Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:59, доклад
Северные территории Российской Федерации занимают 11,4 млн. кв. км (64% общей площади страны), в них проживает 10,5 млн. человек (7,4% населения страны), в числе которых 250 тыс. (2,4 % населения Севера) представляют 40 коренных малочисленных народов Севера. Они вносят значительный вклад в экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны. 60% всех валютных поступлений России - с северных территорий. Север не только природная кладовая, но и мощный производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП. 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, 90% меди и никеля, половина леса, 2/3 золота добывается на Севере.
Выявлены и научно обоснованы особенности развития северных территорий в современных условиях: международное взаимодействие, обусловленное общими проблемами труда на Севере; реализация единой Стратегии устойчивого развития, создание сетевых организаций и объединений по географическому признаку и общецивилизационным правилам и нормам жизнедеятельности на Севере.
3. Доказана возможность
адаптации отдельных элементов
передового зарубежного опыта
северных стран в области
4. На основе проведенного анализа
состояния северных регионов выявлена
степень их дифференциации по уровню социально-экономического
развития, проявляющаяся в различии валового региональног
Доказано, что наиболее успешно развиваются те северные регионы, в которых сформирована институциональная среда, наиболее широко охватывающая интересы различных слоев населения.
5. Аргументировано, что
социальная ответственность
6. Выявлена и обоснована
роль Северного морского пути
в социальном и экономическом
развитии северных территорий
в современных условиях. Обоснован
тезис о повышении роли Северного морского
пути в развитии арктических территорий
в связи с началом работ на шельфе по добыче углеводородного сырья. Модернизация
инфраструктуры Севморпути может дать
импульс инновационному развити
Доказано, что интеграция модернизированн
Аргументировано, что в
качестве одного из механизмов стратегического раз
7.Развито научное
8. Разработаны и научно обоснованы
организационно-экономические механизмы
управления развитием традиционного хозяйствования
коренных малочисленных народов Севера
в условиях рыночной экономики на примере
Ямало-Ненецкого автономного округа, включающие
в себя разработку окружных законов, организацию
общин коренных народов Ямала в государственное
учреждение «Объединение по экономическому
развитию коренных малочисленных народов
Севера», обеспечение софинансирования А
9. Разработаны и сформулированы концептуальные подходы к социально-экономическому развитию северных территорий в современных условиях, включающие в себя консолидацию усилий органов всех уровней власти с целью координации практических действий по устойчивому развитию северных территорий, поиск решений, договоренностей, совместных инициатив в экономике и социальной сфере с учетом важнейшей роли Севера в мировой экономике и экосистеме планеты. Принципиально важным является проведение согласованной политики хозяйствования между всеми северными странами в связи с учетом уязвимости окружающей природной среды.
В основе этих подходов лежат институциональные преобр
Практическая значимость диссертационного исследования.
Представленные результаты и выводы исследования были использованы Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов при разработке Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую ■ перспективу. Материалы диссертационного исследования нашли применение при создании администрацией .Ямало-Ненецкого автономного округа Государственного учреждения «Объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера».
Авторские научно-практические
разработки включены в образовательную
программу «Управление
Российского Севера», в содержание
авторских спецкурсов, в методические
пособия кафедры труда и
Теоретико-методологические
аспекты и технологии развития северных
территорий, выводы и предложения, представленные
в диссертации, могут быть использованы
в практической деятельности всех уровней
органов государственной
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и выводы диссертации были представлены в выступлениях автора в Конгрессе США (1997 г., Вашингтон), на заседаниях рабочих групп и конференциях Арктического Совета (19971998гг. в Стокгольме (Швеция), Лиссабоне (Португалия); 1999 г. в Лондоне (Великобритания); 2000-2001гг. в Вашингтоне (США), 2002 г. в Саариселька (Финляндия); на заседании Генеральной Ассамблеи Северного Форума (2003 г. в Санкт-Петербурге); в рабочей группе Северного исследовательского Форума (2004 г., Торнио-Хапаранда (Швеция-Финляндия), на Петербургском Международном экономическом Форуме (2005 г.); на международном Форуме «Диалог цивилизаций» (2007 г. в Тампере (Финляндия); на различных мероприятиях Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов; на Международном семинаре по корпоративной социальной ответственности (2008 г., г.Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ), на V Северном Международном социально-экологическом Конгрессе (апрель 2009 г., Москва), на международной к конференции «Северные партнерства» (май 2009 г., г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), на российско-канадских мероприятиях в рамках Саммита Межправительственной Комиссии по экономическому сотрудничеству (июнь 2009 г.).
Работа обсуждалась на кафедре труда и социальной политики ФГУОП «Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС).
Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы автором в научных работах, в том числе 3 монографии, общий объем - 50,3 п.л.
Заключение диссертации по теме "Экономика -- Российская Федерация -- Север РФ -- Государственное регулирование", Сморчкова, Вера Ивановна
Выводы
Активная и согласованная деятельность государства, общественных институтов и предпринимательских структур в области социального и экономического развития северных территорий является необходимым условием для устранения негативных последствий предшествующего периода и обеспечения их устойчивого развития в настоящем и будущем. Основополагающее значение, как нам представляется, для этого имеет:
-включение в приоритеты
государственной политики
-создания действенной
системы северных гарантий и
компенсаций как главного
-обеспечение эффективности
функционирования-всех
-совершенствование
-развитие системы социального
Заключение
В современных условиях необходимо
осознание роли социального и
экономического развития северных территорий,
которая позиционирует Россию в
глобальной экономике, энергетической
безопасности мира, в области сохранения
биоразнообразия планеты и
Российский Север в современных условиях развития становится частью геосистемы «Север». Это закономерное следствие перехода от советского периода к открытой модели развития страны. Поэтому России необходимо сосредоточить свое внимание на развитии северных территорий и быть активным участником международных проектов, способствующих экономическому и социальному развитию Севера и Арктики, сохраняя при этом законные национальные интересы страны.
Сложившиеся уровень и
качество жизни в регионах Севера
и их муниципальных образования
В связи с этим необходимо пересмотреть традиционные подходы, и концепции развития северных территорий,
Прежде всего, при разработке
региональных стратегий социально-
- разработать и утвердить
государственную политику в
- развивать транспортную инфраст
- в целях сглаживания
неравномерного социального и
экономического развития