Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:59, доклад
Северные территории Российской Федерации занимают 11,4 млн. кв. км (64% общей площади страны), в них проживает 10,5 млн. человек (7,4% населения страны), в числе которых 250 тыс. (2,4 % населения Севера) представляют 40 коренных малочисленных народов Севера. Они вносят значительный вклад в экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны. 60% всех валютных поступлений России - с северных территорий. Север не только природная кладовая, но и мощный производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП. 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, 90% меди и никеля, половина леса, 2/3 золота добывается на Севере.
Министерство
подготовки и расстановки кадров РС(Я)
ГОБУ «Якутский
доклад
На тему : «Концепция развития северных территорий»
Выполнила: студент 2 курса
по специальности: ПиОСО
Якутск 2013
Северные территории Российской Федерации занимают 11,4 млн. кв. км (64% общей площади страны), в них проживает 10,5 млн. человек (7,4% населения страны), в числе которых 250 тыс. (2,4 % населения Севера) представляют 40 коренных малочисленных народов Севера. Они вносят значительный вклад в экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны. 60% всех валютных поступлений России - с северных территорий. Север не только природная кладовая, но и мощный производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП. 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, 90% меди и никеля, половина леса, 2/3 золота добывается на Севере.
Кроме того, в Основах
государственной политики Российской
Федерации в Арктике на период
до 2020 года и дальнейшую перспективу,
в Концепции долгосрочного соци
Радикальная реструктуризация э
Остро дискуссионными остаются
вопросы дивергенции северных территорий,
слабой транспортной доступност
Интенсивное промышленное освоение
природных ресурсов северных территорий
Российской Федерации существенно
сократило возможности
За последние 20 лет были
приняты основополагающие законодательные
акты, регулирующие специфику экономических,
социальных, трудовых и иных отношений
в условиях Севера: Закон Российской
Федерации «О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих
в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях», федеральные законы
«Об основах государственного регулирования
социально-экономического развития Севера
Российской Федерации», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим
из районов Крайнего Севера и приравненных
к ним местностей», ряд федеральных законов,
направленных на обеспечение защиты исконной
среды обитания, традиционной хозяйственной дея
Кроме того, большое значение
для обеспечения хозяйственной
деятельности на северных территориях
имело принятие федеральных законов,
регулирующих правовой режим и использование
континентального шельфа, исключительной
экономической зоны, внутренних морских
вод, территориального моря Российской Федерации,
а также регулирующих вопросы природопользования, недропольз
Разработаны проекты законов по таким важным вопросам, как районирование Севера России, переселения граждан из закрывающихся поселков, по Северному морскому пути и другие. Отсутствие государственной политики по отношению к северным территориям тормозит не только рассмотрение и принятие перечисленных законов, но и отражается на социальном и экономическом развитии северных территорий.
Состояние научной разработанности темы. Большой вклад в разработку теории и эффективных механизмов социального и экономического развития северных территорий внесли российские ученые, среди которых наиболее значимы труды А.Г.Аганбегяна, Г.А.Аграната, Е.Н.Андреевой, М.К.Бандмана, И.С.Грамберга, А.Г.Гранберга, Д.А.Додина, Е.Г.Егорова, В.А.Крюкова, В.В.Кулешова, В.Н.Лаженцева, Г.П.Лузина,
A.Н.Пилясова, В.С.Селина, С.В.Славина, П.Е.Семенова и др.
Вопросы повышения качества жизни на Севере, занятости населения и оплаты труда, оценки человеческого потенциала и новых форм организации труда в стратегически важных районах страны отражены в работах Л.И.Абрютиной, А.Н.Аверина, А.К.Акимова, Ю.П.Алексеева, А.Н.Алисова,
B.Н.Бобкова, Н.А.Волгина, А.Б.Докторовича, Г.В.Жукевич, Г.А.Комиссаровой, Е.С.Котырло, Э.Г.Кочетова, Б.Н.Кузыка, А.С.Матвеева, 1 М.Е.Николаева, Г.Д.Олейника, В.Н.Пивненко, А.Л.Пиддэ, О.С.Пчелинцева, А.В. Ткачева, В.В.Фаузера, Р.И.Федорова, В.Н.Харитоновой, Н.К.Харлампьевой, Л.П.Храпылиной, В.А.Черешнева, Б.М.Штульберга, Ю.В.Яковца и др.
О ключевой роли Северного морского пути в социальном и экономическом развитии арктических территорий содержится в работах
A.А.Адамеску, Ю.Г.Барсегова, А.Г.Горшковского, А.Г.Гранберга,
B.А.Корзуна, В.Б.Митько, И.М.Могилевкина, В.Я.Плаксия, В.П.Синецкого, Э.Г.Шевелева и др.
Значительный опыт в области
развития северных территорий накоплен
зарубежными учеными и
Автор в своей работе обращается
к теоретическим разработкам ин
В.Чалова, И. Шумпетера и др.
Совершенствованию социально-трудовых
и организационно-
B.Г.Логинова, А.В.Мажарова, А.А.Максимова, С.Х.Хакназароиа,
C.Н.Харючи.
В качестве важнейшего механизма
создания системы устойчивого развития
Арктики ряд ученых считает целесообразным
создание институциональных меж
Вместе с тем вопросы
изменения подходов к теории и
практике социального и экономического
развития северных территорий России
в современных условиях требуют
дальнейшего анализа и
Сложность и противоречивость решения проблем обусловили выбор темы, объекта и цели исследования, определили исходные позиции автора и задачи.
Целью диссертационного исследования
научное обоснование
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
1. анализ теоретико-
2. выявление факторов
и условий, влияющих на
3. изучение зарубежного
опыта развития северных
4. анализ современного социального и экономического состояния северных регионов;
5. раскрытие особенностей
социальной ответственности биз
6. обоснование роли Северного
морского пути в социальном
и экономическом развитии
7. исследование влияния
международного сотрудничества
на развитие северных
8. разработка и научное
обоснование организационно-
9. разработка и научное
обоснование концептуальных
Объект исследования - северные территории России и их социальное и экономическое развитие.
Предмет исследования - социально-трудовые
и организационно-
Теоретические и методологические основы исследования.
Теоретическую и методологическую
базу диссертационного исследования составили
теория экономического анализа, институциональная эко
В ходе исследования использовались
методы изучения социально-экономических
процессов, исторического, сравнительного
и логического анализа с
Документальную и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Законодательные акты СССР и Российской Федерации в отношении северных территорий, Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, материалы государственной статистики, официальные документы министерств и -ведомств Российской Федерации, выступления официальных государственных лиц по исследуемым вопросам.
Источниками информации исследования являются аналитические материалы Совета Федерации Российской Федерации, Арктического Совета, Российского союза промышленников и предпринимателей, результаты международных проектов и социологических опросов с участием автора, а также результаты научных исследований, выполненных им в период 19932009 гг.
Научные результаты, полученные автором, состоят в следующем.
Решена крупная народнохозяйств
Полученные результаты дополняют
и развивают теорию и практику
экономики труда и региональной
экономики, а также способствуют
повышению эффективности
Научная новизна основных результатов, полученных автором, представлена в следующих, наиболее существенных положениях:
1. На основе проведенного
экономико-исторического
I период - 1915- 1950-е гг. - пионерное освоение северных территорий.
II период — 1960-1980-е гг. — сбалансированное развитие районов нового освоения.
Ш период - 1990-е гг. - государственное
регулирование ' и государственная поддержка разв
IV период - 2000-2007 гг. - переход к устойчивому развитию Севера России.
Предложено авторское
определение понятия «социально
2. Научно обоснованы факторы,
существенно влияющие на