Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа. Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы. 2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание. 3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника. 4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом. 6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4
УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4
ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11
3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11
3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКА………………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Учебная программа
Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.
Программа практики
Учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.
Учебно-наглядное издание
Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дисциплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являются альбомы и атласы
Альбом
Учебно-наглядное издание,
книжное или комплектное
Атлас
Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей
Учебно-библиографическое издание
Учебное издание, содержащее
упорядоченную совокупность библиографических
записей по определенной теме (проблеме,
вопросу), изучаемой в определенном
курсе, группе дисциплин, предназначенное
для организации
Учебно-вспомогательное библиографическое пособие
Учебно-библиографическое
издание, рекомендательное библиографическое
пособие, предназначенное для
Учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины
По алфавиту видов изданий
Альбом
Учебно-наглядное издание,
книжное или комплектное
Атлас
Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей
Библиографический справочник учебный
Учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность. Предназначен для расширения и углубления знаний при изучении определенной учебной дисциплины
Библиографическое пособие учебно-вспомогательное
Учебно-библиографическое
издание, рекомендательное библиографическое
пособие, предназначенное для
Задач сборник (задачник)
Учебно-практическое издание, содержащее задачи и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний
Сборник иностранных текстов
Учебно-практическое издание, содержащее иностранные тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний
Контрольных заданий сборник
Учебно-практическое
издание, практикум,
Лабораторные работы (сборник описаний практических работ, лабораторный практикум)
Учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний
Лекций конспект
Учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем
Лекций курс
Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем
Лекций текст
Учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем
Лекция отдельная
Учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем
Методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых, дипломных работ
Учебно-методическое издание, включающее тематику работ и методические указания по их выполнению, список рекомендуемой литературы
Методические рекомендации по изучению курса
Учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний
Партитур сборник
Учебно-практическое издание, предназначенное для формирования и развития профессиональных умений и навыков по аранжировке или инструментовке музыкальных произведений, содержащее специально подобранные музыкальные произведения, предназначенные для студентов определенной специальности
Практикум
Учебно-практическое издание,
предназначенное для
Программа
Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу студентов.
Программа практики
Учебно-программное издание, нормативный документ, в котором раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний умений и навыков, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.
Репертуарный сборник
Учебно-практическое издание предназначенное для формирования и развития профессиональных исполнительских умений и навыков, содержащее специально подобранные произведения, соответствующие уровню и содержанию подготовки студентов определенной специальности
Семинарских занятий сборник планов
Учебно-практическое издание, содержащее тематику семинарских занятий, порядок подготовки и проведения, рекомендуемую литературу, способствуют усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний
Справочник учебный
Учебно-справочное издание, справочник, содержащий сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер
Тематический план
Учебно-программное издание,
нормативный документ, представляющий
собой систематизированный
Терминологический словарь учебный
Учебно-справочное издание, словарь, содержащий термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения)
Толковый словарь учебный
Учебно-справочное издание, словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения. Составляется в учебных целях, помогает организовать и направить преподавание и изучение лексического состава языка
Упражнений сборник
Учебно-практическое издание, содержащее упражнения и методические рекомендации по их выполнению в объеме определенного курса, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала и проверке знаний
Учебник
Учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие
Учебно-теоретическое издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Основные разновидности учебных пособий: учебные пособия по части курса (частично освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект лекций).
Учебное пособие по части курса (частично освещающее курс)
Учебно-теоретическое издание,
содержащее подготовительный материал
для создания учебника или материал,
дополняющий уже имеющийся
Учебный план
Учебно-программное издание, нормативный документ, характеризующий основное содержание подготовки специалистов и их квалификацию; определяет состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение, указывает формы и сроки проверки знаний и умений студентов.
Хрестоматия
Учебно-практическое издание, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
SWOT-анализ учебно-
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Развитая внутренняя нормативно-методическая база (документы СМК) 2. Высокий профессионализм преподавателей 3. Наличие различных видов информационных ресурсов и инфраструктуры 4. Развитая система педагогической переподготовки (ФППК) 5. Наличие современных активных обучающих методик (ФППК) 6. Активная работа методического совета и его секций 7. Заинтересованность ППС в качестве издаваемой учебной литературы и признании своих результатов 8. Нацеленность межфункциональных групп (групп по разработке документов СМК) на совершенствование процесса учебно-методической деятельности 9. Наличие квалифицированных специалистов и преподавателей по издательской деятельности 10. Информационная грамотность и подготовленность ППС к работе с программными продуктами 11. Увеличение объемов
прикладных научных |
1. Отсутствие организационных структур, обеспечивающих издательскую обработку рукописей (набор текста, подготовка оригинал-макета) 2. Низкая пропускная способность структур, обеспечивающих издание учебной литературы 3. Устаревшее полиграфическое оборудование, не позволяющее изготавливать современную качественную полиграфическую продукцию 4. Отсутствие формализованных процедур и критериев формирования планов издания учебной литературы 5. Длительная процедура издания 6. Несогласованность нормативов минимально-необходимого комплекта учебной литературы по дисциплине 7. Отсутствие четких критериев качества издаваемой литературы 8. Формальный подход к рецензированию 9. Консерватизм части преподавателей, сопротивляющихся новациям 10. Проблемы защиты авторских прав 11. Наличие критериев переизбрания ППС на должность, приводящих к низкой мотивации к разработке качественной учебной литературы 12. Слабая нацеленность учебной литературы на использование в самостоятельной работе (содержание проблемных вопросов и ситуационных задач) 13. Несовершенство междисциплинарных связей (между дисциплинами новых специальностей) 14. Частые случаи наличия ссылок на отмененные нормативные документы (законы, стандарты и т.д.) 15. Недостаточное наличие справочно-информационной литературы для студентов 16. Низкая эффективность работы методических комиссий факультетов |
Возможности |
Угрозы |
1. Установление
четких критериев оценки 2. Разработка и
издание востребованной 3. Разработка системы
признания результатов учебно- 4. Создание процедуры
мониторинга качества 5. Разработка прозрачной системы планирования издания учебной литературы 6. Разработка мотивационных
стимулов для рецензентов 7. Усиление статуса
методических комиссий 8. Модернизация
полиграфической и 9. Возможность использования
потенциала языковых кафедр и
студентов, обучающихся по |
1. Неудовлетворенность
студентов содержанием учебной
литературы и проведением 2. Низкая мотивация
студентов к активной 3. Убыстряющееся
отставание за изменениями 4. Снижение |