Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 14:33, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение процесса формирования региональной инвестиционной политики и направлений ее реализации в Чувашской Республике.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы. В первой главе изложены теоретические основы региональной инвестиционной политики. Раскрыты сущность, классификация и формы финансирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики. Рассмотрены содержание и задачи региональной инвестиционной политики.
Во второй главе отражены инструменты реализации инвестиционной политики в Чувашской Республике. Исследованы вопросы нормативно-правового и налогового регулирования инвестиционной деятельности. Изучены направления государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В третьей главе рассмотрены направления реализации инвестиционной политики в Чувашской Республике. Приведен подробный анализ инвестиционной деятельности в регионе, дана оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики. Здесь же отражены перспективы развития инвестиционной политики Чувашской Республики.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы региональной инвестиционной политики ....7
1.Экономическая сущность и классификация инвестиций 7
2.Источники и формы финансирования инвестиционной деятельности 17
3.Содержание и задачи инвестиционной политики 32
Глава 2. Инструменты реализации инвестиционной политики в Чувашской
Республике 41
1.Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности ... 41
2.Налоговое регулирование инвестиционной политики 46
2.3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности 53
Глава 3. Реализация инвестиционной политики в Чувашской Республике.59
1.Оценка инвестиционной деятельности в Чувашской Республике .... 59
2.Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики.71
3.3 Перспективы развития инвестиционной политики Чувашской
Республики 75
Заключение 86
Список источников и литературы 91
Приложения
1) по налогу на имущество:
- льготная ставка в размере 1,5% организациям, обслуживающим предприятия агропромышленного комплекса Чувашской Республики, при условии, если оказанные сельскохозяйственным товаропроизводителям услуги в общем, объеме оказываемых услуг составляют не менее 70%, с направлением высвобождаемых средств на обновление технической базы. Данная льгота предоставляется всем организациям, привлекающим инвестиции на сумму более 10 млн. рублей, по факту привлечения.
2) по налогу на прибыль организации:
в течение трех лет с момента регистрации на территории Чувашской Республики.
При
реализации инвестиционного проекта стоимостью
свыше 30 млн.
рублей налоговые льготы предоставляются
после заключения
инвестиционного договора между Кабинетом
Министров Чувашской
Республики или уполномоченным органом
исполнительной власти и
юридическим лицом при представлении
им одобренного Советом по
инвестиционной политике
Вновь создающимся организациям, кроме занимающихся торговлей и оказанием посреднических услуг, сроком на год (статья 49 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов РФ») представляются следующие налоговые льготы:
по налогу на имущество - освобождаются на 100%;
по транспортному налогу - освобождаются на 100%; - по налогу на прибыль организаций -- льготная ставка по налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет, в размере 13,5%.
Льгота предоставляется непосредственно налоговой инспекцией по месту расположения организации, привлекающей инвестиции. Организации, зарегистрированные на территории Чувашской Республики, в случае привлечения инвестиций для добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов Чувашской Республики, в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет освобождаются от уплаты всех налогов, зачисляемых в республиканский бюджет, начиная с месяца, в котором поступили инвестиции (статья 50 Закона ЧР «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов РФ»).
Инвестиционный налоговый кредит - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Кредит предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
Обязательным условием для предоставления инвестиционного налогового кредита по республиканским налогам и сборам является отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов.
Некоторые регионы пошли по пути отказа от инвестиционных льгот общего характера, предоставляя льготы для определенных категорий инвесторов. Широкое распространение в законодательной практике регионов получило предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиции в объекты инфраструктуры. Анализ регионального законодательства также показал, что ряд льгот прямо указывают на отраслевую специализацию региона.
Если характеризовать ситуацию в целом, следует отметить, что для настоящего времени в целом характерна общая тенденция на ориентацию на крупных инвесторов, в том числе иностранных, в политике регионов. Региональные власти по-прежнему считают, что несколько крупных инвестиционных проектов позволят им в будущем существенно увеличить
свой налоговый потенциал, как это сейчас происходит в регионах с крупными металлургическими и нефтедобывающими предприятиями. Между тем тот пакет льгот, которым регионы могут распоряжаться более свободно и без угрозы для текущего исполнения бюджета, все же довольно мал и зачастую не играет существенной роли при принятии инвестиционных решений бизнесом, а, следовательно, и не слишком эффективен для привлечения крупных инвесторов.
Для
инвесторов со средними и незначительными
объемами капитальных вложений наличие
налоговых льгот является более существенным:
в этом сегменте возрастает роль налоговых
преференций в механизме привлечения
инвестиций.
2.3
Государственная поддержка инвестиционной
деятельности
Анализ инструментов поддержки инвесторов, предусмотренных нормативно-правовыми актами регионов, позволяет выделить три группы инструментов стимулирующего характера, различающихся по степени их распространенности. Наиболее распространенные - предоставление налоговых льгот, государственных гарантий в обеспечение займов и бюджетные вложения в инвестиционные проекты. Реже встречается субсидирование части процентных ставок по кредитам, а недоиспользуемые - льготы, связанные с арендой недвижимости и пользованием землей (используются лишь в каждом третьем регионе).
Государственная поддержка организаций, реализующих инвестиционные проекты, в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с Законом Чувашской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» от 14.07.2008 №36.
Приоритетными направлениями государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике являются:
формирование высокотехнологичного агропромышленного производства;
развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
- федеральные и республиканские целевые программы, реализуемые на территории Чувашской Республики;
- развитие малого предпринимательства.
Среди направлений финансовой поддержки инвестиционной деятельности можно выделить следующие:
- предоставление льгот по налогам и сборам, уплачиваемых в республиканский бюджет Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов в части налогов, уплачиваемых в республиканский бюджет Чувашской Республики в соответствии с Законом Чувашской Республики «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»;
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики под коммерческие кредиты. Государственная гарантия Чувашской Республики предоставляется на конкурсной основе при условии представления претендентом на ее получение 100-процентного обеспечения способами в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации и вложения инвестором собственных средств на финансирование инвестиционного проекта в размере не менее 20 процентов от объемов инвестиционных затрат;
прямое участие государства в инвестиционной деятельности (безвозмездные инвестиции) путем разработки, утверждения и финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики инвестиционных проектов на объекты государственной собственности Чувашской Республики и межмуниципальных
инвестиционных проектов. Государственные инвестиции из республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляются в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой на очередной финансовый год, формируемой в составе республиканского бюджета Чувашской Республики.
Инвесторам могут быть также оказаны нефинансовые меры государственной поддержки. Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.11.2008 г. №293 "О нефинансовых мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" нефинансовые меры государственной поддержки осуществляются в форме: помощи в создании инфраструктуры бизнеса, оказания методической, информационной и организационной поддержки, участия органов государственной власти Чувашской Республики в разработке приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное экономическое и социальное значение, в их государственной экспертизе.
Государственная поддержка предоставляется в соответствии с решениями Кабинета Министров Чувашской Республики после одобрения инвестиционных проектов претендентов на ее получение Советом по инвестиционной политике, являющимся постоянно действующим органом Кабинета Министров Чувашской Республики.
В 2009 году Советом по инвестиционной политике для предоставления государственной поддержки одобрены следующие инвестиционные проекты:
- в форме субсидирования на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой - «Строительство коммунальной инфраструктуры жилого района «Новый город» (ООО «Коммунальные технологии»), «Строительство коммунальной
инфраструктуры микрорайонов ЗА и 3 района ул.Б.Хмельницкого в г.Чебоксары» (ООО «Чувашстрой»), «Строительство коммунальной инфраструктуры второго градостроительного комплекса Ш-«А» микрорайона Западного жилого района г.Новочебоксарска Чувашской Республики» (ОАО «Ипотечная корпорация Чувашской Республики»),