Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа. Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы. 2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание. 3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника. 4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом. 6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4
УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4
ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11
3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11
3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКА………………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Табл. 1. Оценка качества учебников
Показатель качества |
Коэффициент значимости «к» |
Оценка степени реализации показателя качества | ||
Учебник 1 |
Учебник 2 |
Учебник 3 | ||
Показатели, характеризующие учебник в целом |
||||
Показатели, характеризующие отдельные его разделы |
В качестве основных
дидактических требований, на соответствие
которым следует проверять
Реализацию принципа
научности материала
· соответствия логики построения базовой науки и материала предмета (к=3);
· представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развитии (к=4);
· соответствия определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке (к=4).
Для учета возрастных и познавательных возможностей учащихся в качестве основных можно выделить следующие показатели:
· простоту языка и доступность изложения материала (к=5);
· достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем (количество вводимых в материал понятий (к=3);
· количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения (к=4).
Реализацию требования
систематичности и
· четкостью рубрикации учебника (к=3);
· соответствием ее программе (к=4);
· соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (к=5);
· равномерностью распределения объема материала между темами учебника (к=4).
Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:
отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);
отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).
Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его разделы.
Первая группа показателей включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения материала по темам (к=4).
Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.
Такой подробный
и тщательный сравнительный анализ
учебников рекомендуется
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:
· выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;
· определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;
· определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;
· определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;
· определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.
Из всех видов
анализа органолептический
Целью применения данного метода является установление:
· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;
· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;
· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.
Использование преподавателем
различных видов учебных
Сущность данного метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник.
Такой подробный
и тщательный сравнительный анализ
учебников рекомендуется
Выбор одного из учебников
в качестве основного не означает
отказ преподавателя от работы с
другими учебниками. Основной учебник
он рекомендует учащимся для работы,
а остальные должен использовать
сам при подготовке к занятиям.
Из них преподаватель может
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения (Извлечение)
Типы документов по целевому назначению и характеру информации
Типы документов по целевому назначению:
Официальное издание — издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера (закон, указ).
Научное издание – издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.
Производственно-практическое издание — издание, содержащее сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной практики, рассчитанное на специалистов различной квалификации.
Учебное издание — издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.
Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. (Подробно о справочных изданиях говорится в главе 4).
В свою очередь типы изданий по целевому назначению подразделяются по характеру информации.
Официальные издания по характеру информации:
Стандарт — официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством. Обозначение государственного стандарта состоит из индекса, регистрационного номера и двух последних цифр года утверждения или пересмотра (например:ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»).
Нормативное производственно-практическое издание — официальное издание, содержащее нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности.
Прейскурант — официальное и (или) справочное издание, содержащее систематизированный перечень материалов, изделий, оборудования, производственных операций, услуг с указанием цен, а иногда кратких характеристик.
Научные издания по характеру информации:
Как правило, научные издания
рассчитаны на узкий круг специалистов
и тираж их сравнительно невелик.
Отличительной чертой данных изданий
является стиль изложения материала;
преобладает научная
Монография — научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Препринт— научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Тезисы докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума) — научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).
Материалы конференции (съезда, симпозиума) — непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения).
Сборник научных трудов — сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Депонированные рукописи – неопубликованные научные документы, переданные на хранение в специальные информационные органы, на которые возложены функции регистрации и хранения материалов по отрасли.
Производственно-практические
Практическое пособие — производственно-практическое издание, предназначенное практическим работникам для овладения знаниями (навыками) при выполнении какой-либо работы.
Практическое руководство – практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками.
Учебные издания по характеру информации:
Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является важнейшим источником знаний и основным средством обучения.
Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее частично учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Пособие может охватывать лишь один или несколько разделов учебной программы. В отличие от учебника оно может включать не только общепризнанные знания и положения, но и спорные вопросы, которые демонстрируют разные точки зрения.