Нормы учебно-научной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 21:25, доклад

Описание работы

Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, т.е. в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные (учебно-научные) ситуации, за которыми закреплены наиболее типичные, рас-пространенные, частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений.

Работа содержит 1 файл

Реферат по риторике.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

                                         

                                       Нормы учебно-научной речи.

Учебно-научная  речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, т.е. в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные (учебно-научные) ситуации, за которыми закреплены наиболее типичные, рас-пространенные, частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений.

  • Например, при определении предмета используются такие речевые модели, как: что есть что; что - это что; что называется чем.
  • Введение термина осуществляется с помощью следующих формул: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
  • Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего.
  • Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается чем.
  • Возникновение предмета или явления описывается с помощью таких формул речи: что образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.

Приведем  пример учебно-научного текста.

Гроза - атмосферное явление, вызываемое бурным скоплением водяного пара и сопровождаемое электрическими разрядами. Образование грозы связано с развитием сильных токов воздуха и мощных кучевых облаков и сопровождается внезапными и обильными осадками.

В речевой учебной практике учащиеся чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи, как сообщение и ответ. Сообщение и ответ - выступление учащихся, тематически связанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задача которой - продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степень усвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматривать как рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета. В таком рассуждении выделяются тезис (то, что доказывается) и аргументы. В доказательной части ответа выделяются пример и его объяснение. Таким образом, структура отличного ответа такова:

  • теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.);
  • доказательная часть - пример;
  • объяснение примера.

Пример - это начало доказательной части ответа, на основании которой можно судить об истинных знаниях учащегося. Объяснение примера - анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Объяснение примера показывает, насколько сознательно усвоен материал, как учащийся соотносит общее и частное, умеет доказывать выдвинутое положение, что характеризует в свою очередь степень овладения учебно-научным стилем изложения. Существует два типа объяснений примеров:

  • объяснение-пояснение, комментирующее выдвигаемое положение;
  • объяснение-толкование, раскрывающее существо рассматриваемого положения.

Часто в одном ответе используются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом не нарушались требования к качеству объяснения примера:

  • соответствие теоретическому положению и приведенному примеру;
  • подведение данного частного случая под общее положение.

Выделяют  различные виды ответов, свойственных учебно-научному общению.

Ответ-анализ формирует умение строить рассуждение от общего к частному. В основе такого ответа лежит описательная характеристика, в нем указываются признаки, свойства, части описываемого предмета, раскрывается содержание понятия. В таком ответе обязательно используются определенные понятия, которые комментируются, поясняются примерами, дополняются нужными сведениями. Отбор материала к ответу подчинен задаче - назвать предмет, описать его признаки.

Последовательность работы над составлением устного ответа-анализа следующая:

  • формулировка правила;
  • подбор примеров;
  • подбор комментарий (объяснение), примеров.

Приведем  пример ответа-анализа.

Проверка  вычитания. Вычитание  можно проверить  сложением. Найдем разность: 96 - 75 = 21.

Выполним  проверку: 21+75 = 96. К разности прибавили  вычитаемое, получили уменьшаемое. Следовательно, вычитание выполнено верно.

Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач. Подобные ответы исполь-зуются тогда, когда требуется создание обобщающих формулировок, например, при ответах на такие вопросы: "Каковы правила постановки знаков препинания в конце предложения?", "На основании каких признаков слова распределяются по частям речи?" Ответы на подобные вопросы строятся на выделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковых категорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение.

Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции. Приведем пример ответа-группировки.

Перестановка  множителей.

От  перестановки множителей произведение не изменяется 2 х 4 = 8, 4 х 2 = 8.

Известно, что умножение - это  сумма одинаковых слагаемых. Первое предложение  можно записать так: 2+2+2+2=8, а второе предложение - 4+4 = 8. Сумма не изменилась. Воспользовавшись определением умножения, мы увидели, что от перестановки множителей произведение не изменилось.

Овладение нормами учебно-научной речи приводит к овладению существенными для  научного общения смысло-речевыми категориями, такими, например, как согласие, несогласие, сомнение, уверенность, неуверенность, комментирование, аргументирование, оценка выдвинутых аргументов, разъяснение или защита точки зрения, дополнение мысли отвечающего (говорящего), утверждение, отрицание и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                        

                                  

      

Информация о работе Нормы учебно-научной речи