Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 09:48, контрольная работа
В настоящее время Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества, в том числе и в региональной политике, актуальность которой особенно возросла в годы реформ. В данной работе будут рассмотрены некоторые вопросы территориального управления, а именно: функции органов государственной власти субъектов федерации, из взаимоотношения с федеральным центром и с полномочными представителями Президента Российской Федерации, а также некоторые основные направления региональной политики на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, их функции и компетенция ……………………………………………………………………………………..4
1.1 Функции и компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации …………………………………………………………………………4
1.2 Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти …………………………………………………………………………………………….7
2 Основные направления государственной региональной политики на современном этапе ……………………………………………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………………..16
Список используемых источников……………………………………………………17
Органы территориального управления
Содержание………………………………………
Введение……………………………………………
1
Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, их функции и компетенция ………………………………………………
Заключение
…………………………………………………………………………….
Список
используемых источников……………………………………………………
Введение
В настоящее время Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества, в том числе и в региональной политике, актуальность которой особенно возросла в годы реформ. В данной работе будут рассмотрены некоторые вопросы территориального управления, а именно: функции органов государственной власти субъектов федерации, из взаимоотношения с федеральным центром и с полномочными представителями Президента Российской Федерации, а также некоторые основные направления региональной политики на современном этапе.
Под регионом понимается часть территории Российской Федерации, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Региональное деление может не совпадать с административно - территориальным и национально-территориальным. Регион может находиться в границах субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ. Несовпадение зон ответственности органов административного управления с подведомственностью территорий финансовым, судебным, силовым структурам обеспечивает независимость представительств центральных органов от местных властей.
1 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, их функции и компетенция
В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а)
государственная и
б)
распространение суверенитета Российской
Федерации на всю ее территорию;
в)
верховенство Конституции Российской
Федерации и федеральных законов на всей
территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е)
разграничение предметов
ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
з)
самостоятельное осуществление своих
полномочий органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта
Российской Федерации обеспечивают реализацию
прав граждан на участие в управлении
делами государства как непосредственно,
так и через своих представителей, в том
числе путем законодательного закрепления
гарантий своевременного назначения даты
выборов в органы государственной власти
субъекта Российской Федерации и органы
местного самоуправления и гарантий периодического
проведения указанных выборов. Полномочия
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации устанавливаются
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, конституцией (уставом) и законами
субъекта Российской Федерации и могут
быть изменены только путем внесения соответствующих
поправок в Конституцию Российской Федерации
и (или) пересмотра ее положений, путем
принятия новых федеральных законов, конституции
(устава) и законов субъекта Российской
Федерации либо путем внесения соответствующих
изменений и (или) дополнений в указанные
действующие акты. Разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации осуществляется Конституцией
Российской Федерации, Федеративным договором
и иными договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий, заключенными в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации и федеральными законами. В
соответствии с Конституцией Российской
Федерации федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации могут
по взаимному соглашению передавать друг
другу осуществление части своих полномочий,
если это не противоречит Конституции
Российской Федерации и федеральным законам.
Систему органов государственной власти
субъекта Российской Федерации составляют:
законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта Российской
Федерации;
высший
исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации;
иные
органы государственной власти субъекта
Российской Федерации, образуемые в соответствии
с конституцией (уставом) субъекта Российской
Федерации.
В субъекте Российской Федерации устанавливается
система органов исполнительной власти
во главе с высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации, возглавляемым руководителем
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации в пределах ведения Российской
Федерации и полномочий Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской
Федерации. Высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской
Федерации разрабатывает и осуществляет
меры по обеспечению комплексного социально
- экономического развития субъекта Российской
Федерации, участвует в проведении единой
государственной политики в области финансов,
науки, образования, здравоохранения,
социального обеспечения и экологии.
Высший исполнительный орган государственной
власти субъекта Российской Федерации:
а)
осуществляет в пределах своих полномочий
меры по реализации, обеспечению и защите
прав и свобод человека и гражданина, охране
собственности и общественного порядка,
борьбе с преступностью;
б)
разрабатывает для
в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта
Российской Федерации и готовит отчет
об исполнении указанного бюджета и отчеты
о выполнении программ социально - экономического
развития субъекта Российской Федерации
для представления их высшим должностным
лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) в законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации;
г)
формирует иные органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации;
д) управляет
и распоряжается собственностью субъекта
Российской Федерации в соответствии
с законами субъекта Российской Федерации,
а также федеральной собственностью, переданной
в управление субъекту Российской Федерации
в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации;
е) вправе предложить
органу местного самоуправления, выборному
или иному должностному лицу местного
самоуправления привести в соответствие
с законодательством Российской Федерации
изданные ими правовые акты в случае, если
указанные акты противоречат Конституции
Российской Федерации, федеральным законам
и иным нормативным правовым актам Российской
Федерации, конституции (уставу), законам
и иным нормативным правовым актам субъекта
Российской Федерации, а также вправе
обратиться в суд;
ж) заключает
в соответствии с федеральным законом
договоры с федеральными органами исполнительной
власти о разграничении предметов ведения
и полномочий, а также соглашения о взаимной
передаче осуществления части своих полномочий;
з) осуществляет
иные полномочия, установленные федеральными
законами, конституцией (уставом) и законами
субъекта Российской Федерации, а также
соглашениями с федеральными органами
исполнительной власти.
Законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта Российской
Федерации и высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской
Федерации взаимодействуют в установленных
настоящим Федеральным законом и законом
субъекта Российской Федерации формах
в целях эффективного управления процессами
экономического и социального развития
субъекта Российской Федерации и в интересах
его населения.
1.2. Территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти
Территориальные
органы министерств и ведомств Российской
Федерации входят в систему органов
исполнительной власти Российской Федерации
и осуществляют свою деятельность под
руководством соответствующих центральных
органов федеральной
Территориальные органы:
а)
принимают участие в
б) участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации мероприятий, предусмотренных Программой углубления экономических реформ и касающихся сферы их деятельности;
в) систематически информируют министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.
Территориальные органы имеют право:
а) представлять соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
б)
запрашивать и получать: - от соответствующих
министерств и ведомств Российской
Федерации, органов исполнительной
власти субъектов Федерации - необходимую
для осуществления своей
в)
участвовать в работе соответствующих
центральных органов федеральной исполнительной
власти;
г) принимать участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации экономической реформы;
д)
вносить предложения соответствующим
центральным органам федеральной исполнительной
власти и органам исполнительной власти
субъектов Федерации.
2 Основные направления
государственной региональной политики
на современном этапе
Установленное Конституцией Российской
Федерации федеративное устройство государства
требует создания новых механизмов обеспечения
в стране единого экономического пространства
и его взаимоувязанных территориальных
компонентов. Повышение уровня самостоятельности
регионов требует совершенствования правовых
и экономических взаимоотношений с федеральным
центром.