Региональная инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение процесса формирования региональной инвестиционной политики и направлений ее реализации в Чувашской Республике.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель и ставятся задачи данной работы. В первой главе изложены теоретические основы региональной инвестиционной политики. Раскрыты сущность, классификация и формы финансирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики. Рассмотрены содержание и задачи региональной инвестиционной политики.

Во второй главе отражены инструменты реализации инвестиционной политики в Чувашской Республике. Исследованы вопросы нормативно-правового и налогового регулирования инвестиционной деятельности. Изучены направления государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В третьей главе рассмотрены направления реализации инвестиционной политики в Чувашской Республике. Приведен подробный анализ инвестиционной деятельности в регионе, дана оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики. Здесь же отражены перспективы развития инвестиционной политики Чувашской Республики.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы региональной инвестиционной политики ....7

1.Экономическая сущность и классификация инвестиций 7
2.Источники и формы финансирования инвестиционной деятельности 17
3.Содержание и задачи инвестиционной политики 32



Глава 2. Инструменты реализации инвестиционной политики в Чувашской
Республике 41

1.Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности ... 41
2.Налоговое регулирование инвестиционной политики 46
2.3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности 53



Глава 3. Реализация инвестиционной политики в Чувашской Республике.59

1.Оценка инвестиционной деятельности в Чувашской Республике .... 59
2.Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики.71
3.3 Перспективы развития инвестиционной политики Чувашской

Республики 75



Заключение 86

Список источников и литературы 91

Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом ВВАГС Инвестиционная политика.rtf

— 1.42 Мб (Скачать)

   Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

 

   

         Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

    Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

    Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

    Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 9 июля 2003 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

     В Чувашской Республике также создана база для долгосрочного инвестирования, выработаны конкретные, законодательно закрепленные принципы осуществления государственной инвестиционной политики, которые реализуются в рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.

 

     

          Инвестиционная деятельность в республике регулируется следующими основными нормативно-правовыми актами:

1) Закон Чувашской Республики от 25.05.2006 № 8 «О государственной 
поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» (с изм. и 
доп. 14.07.2008 г.);

2) Закон Чувашской Республики от 22 мая 2007 года № 8 «О стратегии 
социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» 
(ред. от 04.06.2007 г.);

3) Закон Чувашской Республики от 23.07.2007 № 38 «О вопросах 
налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных 
законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ» (с изм. 
и доп. от 26 ноября, 27 декабря 2006, 30 апреля, 27 ноября 2004, 23 мая, 25 
ноября 2005, 25 мая, 24 октября 2005, 10 октября, 18 ноября 2006, 20 ноября 
2006, 4 июня, 25 сентября 2007г.);

4) Указ Президента Чувашской Республики от 20.01.2008 №3 «О мерах по 
созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных 
инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики»;

5) Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 
17.01.2007г. № 8 «Государственное стимулирование развития 
внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской 
Республике на 2007 - 2010 годы»;

6) Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «О 
нефинансовых мерах государственной поддержки инвестиционной 
деятельности в ЧР» от 23.12.2008 № 348;

     С 2000 года в Чувашской Республике в целях проведения единой государственной инвестиционной политики, функционирует постоянно действующий орган Кабинета Министров Чувашской Республике - Совет по инвестиционной политике, осуществляющий свою деятельность в рамках закона    Чувашской    Республики    «О    государственной    поддержке

 

     

      инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» и Положения о Совете по инвестиционной политике.

Главными целями Совета по инвестиционной политике являются:

- разработка принципов и стратегии инвестиционной политики Чувашской Республики;

- разработка порядка использования бюджетных и внебюджетных источников      для      финансирования      инвестиционных      проектов;

  • осуществление деятельности по привлечению негосударственных, в том числе иностранных, инвестиций под гарантии Правительства Чувашской Республики;
  • экспертиза и отбор инвестиционных проектов, реализуемых с участием Правительства Чувашской Республики;

- формирование и развитие конкурентной среды рынков Чувашской Республики.

    Совет по инвестиционной политике образован в качестве постоянно действующего органа Кабинета Министров Чувашской Республики. Председателем Совета является министр экономики Чувашской Республики. Совет осуществляет координацию деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти в реализации единой государственной инвестиционной и конкурентной политики в Чувашской Республике. В основном в состав Совета входят руководители республиканских органов исполнительной власти или их заместители, а также могут входить ученые, предприниматели и общественные деятели Чувашской Республики. Совет может обеспечить:

  • подготовку заключений по инвестиционным программам и проектам; исследование   и   сбор   информации   по   инвестиционным   проектам;
  • согласование инвестиционных условий коммерческих конкурсов при приватизации государственного имущества и продаже акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной собственности;
  •  

      анализ состояния рынков Чувашской Республики с целью подготовки предложений по развитию конкуренции. 
       

2.2 Налоговое регулирование инвестиционной политики 
 

    Поддержка инвестиционных процессов может осуществляться посредством предоставления и обеспечения гарантий прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности. Возможность использования налогов в регулировании инвестиционной деятельности предоставляется потому, что одной из основных функций налогов является регулирующая. Эта функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных целей налоговой политики. Участие государства в регулировании инвестиционной деятельности при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые ставки и налоговые льготы.

    Формирование инвестиционной политики и разработка мер регулирования инвестиционного процесса происходит не только на федеральном, но и на региональном уровне. Причем акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности в последнее время были смещены на региональный уровень. Это связано с усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сфере, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах.

    В настоящее время к основным принципам инвестиционной политики субъектов Федерации наряду с созданием организационных структур по содействию инвестициям, разработкой и экспертизой инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования относится предоставление инвесторам различных льгот и применение к ним стимулов финансового и нефинансового характера. Стимулы финансового характера (привилегии) - это создание льготного режима инвестиционной деятельности, а именно: предоставление льгот и освобождений по налогам и

 

    

      сборам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, разрешение ускоренной амортизации, установление льготных условий пользования землей, недрами, природными ресурсами.

    Практика показывает, что хотя налоговые льготы не являются решающим фактором при выборе того или иного региона для размещения инвестиций, однако степень влияния регионального налогообложения (размер ставок, объем предоставляемых льгот) на инвестиционную активность территории велико. Поскольку налоговая ставка имеет значение при определении общего налогового бремени, она принимается в расчет при определении стратегии финансирования и налогового планирования компании. При прочих равных условиях при выборе того или иного проекта компании принимают во внимание различия в установленных законом ставках налогов и наличие налоговых льгот, направляя доходы в регионы с более низким налогообложением. Механизм привлечения инвесторов с помощью льгот по налогам, поступающим в бюджет региона, используется многими регионами. Положение с предоставлением налоговых льгот в отдельных регионах характеризуется в приложении 3.

    Предоставление регионами наиболее значительных по масштабу льгот -по региональной части федерального налога на прибыль - осуществляется крайне выборочно из-за ограничений, накладываемых законодательством и системой межбюджетных отношений. Согласно ст. 284 НК РФ, "налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%". Таким образом, данная льгота не может превышать 4% из 17,5% региональной части поступлений по налогу на прибыль. Кроме того, недополученные при предоставлении льготы налоги не компенсируются региону, т.к. суммы недополученных налогов не берутся в расчет бюджетного потенциала. В результате предоставление льгот по налогу

 

    

      на прибыль является практически недоступным инструментом для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью. Зачастую льгота предоставляется только тем компаниям, в приходе которых регион крайне заинтересован и надеется компенсировать текущие потери налогов будущим ростом их поступлений.

    Размер понижающей ставки по налогу на прибыль варьируется в диапазоне от 13,5 до 17%. В ряде регионов инвесторам предоставлено право уплачивать налог на прибыль по пониженной ставке 13,5% вне зависимости от размера и динамики финансово-экономических показателей инвестора. В других предоставление пониженной ставки в диапазоне 16%-13,5% напрямую связано с приростом налоговой базы по налогу на прибыль текущего года по сравнению с предыдущим.

    В отдельных регионах пониженная ставка по налогу на прибыль для инвесторов составляет 13,5% и 15,5% процента в зависимости от объема капитальных вложений. Так, при объеме инвестиций более 4% от налогооблагаемой базы по налогу на прибыль применяется ставка 13,5%. При объеме инвестиций от 2 до 4% налогооблагаемой базы применяется налоговая ставка 15,5%.

    В некоторых субъектах РФ региональное законодательство вообще не предусматривает предоставлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль.

    Регионы более свободны в предоставлении инвесторам льгот по налогу на имущество организаций. Согласно ст. 372 НК РФ, "устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую базу, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также устанавливаться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками".

 

    

          В последние годы льготы по налогу на имущество составляют основу пакета льгот для крупных инвесторов во многих регионах, но цена пакета невелика, поэтому незначительна и его привлекательность.

    Особый порядок налогообложения налогом на имущество компаний-инвесторов может осуществляться как в форме полного освобождения от уплаты налога, так и в форме применения пониженной ставки. Что касается срока предоставления льготы, то он, как правило, напрямую зависит от срока окупаемости проекта, рассчитанного на основании представленного бизнес-плана. Законодательством ряда субъектов Федерации предусмотрены дополнительные ограничения по срокам предоставления льготных условий налогообложения по налогу на имущество - например, не более 5 лет, не более 7 лет, в течение 2 лет после срока окупаемости, если размер выручки от реализации инвестиционного проекта составляет не менее 90% в общем, объеме выручки.

    В ряде регионов предоставление налоговых льгот связано с величиной произведенных капитальных вложений, минимальный размер которых, дающий право на получение льготы, составляет, например, 50 млн. руб.

    В Чувашской Республике предоставление налоговых льгот регулируется законом «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации». В соответствии с данным законом определены следующие льготы по налогам и сборам при привлечении инвестиций:

Информация о работе Региональная инвестиционная политика