Концепция устойчивого развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение социальных, экономических и экологических параметров в едином комплексе стало уже общепризнанным. Естественно, что и критерии или индикаторы устойчивого развития должны отражать эти три важнейшие составляющие цивилизации. С другой стороны, развитие можно рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивого развития.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.09 Кб (Скачать)

Введение 

     Тема  выбрана не случайно. Ведь концепция  устойчивого развития включает в  себя не только экономическую составляющую, но и захватывает другие сферы  жизни общества, которые лишь в  совокупности могут обеспечить процветание  человечества и его правильное развитие.

     Понятие «устойчивое развитие» было введено  в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности  настоящего времени, но не ставит под  угрозу способность будущих поколений  удовлетворять свои собственные  потребности. В этом определении  отражается экстенсивность нынешнего  этапа развития человечества и наличие  ресурсных ограничений. Ресурсные  ограничения носят комплексный  характер и связаны не только с  ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и  взаимовлиянием между антропосистемой  и биосферой. Осознание этого  взаимодействия и взаимовлияния  привело к введению понятия хозяйственной  емкости биосферы - предельно допустимого  антропогенного воздействия на биосферу, превышение которого переводит ее в  возмущенное состояние и со временем должно вызвать в ней необратимые  деградационные процессы. С использованием этого понятия было предложено экологически более корректное определение устойчивого  развития: «Устойчивое развитие - это  такое развитие, при котором воздействия  на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная  основа для воспроизводства жизни  человека».

     Очевидно, что для того, чтобы оценить  в каком состоянии мы находимся  и куда движется общество необходимы определенные критерии. Проблема очень  сложна, звучащие предложения разноплановы и противоречивы. Во многих серьезных  исследованиях вопросы, связанные  с критериями устойчивого развития, вообще игнорируется.

     Рассмотрение  социальных, экономических и экологических  параметров в едином комплексе стало  уже общепризнанным. Естественно, что  и критерии или индикаторы устойчивого  развития должны отражать эти три  важнейшие составляющие цивилизации. С другой стороны, развитие можно  рассматривать как смену состояний, каждое из которых характеризуется  определенной устойчивостью и способностью к изменениям. Именно в этих двух плоскостях и развивается формирование системы критериев устойчивого  развития.

Глава 1. Концепция устойчивого развития РФ

1.1.Принципы  устойчивого развития

     Современные экологические проблемы, заставившие  обратить на себя внимание и вызвавшие  к жизни концепцию устойчивого  развития, в определенной степени  порождены отставанием экономической  мысли. Ни классики экономической науки, начиная с А. Смита, ни последующие  экономические школы, в том числе  марксистская. не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом  развитии. И лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились  экологические проблемы, перед экономической  наукой встала задача осмыслить сложившиеся  тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

     В сущности концепция устойчивого  развития стала качественно новым  подходом к проблемам, которые раньше или не замечались, или не осознавались как важные, или считались не относящимися к сфере экономической науки. Доминирующая до сих пор в экономике  парадигма базируется на некоторых  предположениях о мире, которые, будучи очень полезными для эффективного распределения ресурсов в краткосрочном  промежутке времени, менее точны  и полезны в работе с более  долгосрочными, широкими и сложными проблемами устойчивого развития.

     Р.Костанца и К.Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого  масштаба экономики, который соответствовал  бы ее экологической системе  жизнеобеспечения;

2) справедливого  распределения ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного  распределения ресурсов во времени,  которое бы адекватно учитывало  природный капитал. 

     Большинство представителей традиционной экономической  науки полагали, что дистрибутивная проблема должна решаться политическими, а не экономическими методами. Проблема масштаба даже не рассматривалась в  качестве существенной, поскольку признавалась возможность бесконечного замещения  ресурсов и технологических изменений. Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная проблема не могут быть решены в рамках рыночного механизма даже при условии совершенного" рынка в смысле учета всех внешних издержек. Скорее решение этих проблем должно быть найдено вне рынка, рынок же может использоваться как эффективный инструмент для претворения этих решений в жизнь.

     Традиционная  парадигма в значительной степени  игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную проблему как находящиеся "вне  сферы" экономической науки. Экономическая  наука рассматривается как ограниченная решением технических вопросов, возникающих  в связи с эффективным распределением ресурсов. Но если определять экономическую  науку более широко, а именно как "науку об управлении хозяйством" (такое значение несет греческое  слово "экономика"), то она должна обращаться ко всем проблемам, возникающим  в ходе такого управления, включая  проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную проблему, даже если последние и  не вмещаются в рамки математических моделей и традиционных предписаний, употребляемых при решении проблемы эффективного распределения ресурсов.

1.2. Концепции устойчивого развития в российском законодательстве

     Концепция устойчивого развития в российском экологическом законодательстве. Первые попытки законодательного закрепления  некоторых положений устойчивого  развития в России были предприняты  еще до Конференции ООН в Рио  в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 году. В преамбуле  этого Закона указывалось, что природа  и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально - экономического развития и благосостояния человека. В нем впервые было закреплено право граждан на здоровую и благоприятную  окружающую природную среду, а также  механизмы его реализации. В ст.1 Закона предусматривалось, что сформулированные задачи природоохранительного законодательства РФ реализуются в интересах настоящего и будущих поколений людей. Эти нормы в полной мере отвечали концепции устойчивого развития.

В Законе было впервые введено понятие  и элементы экономического механизма  охраны окружающей природной среды, в числе которых, в частности, устанавливалась платность использования  природных ресурсов, а также плата  за загрязнение и другие виды воздействия  на окружающую природную среду. Тем  самым в нем получил закрепление  один из важнейших общепризнанных мировым  сообществом принцип «загрязнитель  платит». Общие положения Закона отвечали не только условиям, изменившимся внутри страны, но и в мировом пространстве, находившемся под воздействием глобализационных процессов. На их реализацию были направлены предусмотренные в Законе новые средства решения экологических проблем и регулирования экологических отношений, являющиеся действенными и на сегодняшний день. В их числе: государственная экологическая экспертиза, проведение которой получило подробную регламентацию в ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.), экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, экологическое нормирование, экологическое образование и воспитание, новые подходы к установлению юридической ответственности за экологические правонарушения, включая возмещение вреда. Однако, нельзя не отметить все-таки косвенное отношение этих и других норм к глобализации и устойчивому развитию как одному из ее проявлений на момент принятия Закона.

     После Конференции в Рио в России уделялось более серьезное внимание к проблемам устойчивого развития. Необходимость разработки и реализации концепции устойчивого развития были предусмотрены в специальных  Указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии  Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого  развития» и от 1 апреля 1996 г. «О концепции  перехода Российской Федерации к  устойчивому развитию». Концепция  прямо указывала на преемственность  по отношению к принципам и  подходам, сформулированным Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. В Концепции отмечалось, что  в России, с одной стороны, сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем, а с другой, что территории, где проживает более половины населения страны, характеризуются  как экологически неблагополучные. В качестве основных направлений  деятельности определялась необходимость создания правовой базы с упором на экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды, разработки системы стимулирования экологизации хозяйственной и иной деятельности, оценки емкости локальных и региональных экосистем и пропаганды идей устойчивого развития. Впервые в нормативном правовом акте, отражающем элементы государственной политики по обеспечению устойчивого развития, появилось понятие качества жизни, как важнейшего элемента в ряду прочих факторов, характеризующих благополучие жизни, здоровья, состояния окружающей среды, дохода, уровня занятости и образования, степени реализации прав человека.

     Однако, при всей прогрессивности Основных положений и Концепции перехода к устойчивому развитию, реализация заложенных в них идей во многом остается абстракцией. Например, в Указе 1996 г. Правительству РФ предписывалось руководствоваться Концепцией при  разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, при  подготовке нормативных правовых актов, при принятии хозяйственных и  иных решений. Но данные предписания  не реализуется, либо реализуются недостаточно. Программы социально-экономического развития продолжают ориентироваться  исключительно на экономические  показатели. Правительством РФ было принято  Постановление от 08.05.96 № 559 «О разработке проекта государственной стратегии  устойчивого развития Российской Федерации». Такой документ был подготовлен, но лишь одобрен Правительством РФ в декабре 1997 года. В экологической  литературе отмечается, что «согласованный вариант стратегии не был согласован из-за противодействия ведомств экономического и финансового блока», а также  указывается на «игнорирование как  идей устойчивого развития, так и  утвержденных Президентом РФ указов и документов с момента их принятия до настоящего времени», хотя они готовились с участием всех заинтересованных ведомств, ученых и специалистов. Наиболее полно вопросы устойчивого развития оказались закрепленными в Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы. Однако, необходимой юридической силы этот план не получил, поскольку приказом Госкомэкологии России от 31.12.98 № 786 были утверждены лишь включенные в него мероприятия.

     Рекомендации  международных форумов по вопросам охраны окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития были учтены в  Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением  Правительства РФ от 31.08.02 № 1225. В  этом документе признается, что современный  экологический кризис ставит под  угрозу возможность устойчивого  развития человеческой цивилизации. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое  качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при  условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого  необходимо формировать и последовательно  реализовывать единую государственную  политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Стратегической целью государственной экологической политики признано сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

     Одним из ключевых положений Экологической  доктрины является принцип устойчивого  развития, на основе которого должна осуществляться государственная экологическая  политика, означающий равное внимание к экономической, социальной и экологической  составляющим развития и признание  невозможности развития человеческого  общества при деградации природы. В  Доктрине определены базовые основы, сформулированы задачи, принципы, основные направления государственной политики в области экологии с позиций  устойчивого развития, а также  названы пути и средства ее реализации.

     Принципиальный  характер имеет выделение в Экологической  доктрине региональной экологической  политики как необходимого условия  обеспечения устойчивого развития страны в целом. Такой подход во многом обусловлен принятыми на региональном и муниципальном уровнях попытками  учесть положения устойчивого развития в процессе нормативного правового  регулирования в рамках полномочий, представленных субъектам РФ и муниципальным  образованиям. В качестве примеров можно привести Концепцию устойчивого  экологического развития города Краснодара, утвержденную постановлением Главы  администрации города Краснодара от 23 октября 1995 г. № 1392; региональную научно-техническую  Программу «Научное обеспечение  экологической безопасности населения  и устойчивого развития Республики Мордовия», утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 марта 1996 г. № 147; Программу природоохранных  мероприятий оздоровления экологической  обстановки области на 1997-2000 годы, утвержденную постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 20 марта 1997 г. № 67; Программу экологического оздоровления Ивановской области на период до 2005 года, утвержденную Законом Ивановской области от 23 мая 2000 г. № 23-ОЗ. Эти  документы принимались субъектами РФ и муниципальными образованиями  во многом как реакция на международные  нормы и Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, предусматривающую региональный аспект такого развития.

Информация о работе Концепция устойчивого развития РФ