Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:53, курсовая работа
Цель исследования:
проанализировать образцы заголовков из картотеки на предмет нахождения в них аллюзий, выявить их влияние на восприятие читателя.
Задачи исследования:
1) выяснить особенности заголовка
2) дать определение термину «аллюзия», выделить основные типы аллюзий
3) определить механизм действия аллюзий
4) проанализировать содержание заголовков из картотеки на наличие аллюзий
5) сделать выводы о влиянии аллюзий на понимание читателем всех уровней текста
1)Введение.
2)Глава первая. “Как лодку назовешь. Заголовок.
3)Глава вторая. “Куда послали”. Аллюзии.
4)Глава третья. “По существу”. Практическая часть, примеры из картотеки.
5)Заключение.
6)Картотека.
7)Примечания.
8)Список используемой литературы.
Московский государственный университет
имени
М.В.Ломоносова
Курсовая работа
“Аллюзия как инструмент привлечения внимания в заголовках современных печатных СМИ”
(на примере
3х номеров разноплановых
Подготовила:
Анна
Кожухарь, заочное отделение, 2 курс.
Москва,
2010
Содержание:
1)Введение.
2)Глава первая. “Как лодку назовешь. Заголовок.
3)Глава вторая. “Куда послали”. Аллюзии.
4)Глава третья. “По существу”. Практическая часть, примеры из картотеки.
5)Заключение.
6)Картотека.
7)Примечания.
8)Список
используемой литературы.
Введение
Актуальность:
В далеком детстве, когда я еще ходила пешком под мамин редакторский стол в Липецкой газете, частенько доводилось слышать фразы вроде: “сделай этой ерунде нормальный заголовок и пойдет”... С тех пор ничего не изменилось. Красочный интересный заголовок способен привлечь внимание не только к отдельному тексту, но и ко всему изданию. Это уже практически рекламный слоган.
Однако не смотря на то, что
выбор печатных СМИ сегодня
огромен и все возможности
технического прогресса лежат
у ног их создателей, средство
привлечения внимания
Цель исследования:
проанализировать образцы заголовков из картотеки на предмет нахождения в них аллюзий, выявить их влияние на восприятие читателя.
Задачи исследования:
1) выяснить особенности заголовка
2) дать определение термину «аллюзия», выделить основные типы аллюзий
3) определить механизм действия аллюзий
4) проанализировать
содержание заголовков из
5) сделать
выводы о влиянии аллюзий на
понимание читателем всех
Гипотеза исследования: заголовки современных печатных СМИ содержат множество аллюзий с целью создать намек на определенный социальный и культурный уровень читателя.
Методы исследования:
1) теоретические
(сопоставление/сравнение
2) лингвистические
(метод контекстуального
Объект
исследования: заголовки 3х разноплановых
журналов. Предмет исследования: аллюзии.
Глава I. «Как лодку назовешь»
§ 1. Понятие «заголовок»
У слова заголовок в русском
языке несколько значений. Для
нашей работы лучше всего
Так в чем же важность этого небольшого предложения, а иногда и пары слов над текстом?
"Заголовок нужен для тебя самого, как мерило и кульминация твоего умения. Если ты можешь сделать заголовок (редактор его потом, конечно, заменит), из которого (вместе с подзаголовком и рубрикой) все понятно другим, спокойно выбирай место на полосе. Если не можешь - заряжай снова машинку. Материал не состоялся"(с) журналист А.Мальсагов
Чтобы ответить на этот вопрос,
придется углубиться в историю.
Разумеется, название, для плодов
собственного творчества - это куда
более сложный процесс.
Особенно важен заголовок для журналистского текста. Если у публициста или писателя для реализации своей идеи есть масса способов и места, то журналист в своей работе ограничен и пространством полосы, и профессиональными языковыми средствами выражения своих мыслей. Вот тут на ему на помощь и приходит “искусство заголовка”, о котором выше говорил Мальсагов. Современный человек видит вокруг себя десятки визуальных и текстовых образов, потому он уже не сосредотачивается на большинстве из них. Так что для журналиста привлечь внимание читателя, заставить взять
из множества
других СМИ именно эту газету или
журнал - половина успеха.
§ 2. Заголовок для журналистского текста. Виды заголовков.
Заголовки, бытующие в современной прессе, могут быть разделены на типы по разным основаниям. Подобное деление помогает более осмысленно «работать» с заголовками, особенно начинающим журналистам. Так, например, можно условно разделить заголовки на типы, исходя из такого основания, как степень их сложности. В этом плане существует три основных типа заголовков: “простой”, “усложненный”, “сложный”.(2)
“Простые” заголовки чаще всего используются в коротких информационных текстах новостного характера. Наример:
Следствие будет продолжаться.
Пресс-секретарь прокуратуры Северодвинска сообщила, что следствие по делу о незаконной рыбной ловле будет продолжено. “Мы попытаемся собрать все доказательства и представить их в суд, говорить о закрытие дела пока рано. Много фигурантов находятся в региональном и федеральном розыске”.(с)”Новая звезда”, №12, 6 января 2009 г.
Заголовок связан тесно связан с текстом, отражает основную мысль, не несет образов и является фактически кратким содержанием сообщения.
“Усложненный” заголовок
Ну, нет в кранах воды! Житель Саратова выиграл судебное дело против ДЕЗа.
“В неравный бой с поставщиками коммунальных услуг вступил житель Саратова Лев Вольфман. Он выиграл судебное дело против районного ДЕЗа и получил компенсацию за моральный ущерб. Много лет в квартире Вольфмана периодически отключали холодную воду. Когда в апреле она исчезла окончательно, терпение жильца иссякло, и он подал иск в районный суд о защите прав потребителей, требуя обязать ДЕЗ выполнять условия договора жилищного найма. Свой моральный ущерб он оценил в 100 тысяч рублей.
Разбирательство длилось два месяца, 20 июля суд признал правоту истца. Свидетели и адвокат Вольфману не понадобились: у него скопилась пачка бумаг ДЕЗа, сообщающих об отсутствии воды. На суде они стали главным доказательством.
...Сейчас в квартире Льва Вольфмана опять нет воды, правда, уже горячей. Нагревательный котел стоит как раз 3 тысячи рублей. Осенью саратовец собирается подавать новый иск. Е.Р.».
В данном случае мы имеем дело с заголовком, состоящим из двух самостоятельных частей. Чем это оправдано? Прежде всего тем, что автор решил поставить акцент на двух сторонах описываемой ситуации.(3)
“Заголовочный комплекс” характерен для больших, сложных. часто аналитических материалов. Когда текст для облегчения чтения и понимания разбивается на крупные смысловые части с отдельными подзаголовками помимо основного названия статьи. Часто встречается в журналах “Огоньке” или “Русском репортере”.
Подразделяют заголовки в
«интригующие»: «Зачем в ГИБДД спаивают пингвинов?» («Комсомольская правда», № 82, 2003 г.);
«страшные» — «Учитель — убийца» («Комсомольская правда», № 83, 2003 г.);
«сногсшибательные»: «Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году» («Мегаполис-Экспресс», № 51, 1999 г.);
«скандальные»: «Композитор Ханок укусил Пугачеву» («Мегаполис-Экспресс», № 47, 1999 г.);
«интимные»: «Б.
Щербаков пытался затащить в стог
сена Н. Шацкую» («Экспресс газета»,
№ 36, 2001 г.) и т.д.
Глава II. “Куда послали”.
§ 1. Определение понятий «аллюзия». и “реминисценция”. История терминологии.
Термин «аллюзия» появляется во многих европейских языках уже в XVI веке. Приблизительное его определение, впрочем, встречалось и раньше, у Платона в его “науке о припоминании”.(4) Однако само лингвистическое явление было изучено лишь к концу прошлого века.
Аллюзия - это стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Такие элементы называются маркерами, или репрезентантами аллюзии, а тексты и факты действительности, к которым осуществляется отсылка, называются денотатами аллюзии. Аллюзию, денотатом которой являются «внетекстовые» элементы, т.е. события и факты действительного мира, иногда называют реминисценцией.(5)
Реминисценция - термин, применявшийся преимущественно литературоведами сравнительно-исторического и психологического направлений для обозначения моментов бессознательного подражания в творчестве поэта, отличаемого от заимствования -- сознательного подражания. Иначе говоря, реминисценция -- это элемент художественной системы, отсылающий к ранее прочитанному, услышанному или виденному произведению искусства. Реминисценция -- это неявная цитата, цитирование без кавычек. Наиболее древними реминисценциями следует признать силуэты, пропорции и сюжеты древних наскальных изображений, повторяемые в «зверином стиле» скифов или в творчестве мастеров современной эпохи (живописцы, ювелиры, дизайнеры и др.). Некоторые тотемы, гербы и торговые марки имеют явную реминисцентную природу. Различают историческую, композиционную, нарочитую и неудачную реминисценцию. Реминисценции могут присутствовать как в самом тексте, изображении или в музыке, так и в названии, подзаголовке или названиях глав рассматриваемого произведения. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы.(6)
Четкую грань между этими двумя понятиями провести невозможно. Они определяют и дополняют друг друга. Но аллюзия носит все-таки более сознательный характер. Хотя аллюзию на литературные произведения и на события и факты действительного мира называют реминисценцией. Еще одно важное для нас определение - “цитата”.