Концепция развития северных территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:59, доклад

Описание работы

Северные территории Российской Федерации занимают 11,4 млн. кв. км (64% общей площади страны), в них проживает 10,5 млн. человек (7,4% населения страны), в числе которых 250 тыс. (2,4 % населения Севера) представляют 40 коренных малочисленных народов Севера. Они вносят значительный вклад в экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны. 60% всех валютных поступлений России - с северных территорий. Север не только природная кладовая, но и мощный производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП. 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, 90% меди и никеля, половина леса, 2/3 золота добывается на Севере.

Работа содержит 1 файл

Северные территории Российской Федерации занимают 11.docx

— 39.58 Кб (Скачать)

Министерство профессионального  образования 

подготовки и расстановки  кадров РС(Я)

ГОБУ «Якутский сельскохозяйственный техникум»

 

 

 

 

 

доклад

На тему : «Концепция развития северных территорий»

 

 

 

Выполнила: студент 2 курса

по специальности: ПиОСО

                                                                        Егоров Александр

                                                                         Проверил: Ярошко О.А

 

 

 

 

Якутск 2013

     Северные территории Российской Федерации занимают 11,4 млн. кв. км (64% общей площади страны), в них проживает 10,5 млн. человек (7,4% населения страны), в числе которых 250 тыс. (2,4 % населения Севера) представляют 40 коренных малочисленных народов Севера. Они вносят значительный вклад в экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны. 60% всех валютных поступлений России - с северных территорий. Север не только природная кладовая, но и мощный производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП. 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, 90% меди и никеля, половина леса, 2/3 золота добывается на Севере.

Кроме того, в Основах  государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года на экономику Севера возлагается миссия финансово-экономической поддержки начального перехода страны на инновационный путь развития и своего движения в этом направлении. Успешное выполнение этой миссии зависит от социального и экономического развития северных территорий, от создания условий для достойной жизни и работы.

Радикальная реструктуризация экономики страны и другие процессу, связанные с реализацией реформ, обусловили миграционную убыль населения из северных регионов, привели к значительному расслоению общества по уровню жизни, что отразилось на функционировании и развитии социально-трудовой сферы.

Остро дискуссионными остаются вопросы дивергенции северных территорий, слабой транспортной доступности, социальной ответственности бизнеса, развития государственно-частного партнерства и международного сотрудничества.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации существенно  сократило возможности традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, которое для многих из них остается основой жизнеобеспечения. Из оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов потеряли свое рыбохозяйственное значение. Заболеваемость туберкулезом коренного населения превышает общую заболеваемость в 3-4 раза, уровень самоубийств в 3-4 раза превышает аналогичный показатель по стране, их денежные доходы в 2-3 раза ниже среднероссийского показателя и на 25-30% меньше, чем в среднем по регионам их проживания.

За последние 20 лет были приняты основополагающие законодательные  акты, регулирующие специфику экономических, социальных, трудовых и иных отношений  в условиях Севера: Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», федеральные законы «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ряд федеральных законов, направленных на обеспечение защиты исконной среды обитания, традиционной хозяйственной деятельности и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера — «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Кроме того, большое значение для обеспечения хозяйственной  деятельности на северных территориях  имело принятие федеральных законов, регулирующих правовой режим и использование  континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских  вод, территориального моря Российской Федерации, а также регулирующих вопросы природопользования, недропользования, рыболовства и охраны окружающей среды.

Разработаны проекты законов по таким важным вопросам, как районирование Севера России, переселения граждан из закрывающихся поселков, по Северному морскому пути и другие. Отсутствие государственной политики по отношению к северным территориям тормозит не только рассмотрение и принятие перечисленных законов, но и отражается на социальном и экономическом развитии северных территорий.

Состояние научной разработанности  темы. Большой вклад в разработку теории и эффективных механизмов социального и экономического развития северных территорий внесли российские ученые, среди которых наиболее значимы труды А.Г.Аганбегяна, Г.А.Аграната, Е.Н.Андреевой, М.К.Бандмана, И.С.Грамберга, А.Г.Гранберга, Д.А.Додина, Е.Г.Егорова, В.А.Крюкова, В.В.Кулешова, В.Н.Лаженцева, Г.П.Лузина,

A.Н.Пилясова, В.С.Селина, С.В.Славина, П.Е.Семенова и др.

Вопросы повышения качества жизни на Севере, занятости населения и оплаты труда, оценки человеческого потенциала и новых форм организации труда в стратегически важных районах страны отражены в работах Л.И.Абрютиной, А.Н.Аверина, А.К.Акимова, Ю.П.Алексеева, А.Н.Алисова,

B.Н.Бобкова, Н.А.Волгина, А.Б.Докторовича, Г.В.Жукевич, Г.А.Комиссаровой, Е.С.Котырло, Э.Г.Кочетова, Б.Н.Кузыка, А.С.Матвеева, 1 М.Е.Николаева, Г.Д.Олейника, В.Н.Пивненко, А.Л.Пиддэ, О.С.Пчелинцева, А.В. Ткачева, В.В.Фаузера, Р.И.Федорова, В.Н.Харитоновой, Н.К.Харлампьевой, Л.П.Храпылиной, В.А.Черешнева, Б.М.Штульберга, Ю.В.Яковца и др.

О ключевой роли Северного  морского пути в социальном и экономическом  развитии арктических территорий содержится в работах

A.А.Адамеску, Ю.Г.Барсегова, А.Г.Горшковского, А.Г.Гранберга,

B.А.Корзуна, В.Б.Митько, И.М.Могилевкина, В.Я.Плаксия, В.П.Синецкого, Э.Г.Шевелева и др.

Значительный опыт в области  развития северных территорий накоплен зарубежными учеными и практиками, который раскрывается в трудах Л.Амлена, Т.Армстронга, И.Крупника, Ю.Слезкина, У.Хикла, О. Янга и др.

Автор в своей работе обращается к теоретическим разработкам институционального и эволюционного направлений экономической теории, раскрытых в трудах российских и зарубежных ученых - А.Аузана, Дж.Бъюкенена, Н.Кондратьева, Р.Коуза, Д.Норта, Д.Ходжсона, С.Хорзова, с

В.Чалова, И. Шумпетера и др.

Совершенствованию социально-трудовых и организационно-экономических  отношений между бизнесом и общинами коренных малочисленных народов Севера посвящены работы Д.В.Задираки,

B.Г.Логинова, А.В.Мажарова, А.А.Максимова, С.Х.Хакназароиа,

C.Н.Харючи.

В качестве важнейшего механизма создания системы устойчивого развития Арктики ряд ученых считает целесообразным создание институциональных межгосударственных корпораций и программ, авторами которых являются Д. А. До дин, И.В.Касатонов, В.И.Чалов.

Вместе с тем вопросы  изменения подходов к теории и  практике социального и экономического развития северных территорий России в современных условиях требуют  дальнейшего анализа и исследования для адекватного и своевременного реагирования на меняющиеся реальности.

Сложность и противоречивость решения проблем обусловили выбор  темы, объекта и цели исследования, определили исходные позиции автора и задачи.

Целью диссертационного исследования научное обоснование концептуальных подходов к социальному и экономическому развитию северных территорий России в современных условиях.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих  задач:

1. анализ теоретико-методологических  аспектов и периодизация социально-экономического  развития северных территорий  страны с характеристикой каждого  периода;

2. выявление факторов  и условий, влияющих на социальное  и экономическое развитие северных  территорий России в современных  условиях;

3. изучение зарубежного  опыта развития северных территорий  и оценка возможности адаптации  его элементов к условиям Российского  Севера;

4. анализ современного  социального и экономического  состояния северных регионов;

5. раскрытие особенностей  социальной ответственности бизнеса на северных территориях;

6. обоснование роли Северного  морского пути в социальном  и экономическом развитии северных  территорий;

7. исследование влияния  международного сотрудничества  на развитие северных территорий;

8. разработка и научное  обоснование организационно-экономических механизмов управления развитием традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера в условиях рыночной экономики;

9. разработка и научное  обоснование концептуальных подходов  к социальному и экономическому  развитию северных территорий  в современных условиях.

Объект исследования - северные территории России и их социальное и экономическое развитие.

Предмет исследования - социально-трудовые и организационно-экономические  отношения, формирующиеся в процессе социального и экономического развития северных территорий в современных  условиях.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическую и методологическую базу диссертационного исследования составили  теория экономического анализа, институциональная экономика, труды отечественных и зарубежных ученых, в которых содержатся идеи и концепции, посвященные проблемам социально-экономического развития северных территорий.

В ходе исследования использовались методы изучения социально-экономических  процессов, исторического, сравнительного и логического анализа с выделением ключевых проблем Севера, обобщения, социально-экономической статистики, экспертных оценок, а также социологические  методы сбора данных (анкетирование, экспертный опрос, наблюдения).

Документальную и эмпирическую базу исследования составили Конституция  Российской Федерации, Законодательные  акты СССР и Российской Федерации в отношении северных территорий, Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, материалы государственной статистики, официальные документы министерств и -ведомств Российской Федерации, выступления официальных государственных лиц по исследуемым вопросам.

Источниками информации исследования являются аналитические материалы  Совета Федерации Российской Федерации, Арктического Совета, Российского союза  промышленников и предпринимателей, результаты международных проектов и социологических опросов с участием автора, а также результаты научных исследований, выполненных им в период 19932009 гг.

Научные результаты, полученные автором, состоят в следующем.

Решена крупная народнохозяйственная задача — разработаны и научно обоснованы концептуальные подходы к социальному и экономическому развитию северных территорий Российской Федерации в современных условиях, доведенные автором до предложения эффективных практических механизмов обеспечения жизнедеятельности и повышения качества жизни.

Полученные результаты дополняют  и развивают теорию и практику экономики труда и региональной экономики, а также способствуют повышению эффективности развития северных территорий России.

Научная новизна основных результатов, полученных автором, представлена в следующих, наиболее существенных положениях:

1. На основе проведенного  экономико-исторического анализа  освоения и социального и экономического  развития северных территорий  за период 1915-2007 гг. с точки зрения  методологических и методических подходов к решению проблем развития Севера проведена периодизация эволюции социально-экономического развития северных территорий.

I период - 1915- 1950-е гг. - пионерное  освоение северных территорий.

II период — 1960-1980-е гг. — сбалансированное развитие районов нового освоения.

Ш период - 1990-е гг. - государственное регулирование ' и государственная поддержка развития северных территорий России в условиях перехода к рыночной экономике.

IV период - 2000-2007 гг. - переход  к устойчивому развитию Севера  России.

Предложено авторское  определение понятия «социальное и экономическое развитие северных территорий в современных условиях». В авторской интерпретации «социальное и экономическое развитие северных л территорий в современных условиях» - это решение комплекса социальных, трудовых и финансово-экономических проблем на основе совершенствования институтов, нацеленных на сбалансированность социально-трудовой сферы с учетом природной и этнокультурной специфики территорий.

2. Научно обоснованы факторы,  существенно влияющие на социальные  и экономические преобразования  на северных территориях «и  стимулирующие развитие рынка  труда, отраслей социально-трудовой  сферы, к которым автор относит: либерализацию экономики, научно-технический прогресс, принесший новые информационные технологии и средства связи; деятельность международных организаций.

Информация о работе Концепция развития северных территорий