологий — повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.

      Возможны разные способы представления  процесса принятия решений, в  основе которых различные подходы  к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.

     Информация играет важную роль  в предоставлении сведений для  принятия управленческих решений  и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек  производства и повышение его  эффективности. Особую роль играет  прогнозирование рыночных процессов. Большое значение имеет информация о возникновении  в ходе производства отклонений от плановых показателей, требуемых принятыми оперативными решениями.[4]

    Информация  служит основой для подготовки соответствующих  докладов, отчетов, предложений для  выработки и принятия управленческих решений.

      Содержание каждой конкретной  информации определяется потребностями  управленческих звеньев и вырабатываемых  управленческих решений. К информации  предъявляются определенные требования:

  • краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
  • удовлетворение потребностей конкретных управляющих;

        Точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.

        Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.

        Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

        Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.[18]

     Современные предприятия требуют  все большей оперативности. В  период быстрых изменений на  рынке, более короткого цикла   обращения продукции и услуг,  изменчивости потребительского спроса важна фундаментальность информационной базы для принятия решений и контроля над их выполнением. Традиционные бумажные носители информации служат явным барьером на пути внедрения передовых технологий управления. В этой связи использование современных методов сбора, обработки. Хранения и представления информации для управленческих решений является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.

1.2.2 Методы принятия решений, направленных  на достижение намеченных целей.

    Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей могут быть различными:

1) метод,  основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием  у него ранее накопленного  опыта и суммы знаний в конкретной  области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2) метод,  основанный на понятии "здравого  смысла", когда управляющий, принимая  решения, обосновывает их последовательными  доказательствами, содержание которых  опирается на накопленный им  практический опыт;

3) метод,  основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники. Проблема выбора руководителем решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонне оценки самим руководителем конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений.[7]

    Поскольку руководитель имеет  возможность выбирать решения,  он несет ответственность за  их исполнение. Принятые решения  поступают в исполнительные органы  и подлежат контролю над их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; оперативность выполнения.

    В настоящее время проблема контроля и реализации управленческих решений решается с помощью использования современной электронно-вычислительной техники, создания различных баз данных, экспертных систем и систем подготовки принятия решений. Подобные способы позволяют довольно просто, а главное быстро собирать, обрабатывать и анализировать существующую информацию. Они также позволяют существенно облегчить процесс принятия решений для руководителей всех уровней. Внедрение описанных выше систем требует достаточно больших вложений, но они, несомненно, с лихвой окупаются. Наряду со всеми достоинствами данное решение проблемы имеет и свои недостатки. Одним из таких недостатков является необходимость получения новых знаний руководителями для того, чтобы использовать предложенные средства наиболее эффективно, что требует довольно таки много времени. С другой стороны полная автоматизация процесса принятия решений порождает много проблем социального плана, в частности это приводит к сокращению времени, которое затрачивается на общение с другими людьми. А это, с точки зрения психологии, плохо влияет на психологическое состояние человека и снижает его желание работать в подобном режиме, и, следовательно, к уменьшению эффективности работы.[12]

    Проанализировав основные процессы контроля и реализации управленческих решений, можно сделать следующие выводы:

  1. Система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами, и реальными показателями деятельности организации.
  2. Для создания действительно эффективного управленческого контроля нужна такая система, которая могла бы своевременно сообщать о необходимости упреждающих корректирующих действий. Если нет возможности упреждать проблемы и отклонения, то контроль становится действенным лишь тогда, когда по его итогам или в его ходе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления.

Глава 2.Анализ процесса принятия управленческих решений в ЗАО «МРК».

2.1. Краткая  характеристика предприятия   ЗАО «Механоремонтный комплекс».

       Закрытое акционерное общество «Механоремонтный комплекс» является дочерним предприятием ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат».

     ЗАО «МРК» образовано в ноябре 1999 года из дочерних предприятий ОАО «ММК»: ЗАО «МАРС», ЗАО «Металлургремонт-2», ЗАО «Металлургремонт-3», ЗАО «Металлургремонт-4». Таким образом, в одном производственном комплексе с развитой инженерной инфраструктурой и полным технологическим циклом  объединены  цехи-производители сменного оборудования и запасных частей и цехи, выполняющие ремонты и техническое обслуживание оборудования горно-обогатительного, металлургического и прокатного производств ОАО «ММК».ЗАО «МРК» -  второе по численности и значимости предприятие после ОАО «ММК» в городе Магнитогорске. В настоящее время на предприятии трудятся свыше 8 000 человек. Производственные возможности предприятия  позволяют ежегодно производить: чугунного фасонного литья до 60 000 тонн; стального фасонного литья – 23 600 тонн; металлоконструкций  – 13 800 тонн; металлообработанных изделий –50 600 тонн; услуг ремонтных цехов на сумму 325 млн. рублей. Одним из направлений производственной деятельности ЗАО «Механоремонтный комплекс» является производство металлоконструкций. Современное оборудование позволяет производить металлоконструкции, как строительного, так и специализированного нестандартного  назначения. ЗАО «МРК» является предприятием нового образца, оно предлагает комплексный сервис широкого спектра, сочетающий ремонтные и машиностроительные составляющие. С 2005г. в МРК внедряется комплексная автоматизированная система управления ресурсами предприятия «Галактика». [см. Приложение А]

Информация о работе Контроль и реализация управленческих решений