Характеристика учебных изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа. Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы. 2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание. 3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника. 4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом. 6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4

УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4

ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11

3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11

3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКА………………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

курсовая учебные издания.docx

— 92.92 Кб (Скачать)

Учебная программа

Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной  дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так  и учебную работу студентов.

Программа практики

Учебно-программное издание, нормативный документ, в котором  раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых  профессиональных знаний умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

Учебно-наглядное  издание

Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или  преподаванию определенной дис­циплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являют­ся альбомы и атласы

Альбом

Учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей

Атлас

Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных  объектов (карты, чертежи, рисунки и  пр.), служащий для учебных целей

Учебно-библиографическое  издание

Учебное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических  записей по определенной теме (проблеме, вопросу), изучаемой в определенном курсе, группе дисциплин, предназначенное  для организации самостоятельной  работы учащихся по изучению, усвоению и закреплению пройденного материала, дающее возможность дополнить и  расширить их знания за счет изучения приведенных источников. Основной раз­новидностью учебно-библиографических изданий являются учебно-вспомогательные библиографические пособия и библиографические справочники

Учебно-вспомогательное  библиографическое пособие

Учебно-библиографическое  издание, рекомендательное библиографическое  пособие, предназначенное для обеспечения  учебной деятельности

Учебно-библиографическое  издание, справочник, содержащий биографические све­дения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины

 

 

По алфавиту видов изданий

 

Альбом

Учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей

Атлас

Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных  объектов (карты, чертежи, рисунки и  пр.), служащий для учебных целей

Библиографический справочник учебный

Учебно-библио­графическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещаю­щей  их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины

Библиографическое пособие учебно-вспомогательное

Учебно-библиографическое  издание, рекомендательное библиографическое  пособие, предназначенное для обеспечения  учебной деятельности

Задач сборник (задачник)

Учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного  курса, способствующее усвоению, закрепле­нию пройденного материала и проверке знаний

Сборник иностранных  текстов

Учебно-практическое из­дание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний

Контрольных заданий сборник

     Учебно-практическое  издание, практикум, содержащий  перечень типовых контрольных  заданий, обеспечивающих проверку  знаний и умений студентов  по конкретной учебной дисциплине  или комплексу учебных дисциплин

Лабораторные  работы (сборник описа­ний практических работ, лабораторный практикум)

Учебно-прак­тическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закрепле­нию пройденного материала и проверке знаний

Лекций конспект

Учебно-теоретическое издание, в ком­пактной форме отражающее материал всего курса, читаемого опреде­ленным преподавателем

 

 

Лекций курс

Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью  освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем

Лекций текст

Учебно-теоретическое издание, полнос­тью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем

Лекция отдельная

Учебно-теоретическое издание, содер­жащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем

Методические  рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ

Учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой  литературы

Методические  рекомендации по изучению курса

Учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний

Партитур  сборник

Учебно-практическое издание, пред­назначенное для формирования и развития профессиональных уме­ний и навыков по аранжировке или инструментовке музыкальных произведений, содержащее специально подобранные музыкальные произведения, предназначенные для студентов определенной специальности

Практикум

Учебно-практическое издание, предназначенное для закрепления  пройденного материала и проверки знаний раз­личными методами. Содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Основными разновидностями практикумов являются сборники упражнений, сборники задач (задачники), сборники иностранных текстов, сборники описаний лабораторных работ (сборники описаний практических работ, лабораторные практикумы), сборники планов семинарских занятий, репертуарные сборники, сборники партитур, сборники контрольных заданий

Программа

Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изуче­ния и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.

Программа практики

Учебно-программное издание, нормативный документ, в котором  раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых  профессиональных знаний умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

Репертуарный  сборник

Учебно-практическое издание предназначенное для формирования и развития профессиональных исполнительских умений и навыков, содержащее специально подобранные произведения, соответствующие уровню и содержанию подготовки студентов определенной специальности

Семинарских занятий сборник планов

Учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствуют усвоению, закреплению пройденного  материала и проверке знаний

Справочник  учебный

Учебно-справочное издание, справочник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные  учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер

Тематический  план

Учебно-программное издание, нормативный документ, представляющий собой систематизированный перечень основных частей, разделов и тем  учебной дисциплины, с указанием  количества часов, отведенных на их изучение, а также планируемых форм организации  учебного процесса (лекций, семинарских, лабораторных и других занятий).

Терминологический словарь учебный

Учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъясне­ния)

Толковый  словарь учебный

Учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в  учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка

Упражнений  сборник

Учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного  материала и проверке знаний

Учебник

Учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение  учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной  программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

 

 

Учебное пособие

Учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или  полностью заменяющее или дополняющее  учебник. Основные разновидности учебных  пособий: учебные пособия по части  курса (частично освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект лекций).

Учебное пособие  по части курса (частично освещающее курс)

Учебно-теоретическое издание, содержащее подготовительный материал для создания учебника или материал, дополняющий уже имеющийся учебник; включает сведения в объеме, превышающем  учебную программу, или, наоборот, отражает часть программы.

Учебный план

Учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий  основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию; определяет состав изучаемых учебных дисциплин  с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает  формы организации учебного процесса и их соотношение, указывает формы  и сроки проверки знаний и умений студентов.

Хрестоматия

Учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные  литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или  отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия  способству­ет усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

SWOT-анализ учебно-методической деятельности

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Развитая внутренняя нормативно-методическая база (документы СМК)

2.          Высокий профессионализм преподавателей

3.          Наличие различных видов информационных ресурсов и инфраструктуры

4.          Развитая система педагогической переподготовки (ФППК)

5.          Наличие современных активных обучающих методик (ФППК)

6.          Активная работа методического совета и его секций

7.          Заинтересованность ППС в качестве издаваемой учебной литературы и признании своих результатов

8.          Нацеленность межфункциональных групп (групп по разработке документов СМК) на совершенствование процесса учебно-методической деятельности

9.          Наличие квалифицированных специалистов и преподавателей по издательской деятельности

10.         Информационная грамотность и подготовленность ППС к работе с программными продуктами

11. Увеличение объемов  прикладных научных исследований  и научно-технических услуг по  отдельным направлениям, которое  сказывается на повышении научного  уровня учебной литературы в  области профессиональных и специальных  знаний

1. Отсутствие организационных структур, обеспечивающих издательскую обработку рукописей (набор текста, подготовка оригинал-макета)

2.          Низкая пропускная способность структур, обеспечивающих издание учебной литературы

3.          Устаревшее полиграфическое оборудование, не позволяющее изготавливать современную качественную полиграфическую продукцию

4.          Отсутствие формализованных процедур и критериев формирования планов издания учебной литературы

5.          Длительная процедура издания

6.          Несогласованность нормативов минимально-необходимого комплекта учебной литературы по дисциплине

7.          Отсутствие четких критериев качества издаваемой литературы

8.          Формальный подход к рецензированию

9.          Консерватизм части преподавателей, сопротивляющихся новациям

10.         Проблемы защиты авторских прав

11.         Наличие критериев переизбрания ППС на должность, приводящих к низкой мотивации к разработке качественной учебной литературы

12.         Слабая нацеленность учебной литературы на использование в самостоятельной работе (содержание проблемных вопросов и ситуационных задач)

13.         Несовершенство междисциплинарных связей (между дисциплинами новых специальностей)

14.         Частые случаи наличия ссылок на отмененные нормативные документы (законы, стандарты и т.д.)

15.         Недостаточное наличие справочно-информационной литературы для студентов

16.         Низкая эффективность работы методических комиссий факультетов

Возможности

Угрозы

1. Установление  четких критериев оценки качества  учебной литературы

2. Разработка и  издание востребованной другими  вузами учебной литературы (в  рамках УМО по специальности)

3. Разработка системы  признания результатов учебно-методической  деятельности, увязка ее с процедурой  переизбрания на должность

4. Создание процедуры  мониторинга качества издаваемой  учебной литературы в соответствии  с критериями качества

5. Разработка прозрачной  системы планирования издания  учебной литературы

6. Разработка мотивационных  стимулов для рецензентов учебной  литературы

7. Усиление статуса  методических комиссий факультетов,  распределение полномочий и ответственности  в рамках их работы

8. Модернизация  полиграфической и издательской  базы, создание издательства на  базе имеющихся организационных  структур

9. Возможность использования  потенциала языковых кафедр и  студентов, обучающихся по направлению  «Документоведение» в издательской  деятельности

1. Неудовлетворенность  студентов содержанием учебной  литературы и проведением практических  занятий

2. Низкая мотивация  студентов к активной познавательной  работе

3. Убыстряющееся  отставание за изменениями законодательной  базы и рынка труда для выпускников

4. Снижение конкурентоспособности  выпускников

Информация о работе Характеристика учебных изданий