Характеристика учебных изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа. Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы. 2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание. 3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника. 4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом. 6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4

УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4

ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11

3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11

3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКА………………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

курсовая учебные издания.docx

— 92.92 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Проанализируем  учебную и методическую литературу органолептическим методом (по предмету «Экономика отрасли»), оценим качество учебников (по показателям), установим  соответствие с действующей учебной  программой, выберем учебник, более  точно отвечающий всем требованиям.

Учебники:

1. Бурлюкина Е.В., Васильченко Н.Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.

2. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: Инфра-М., 2009г.

Органолептический метод анализа является более  простым и достаточно часто применяется  для оценки качества учебника. Представим результаты оценки качества учебников, т.к. это более удобно и целесообразно, в виде таблицы 1.

 

Таблица 1. Оценка качества учебников

 

 

 

Показатель качества

 

 

Коэфицент значимости

Оценка степени  реализации показателя качества

Учебник1

Учебник2

Соответствия логики построения базовой науки и материала  предмета.

К=3

3*3=9

3*3=9

Представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развития.

К=4

4*4=16

4*3=12

Соответствие определений, терминов и символов в учебном  предмете и базовой науке.

К=4

4*4=16

4*3=12

Простота языка  и доступность изложения материала.

К=5

5*5=25

5*4=20

Достаточность времени, необходимого для усвоения всего  материала и отдельных его  тем.

К=3

3*2=6

3*3=9

Количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или  в отдельных темах, приходящее на 1 ч. Времени, отведенного программой для их изучения.

К=4

4*3=12

4*3=12

Четкость рубрикации учебника.

К=3

3*3=9

3*2=6

Соответствие программе.

К=4

4*3=12

4*3=12

Соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе.

К=5

5*4=20

5*3=15

Равномерность распределения  объема материала между темами учебника.

К=4

4*4=16

4*3=12

Итого:

141

119


 

Вывод: По большинству  показателей качества выше оценка у  учебного пособия под номером 1. В  нем наиболее полно, четко и просто изложен материал, рубрикация соответствует  программе. Я считаю этот учебник  более подходящим для изучения данного  предмета.

 

Таблица 2. Степень соответствия рубрик учебной программы и учебника

 

Рубрика учебной  программы

Рубрика учебника

Раздел 1. Отрасль  в условиях рынка.

Отраслевая структура  экономики.

Раздел 2. Производственная структура предприятия.

+

Раздел 3. Ресурсы  промышленности и эффективность  их использования

+

Раздел 4. Организационные  основы специализации, кооперирования и комбинирования производства.

+

Раздел 5. Маркетинговая  деятельность предприятия.

_

Раздел 6. Показатели и факторы эффективной деятельности предприятия.

+

Раздел 7. Товарный рынок.

+

Раздел 8. Ценовая  стратегия предприятия. Эффективная  конкуренция.

+

Раздел 9. Внешнеэкономическая  деятельность предприятия.

_

Раздел 10. –

Стратегии развития отраслей экономики России.


 

Качество внешнего оформления - среднее, обложка мягкая, рисунок видно плохо. Но содержание соответствует программе. Оно раскрыто четко, полно и доступно.

Рассмотрим данное учебное пособие (Бурлюкина Е. В., Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.) более четко.

Возьмем за основу Главу 4. Здесь рассматриваются Организационные  основы специализации, кооперирования и комбинирования производства.

Проанализируем  одну из тем этого раздела: Сущность специализации и кооперирования производства.

1) В ней обозначены  основные понятия специализации  и кооперирования производства. Направления, формы и показатели.

2) Материал можно  разделить на две части Специализация  промышленного производства и  Производственное кооперирование.

В первой части раскрыта сущность специализации, выделены основные показатели ,формы:

Специализация промышленного  производства является эффективной  формой общественного разделения труда.

Различают специализацию  промышленности, предприятия, специализацию  внутри предприятия.

Процесс специализации  в промышленности осущ. по след. направлениям:

·          создание или выделение отраслей отраслей и предприятий.

·          расчленение процесса изготовления продукта на ряд частных процессов.

·          выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных стадий.

В соответствии с  названными направлениями имеется 3 формы специализации: предметная, подетальная, технологическая.

Уровень специализации  промышленных предприятий характеризуется  такими показателями, как:

·          уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии.

·          удельный вес массовой и крупносерийной продукции в общем объеме производства завода.

·          удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных частей в общем числе изготовляемых деталей и узлов.

·          удельный вес специального и другого высокопроизводительного оборудования в общем парке оборудования завода.

·          количество специализированных цехов, производственных участков, поточных линий и т.д.

·          коэффициент серийности по основным производственным подразделениям.

Во второй части  также выделены формы и показатели кооперирования , раскрыто само понятие кооперирования , его виды и их отличие.

Производственное  кооперирование – планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции.

В промышленности кооперированные  связи отличаются по отраслевому и по территориальному признакам.

В соответствии с  формами специализации в промышленности различают 3 формы кооперирования:

·          Предметное (агрегатное) кооперирование.

·          Подетальное кооперирование.

·          Технологическое (стадийное) кооперирование.

Уровень производственного  кооперирования характеризуется след. пок-лями:

коэффициент кооперирования.

·          количество предприятий-смежников.

·          соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок.

·          доля предметного, подетального и технологического кооперирования.

·          средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.

3)Я считаю, что  данная тема раскрыта полностью,  основные вопросы выделены и  детально изложены, материал выстроен  логически правильно и понятно.

План:

1. Специализация  промышленного производства (2 стр.)

а) сущность спациализации;

б) направления специализации;

в) формы;

г) показатели уровня специализации и показатели оценки и планирования развития.

2. Производственное  кооперирование (2 стр.)

а) сущность кооперирования;

б) признаки различия связей;

в) формы кооперирования;

г) показатели.

На изучение темы необходим 1 час.

Вывод: Проанализировав  данный учебник можно заметить, что  хотя внешнее оформление и среднего качества, зато содержание полностью  отражает суть изучаемого предмета. Материал на 90% соответствует программе, он доступен и понятен, рубрикация учебника четкая, изложение материала систематично и последовательно, определения, термины  и символы соответствуют базовой  науке.

Этот учебник  можно рекомендовать использовать учащимся для работы. А разделы, которых  в этом учебном пособии нет  – подготовить самостоятельно.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика учебных изданий