Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:46, реферат
На сегодня основными функциями теорий личности являются:
1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие-либо классы наблюдаемых, взаимосвязанных явлений
2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Развитие личности ……………………………………………….4
2. Социализация личности и периодизация ее развития ………..10
3. Отечественные теории личности ………………………………11
4. Зарубежные теории личности ………………………………….13
Заключение ………………………………………………………………14
Список использованной литературы …………………………………...15
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Развитие личности ……………………………………………….4
2. Социализация личности и периодизация ее развития ………..10
3. Отечественные теории личности ………………………………11
4. Зарубежные теории личности ………………………………….13
Заключение ………………………………………………………………14
Список
использованной литературы …………………………………...15
ВВЕДЕНИЕ
Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
В
настоящее время нет
На сегодня основными функциями теорий личности являются:
1.
Обеспечение понятийной основы,
чтобы объяснять какие-либо
2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.
1. Развитие личности
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.
Личностный
рост обусловлен множеством внешних
и внутренних детерминант. К внешним,
или детерминантам окружения, относятся:
принадлежность индивидуума к определенной
культуре, социально-экономическому классу
и уникальной для каждого семейной среде.
С другой стороны, внутренние детерминанты
включают генетические, биологические
и физические факторы. Дальнейшее описание
множества изменений, сопровождающих
наше развитие – физических, социальных,
интеллектуальных, эмоциональных, моральных
и т.д., - показывает, какой сложной является
проблема развития человека.
2. Социализация личности и периодизация ее развития
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
Выделяют следующие стадии социализации:
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Период | Ведущая деятельность | Ведущая
сторона
Социализации |
1 | 2 | 3 |
1. Младенчество (0-1г.) – этап «доверия к миру» | Эмоциональное общение со взрослыми | А – освоение норм отношения между людьми |
2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности» | Предметная деятельность | Б – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами |
3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы» | Игра | А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми |
4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства» | Учебная деятельность | Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности |
5. Подростковый (11-14 лет) | Общение со сверстниками | А – освоение норм отношений между людьми |
6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я» | Учебно-профессиональная деятельность | Б – освоение профессиональных знаний, умений. |
7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости» | Трудовая деятельность, профессиональная учеба | А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений |
8. Этап человеческой зрелости |
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским , иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.
После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные-отрицательные выходы из каждой стадии приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Стадии и положительные-отрицательные выходы из каждой стадии
+
окончательная форма себя, жизни», мудрость - разочарование в жизни |
Стадия 8
старость после 50 лет | |
+
творчество, любимая работа, воспитание
детей,
забота о детях, удовлетворенность жизнью - опустошенность, застой, регрессия |
Стадия 7
зрелость до 50 лет | |
+
чувство близости, интимности, единство
с людьми,
любовь - изоляция, одиночество |
Стадия 6
молодость от 20 до 25 лет | |
+
цельная форма эгоидентичности, находит
свое «Я»,
верность себе, признание себя людьми
одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность |
Стадия 5
юношеский от 11 до 20 лет | |
+ уверенность
в себе, компетентность
-
неполноценность, неверие в |
школьный от 6 до 11 лет | |
+ инициативность,
целеустремленность,
активность, предприимчивость, самостоятельность - пассивность, подражание образцам, вина |
дошкольный возраст от 3 до 6 лет | |
+
автономия, самостоятельность,
опрятность, воля
|
ранний возраст от 1 до 3 лет | |
+
базальное доверие к миру, оптимизм,
стремление к жизни
стремление к смерти |
младенчество |