Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа. Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы. 2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание. 3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника. 4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом. 6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4
УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4
ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11
3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11
3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКА………………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Проанализируем учебную и методическую литературу органолептическим методом (по предмету «Экономика отрасли»), оценим качество учебников (по показателям), установим соответствие с действующей учебной программой, выберем учебник, более точно отвечающий всем требованиям.
Учебники:
1. Бурлюкина Е.В., Васильченко Н.Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.
2. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: Инфра-М., 2009г.
Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника. Представим результаты оценки качества учебников, т.к. это более удобно и целесообразно, в виде таблицы 1.
Таблица 1. Оценка качества учебников
Показатель качества |
Коэфицент значимости |
Оценка степени реализации показателя качества | |
Учебник1 |
Учебник2 | ||
Соответствия логики построения базовой науки и материала предмета. |
К=3 |
3*3=9 |
3*3=9 |
Представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развития. |
К=4 |
4*4=16 |
4*3=12 |
Соответствие определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке. |
К=4 |
4*4=16 |
4*3=12 |
Простота языка
и доступность изложения |
К=5 |
5*5=25 |
5*4=20 |
Достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала и отдельных его тем. |
К=3 |
3*2=6 |
3*3=9 |
Количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящее на 1 ч. Времени, отведенного программой для их изучения. |
К=4 |
4*3=12 |
4*3=12 |
Четкость рубрикации учебника. |
К=3 |
3*3=9 |
3*2=6 |
Соответствие программе. |
К=4 |
4*3=12 |
4*3=12 |
Соответствие |
К=5 |
5*4=20 |
5*3=15 |
Равномерность распределения объема материала между темами учебника. |
К=4 |
4*4=16 |
4*3=12 |
Итого: |
141 |
119 |
Вывод: По большинству показателей качества выше оценка у учебного пособия под номером 1. В нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует программе. Я считаю этот учебник более подходящим для изучения данного предмета.
Таблица 2. Степень соответствия рубрик учебной программы и учебника
Рубрика учебной программы |
Рубрика учебника |
Раздел 1. Отрасль в условиях рынка. |
Отраслевая структура экономики. |
Раздел 2. Производственная структура предприятия. |
+ |
Раздел 3. Ресурсы промышленности и эффективность их использования |
+ |
Раздел 4. Организационные основы специализации, кооперирования и комбинирования производства. |
+ |
Раздел 5. Маркетинговая деятельность предприятия. |
_ |
Раздел 6. Показатели
и факторы эффективной |
+ |
Раздел 7. Товарный рынок. |
+ |
Раздел 8. Ценовая стратегия предприятия. Эффективная конкуренция. |
+ |
Раздел 9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. |
_ |
Раздел 10. – |
Стратегии развития отраслей экономики России. |
Качество внешнего оформления - среднее, обложка мягкая, рисунок видно плохо. Но содержание соответствует программе. Оно раскрыто четко, полно и доступно.
Рассмотрим данное учебное пособие (Бурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.) более четко.
Возьмем за основу
Главу 4. Здесь рассматриваются
Проанализируем одну из тем этого раздела: Сущность специализации и кооперирования производства.
1) В ней обозначены
основные понятия
2) Материал можно
разделить на две части
В первой части раскрыта сущность специализации, выделены основные показатели ,формы:
Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда.
Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия.
Процесс специализации в промышленности осущ. по след. направлениям:
· создание или выделение отраслей отраслей и предприятий.
· расчленение процесса изготовления продукта на ряд частных процессов.
· выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных стадий.
В соответствии с названными направлениями имеется 3 формы специализации: предметная, подетальная, технологическая.
Уровень специализации промышленных предприятий характеризуется такими показателями, как:
· уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии.
· удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода.
· удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем числе изготовляемых деталей и узлов.
· удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке оборудования завода.
· количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий и т.д.
· коэффициент серийности по основным производственным подразделениям.
Во второй части также выделены формы и показатели кооперирования , раскрыто само понятие кооперирования , его виды и их отличие.
Производственное кооперирование – планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.
В промышленности кооперированные связи отличаются по отраслевому и по территориальному признакам.
В соответствии с
формами специализации в
· Предметное (агрегатное) кооперирование.
· Подетальное кооперирование.
· Технологическое (стадийное) кооперирование.
Уровень производственного кооперирования характеризуется след. пок-лями:
коэффициент кооперирования.
· количество предприятий-смежников.
· соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок.
· доля предметного, подетального и технологического кооперирования.
· средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.
3)Я считаю, что
данная тема раскрыта
План:
1. Специализация промышленного производства (2 стр.)
а) сущность спациализации;
б) направления специализации;
в) формы;
г) показатели уровня специализации и показатели оценки и планирования развития.
2. Производственное кооперирование (2 стр.)
а) сущность кооперирования;
б) признаки различия связей;
в) формы кооперирования;
г) показатели.
На изучение темы необходим 1 час.
Вывод: Проанализировав
данный учебник можно заметить, что
хотя внешнее оформление и среднего
качества, зато содержание полностью
отражает суть изучаемого предмета. Материал
на 90% соответствует программе, он доступен
и понятен, рубрикация учебника четкая,
изложение материала
Этот учебник
можно рекомендовать