Введение
Тема
выбрана не случайно. Ведь концепция
устойчивого развития включает в
себя не только экономическую составляющую,
но и захватывает другие сферы
жизни общества, которые лишь в
совокупности могут обеспечить процветание
человечества и его правильное развитие.
Понятие
«устойчивое развитие» было введено
в мировую науку и политику
комиссией Брутланд как развитие,
которое удовлетворяет потребности
настоящего времени, но не ставит под
угрозу способность будущих поколений
удовлетворять свои собственные
потребности. В этом определении
отражается экстенсивность нынешнего
этапа развития человечества и наличие
ресурсных ограничений. Ресурсные
ограничения носят комплексный
характер и связаны не только с
ограниченностью собственно минерального
сырья, но и со взаимодействием и
взаимовлиянием между антропосистемой
и биосферой. Осознание этого
взаимодействия и взаимовлияния
привело к введению понятия хозяйственной
емкости биосферы - предельно допустимого
антропогенного воздействия на биосферу,
превышение которого переводит ее в
возмущенное состояние и со временем
должно вызвать в ней необратимые
деградационные процессы. С использованием
этого понятия было предложено экологически
более корректное определение устойчивого
развития: «Устойчивое развитие - это
такое развитие, при котором воздействия
на окружающую среду остаются в пределах
хозяйственной емкости биосферы,
так что не разрушается природная
основа для воспроизводства жизни
человека».
Очевидно,
что для того, чтобы оценить
в каком состоянии мы находимся
и куда движется общество необходимы
определенные критерии. Проблема очень
сложна, звучащие предложения разноплановы
и противоречивы. Во многих серьезных
исследованиях вопросы, связанные
с критериями устойчивого развития,
вообще игнорируется.
Рассмотрение
социальных, экономических и экологических
параметров в едином комплексе стало
уже общепризнанным. Естественно, что
и критерии или индикаторы устойчивого
развития должны отражать эти три
важнейшие составляющие цивилизации.
С другой стороны, развитие можно
рассматривать как смену состояний,
каждое из которых характеризуется
определенной устойчивостью и способностью
к изменениям. Именно в этих двух
плоскостях и развивается формирование
системы критериев устойчивого
развития.
Глава
1. Концепция устойчивого развития
РФ
1.1.Принципы
устойчивого развития
Современные
экологические проблемы, заставившие
обратить на себя внимание и вызвавшие
к жизни концепцию устойчивого
развития, в определенной степени
порождены отставанием экономической
мысли. Ни классики экономической науки,
начиная с А. Смита, ни последующие
экономические школы, в том числе
марксистская. не придавали значения
экологическим ограничениям в экономическом
развитии. И лишь в 70-е годы XX века,
когда во всем мире резко обострились
экологические проблемы, перед экономической
наукой встала задача осмыслить сложившиеся
тенденции эколого-экономического
развития и разработки принципиально
новых концепций развития.
В
сущности концепция устойчивого
развития стала качественно новым
подходом к проблемам, которые раньше
или не замечались, или не осознавались
как важные, или считались не относящимися
к сфере экономической науки.
Доминирующая до сих пор в экономике
парадигма базируется на некоторых
предположениях о мире, которые, будучи
очень полезными для эффективного
распределения ресурсов в краткосрочном
промежутке времени, менее точны
и полезны в работе с более
долгосрочными, широкими и сложными
проблемами устойчивого развития.
Р.Костанца
и К.Фольке выделяют три иерархически
взаимосвязанные проблемы, с решением
которых связано устойчивое развитие.
Они сводятся к поддержанию:
1) устойчивого
масштаба экономики, который соответствовал
бы ее экологической системе
жизнеобеспечения;
2) справедливого
распределения ресурсов и возможностей
не только в рамках нынешнего поколения
людей, но также между нынешним и будущими
поколениями, а также между человеком
и другими биологическими видами;
3) эффективного
распределения ресурсов во времени,
которое бы адекватно учитывало
природный капитал.
Большинство
представителей традиционной экономической
науки полагали, что дистрибутивная
проблема должна решаться политическими,
а не экономическими методами. Проблема
масштаба даже не рассматривалась в
качестве существенной, поскольку признавалась
возможность бесконечного замещения
ресурсов и технологических изменений.
Важно, что проблема масштаба и дистрибутивная
проблема не могут быть решены в рамках
рыночного механизма даже при условии
совершенного" рынка в смысле учета
всех внешних издержек. Скорее решение
этих проблем должно быть найдено вне
рынка, рынок же может использоваться
как эффективный инструмент для претворения
этих решений в жизнь.
Традиционная
парадигма в значительной степени
игнорирует проблему масштаба и дистрибутивную
проблему как находящиеся "вне
сферы" экономической науки. Экономическая
наука рассматривается как ограниченная
решением технических вопросов, возникающих
в связи с эффективным распределением
ресурсов. Но если определять экономическую
науку более широко, а именно как
"науку об управлении хозяйством"
(такое значение несет греческое
слово "экономика"), то она должна
обращаться ко всем проблемам, возникающим
в ходе такого управления, включая
проблему масштаба хозяйства и дистрибутивную
проблему, даже если последние и
не вмещаются в рамки математических
моделей и традиционных предписаний,
употребляемых при решении проблемы
эффективного распределения ресурсов.
1.2. Концепции
устойчивого развития в российском законодательстве
Концепция
устойчивого развития в российском
экологическом законодательстве. Первые
попытки законодательного закрепления
некоторых положений устойчивого
развития в России были предприняты
еще до Конференции ООН в Рио
в Законе РСФСР «Об охране окружающей
природной среды» в 1991 году. В преамбуле
этого Закона указывалось, что природа
и ее богатства являются национальным
достоянием народов России, естественной
основой их устойчивого социально
- экономического развития и благосостояния
человека. В нем впервые было закреплено
право граждан на здоровую и благоприятную
окружающую природную среду, а также
механизмы его реализации. В ст.1 Закона
предусматривалось, что сформулированные
задачи природоохранительного законодательства
РФ реализуются в интересах настоящего
и будущих поколений людей. Эти нормы в
полной мере отвечали концепции устойчивого
развития.
В Законе
было впервые введено понятие
и элементы экономического механизма
охраны окружающей природной среды,
в числе которых, в частности,
устанавливалась платность использования
природных ресурсов, а также плата
за загрязнение и другие виды воздействия
на окружающую природную среду. Тем
самым в нем получил закрепление
один из важнейших общепризнанных мировым
сообществом принцип «загрязнитель
платит». Общие положения Закона отвечали
не только условиям, изменившимся внутри
страны, но и в мировом пространстве, находившемся
под воздействием глобализационных процессов.
На их реализацию были направлены предусмотренные
в Законе новые средства решения экологических
проблем и регулирования экологических
отношений, являющиеся действенными и
на сегодняшний день. В их числе: государственная
экологическая экспертиза, проведение
которой получило подробную регламентацию
в ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995
г.), экологические требования к хозяйственной
и иной деятельности, экологическое нормирование,
экологическое образование и воспитание,
новые подходы к установлению юридической
ответственности за экологические правонарушения,
включая возмещение вреда. Однако, нельзя
не отметить все-таки косвенное отношение
этих и других норм к глобализации и устойчивому
развитию как одному из ее проявлений
на момент принятия Закона.
После
Конференции в Рио в России
уделялось более серьезное внимание
к проблемам устойчивого развития.
Необходимость разработки и реализации
концепции устойчивого развития
были предусмотрены в специальных
Указах Президента РФ - от 4 февраля 1994
г. «О государственной стратегии
Российской Федерации по охране окружающей
среды и обеспечению устойчивого
развития» и от 1 апреля 1996 г. «О концепции
перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию». Концепция
прямо указывала на преемственность
по отношению к принципам и
подходам, сформулированным Конференцией
ООН по окружающей среде и развитию
в 1992 г. В Концепции отмечалось, что
в России, с одной стороны, сохранился
крупнейший на планете массив естественных
экосистем, а с другой, что территории,
где проживает более половины
населения страны, характеризуются
как экологически неблагополучные.
В качестве основных направлений
деятельности определялась необходимость
создания правовой базы с упором на экономические
механизмы регулирования природопользования
и охраны окружающей среды, разработки
системы стимулирования экологизации
хозяйственной и иной деятельности, оценки
емкости локальных и региональных экосистем
и пропаганды идей устойчивого развития.
Впервые в нормативном правовом акте,
отражающем элементы государственной
политики по обеспечению устойчивого
развития, появилось понятие качества
жизни, как важнейшего элемента в ряду
прочих факторов, характеризующих благополучие
жизни, здоровья, состояния окружающей
среды, дохода, уровня занятости и образования,
степени реализации прав человека.
Однако,
при всей прогрессивности Основных
положений и Концепции перехода
к устойчивому развитию, реализация
заложенных в них идей во многом
остается абстракцией. Например, в Указе
1996 г. Правительству РФ предписывалось
руководствоваться Концепцией при
разработке прогнозов и программ
социально-экономического развития, при
подготовке нормативных правовых актов,
при принятии хозяйственных и
иных решений. Но данные предписания
не реализуется, либо реализуются недостаточно.
Программы социально-экономического
развития продолжают ориентироваться
исключительно на экономические
показатели. Правительством РФ было принято
Постановление от 08.05.96 № 559 «О разработке
проекта государственной стратегии
устойчивого развития Российской Федерации».
Такой документ был подготовлен,
но лишь одобрен Правительством РФ
в декабре 1997 года. В экологической
литературе отмечается, что «согласованный
вариант стратегии не был согласован
из-за противодействия ведомств экономического
и финансового блока», а также
указывается на «игнорирование как
идей устойчивого развития, так и
утвержденных Президентом РФ указов и
документов с момента их принятия до настоящего
времени», хотя они готовились с участием
всех заинтересованных ведомств, ученых
и специалистов. Наиболее полно вопросы
устойчивого развития оказались закрепленными
в Национальном плане действий по охране
окружающей среды Российской Федерации
на 1999-2001 годы. Однако, необходимой юридической
силы этот план не получил, поскольку приказом
Госкомэкологии России от 31.12.98 № 786 были
утверждены лишь включенные в него мероприятия.
Рекомендации
международных форумов по вопросам
охраны окружающей среды и обеспечению
устойчивого развития были учтены в
Экологической доктрине Российской
Федерации, одобренной распоряжением
Правительства РФ от 31.08.02 № 1225. В
этом документе признается, что современный
экологический кризис ставит под
угрозу возможность устойчивого
развития человеческой цивилизации. Устойчивое
развитие Российской Федерации, высокое
качество жизни и здоровья ее населения,
а также национальная безопасность
могут быть обеспечены только при
условии сохранения природных систем
и поддержания соответствующего
качества окружающей среды. Для этого
необходимо формировать и последовательно
реализовывать единую государственную
политику в области экологии, направленную
на охрану окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов. Стратегической
целью государственной экологической
политики признано сохранение природных
систем, поддержание их целостности и
жизнеобеспечивающих функций для устойчивого
развития общества, повышения качества
жизни, улучшения здоровья населения и
демографической ситуации, обеспечения
экологической безопасности страны.
Одним
из ключевых положений Экологической
доктрины является принцип устойчивого
развития, на основе которого должна осуществляться
государственная экологическая
политика, означающий равное внимание
к экономической, социальной и экологической
составляющим развития и признание
невозможности развития человеческого
общества при деградации природы. В
Доктрине определены базовые основы,
сформулированы задачи, принципы, основные
направления государственной политики
в области экологии с позиций
устойчивого развития, а также
названы пути и средства ее реализации.
Принципиальный
характер имеет выделение в Экологической
доктрине региональной экологической
политики как необходимого условия
обеспечения устойчивого развития
страны в целом. Такой подход во многом
обусловлен принятыми на региональном
и муниципальном уровнях попытками
учесть положения устойчивого развития
в процессе нормативного правового
регулирования в рамках полномочий,
представленных субъектам РФ и муниципальным
образованиям. В качестве примеров
можно привести Концепцию устойчивого
экологического развития города Краснодара,
утвержденную постановлением Главы
администрации города Краснодара от
23 октября 1995 г. № 1392; региональную научно-техническую
Программу «Научное обеспечение
экологической безопасности населения
и устойчивого развития Республики
Мордовия», утвержденную постановлением
Правительства Республики Мордовия
от 27 марта 1996 г. № 147; Программу природоохранных
мероприятий оздоровления экологической
обстановки области на 1997-2000 годы, утвержденную
постановлением Законодательного собрания
Челябинской области от 20 марта 1997
г. № 67; Программу экологического оздоровления
Ивановской области на период до 2005
года, утвержденную Законом Ивановской
области от 23 мая 2000 г. № 23-ОЗ. Эти
документы принимались субъектами
РФ и муниципальными образованиями
во многом как реакция на международные
нормы и Концепцию перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию,
предусматривающую региональный аспект
такого развития.