Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в теоретическом обосновании формирования и развития инвестиционных процессов в границах муниципальных образований.
Достижению поставленной цели были подчинены следующие основные задачи исследования:
углубить теоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальных образованиях, раскрыть содержание понятия «управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления»;
дать развернутую характеристику инвестиционного климата экономики муниципального образования г. Белгорода и показать его влияние на инвестиционную деятельность;
определить цели и задачи органов государственного управления в формировании инвестиционной политики в регионе;
оценить состояние управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.
Введение 3
1 Теоретические основы инвестиционной деятельности 6
1.1. Понятие и экономическая сущность инвестиций 6
1.2. Классификация инвестиций 10
1.3. Проблемы регионального закрепления инвестиций 13
2. Анализ состояния инвестиционных процессов в городе Белгороде 19
2.1. Общая характеристика г. Белгорода 19
2.2. Анализ инвестиционной активности в г.Белгороде 21
2.3. Причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в г. Белгороде 23
3. Концепция инвестиционной политики города Белгорода на 2008 год 25
3.1. Цель, задачи и правовые основы инвестиционной политики г. Белгород 25
3.2. Принципы и основные направления инвестиционной политики администрации города Белгорода 30
3.3. Практическая реализация инвестиционной политики 35
Заключение 45
Список используемой литературы 48
Основные положения инвестиционной политики города изложены в Концепции инвестиционной политики администрации города Белгорода, которая определяет систему стратегических целей органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности. Это необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения города. Только привлечение инвестиций в экономику города может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала45.
Цель
концепции - определить роль и основные
инструменты воздействия
Основной целью инвестиционной политики города является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению доходов населения, расширению налоговой базы и сбалансированности городского бюджета, ослаблению социальных проблем и напряженности в обществе46.
Инвестиционная политика г. Белгорода направлена на объединение усилий участников инвестиционного процесса (предприятий, банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, лизинговых компаний и других), создание эффективно действующей инвестиционной инфраструктуры, консолидацию инвестиционных ресурсов
К основным задачам инвестиционной политики города относятся:
-
формирование благоприятного
-
создание и развитие
-
мобилизация инвестиционных
-
обеспечение продвижения
-
содействие предприятиям
Инвестиционная политика города рассчитана на использование в первую очередь внутреннего инвестиционного потенциала (средств предприятий, кредитных организаций, населения, бюджета развития города и др.), формирование благоприятного инвестиционного климата города, которые в свою очередь создадут предпосылки для привлечения внешних инвестиций из других регионов и из-за рубежа.
Благоприятный инвестиционный климат является главным стимулом развития промышленности и предпринимательства, что обеспечивает рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей. Наоборот, отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Так, среди наиболее распространенных причин, сдерживающих развитие малых предприятий и предпринимательства в целом, бизнесмены называют обременительные налоги, трудности с материальными ресурсами, отсутствие дополнительных источников финансирования, отсутствие помещений для производства (и современных офисов), давление монопольных структур, проблемы сбыта, дефицит квалифицированных специалистов и т.д48.
Поэтому, в процессе создания благоприятного инвестиционного климата органы местного самоуправления в зависимости от характера поставленных задач могут выполнять различные функции - организатора, менеджера (операционное управление проектом), инвестора, владеющего акциями проекта, либо другого участника инвестиционного рынка. При этом содействие развитию предпринимательства со стороны органов местного самоуправления должно проводиться в тесном взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, финансовыми институтами и другими рыночными структурами.
В данной концепции проведена оценка инвестиционного климата в г. Белгороде, выявлены основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.
Концепция разработана с учетом анализа развития промышленности и предпринимательства, уровня инвестиционной активности в 2003 - 2006 гг. При подготовке концепции были использованы документы федерального, регионального и муниципального уровней. В процессе работы широко использовались разработки и рекомендации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, был изучен опыт аналогичных разработок в других регионах и городах России.
На состояние инвестиционных процессов в г. Белгороде прямое влияние оказывает инвестиционный климат в Белгородской области.
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проводимому рейтинговым агентством «Эксперт РА» с 1995 года, в 2000 - 2006 годах Белгородской области удалось качественно улучшить свои позиции. Войдя в 1996-1997 гг. в пятерку регионов Российской Федерации с наименьшим инвестиционным риском, Белгородская область продолжает удерживать свои позиции и в 2004-2005 гг. занимает четвертое место после Санкт-Петербурга, Липецкой и Новгородской областей. Рейтинговым агентством «Эксперт РА» Белгородская область в 2005 году признана лидером десятилетия среди регионов с наименьшим интегральным инвестиционным риском. Средневзвешенный индекс риска составляет 0,865 (по России - 1)49.
Вместе с тем, по законодательному риску Белгородская область занимает 64 место среди 89 регионов РФ. Следовательно, законодательная деятельность областных и муниципальных органов власти в сфере обеспечения правовых основ инвестиционной деятельности нуждается в совершенствовании.
Инвестиционная деятельность на территории Белгородской области и города Белгорода регламентируется следующими документами:
1.
Федеральным законом от 25.02.1999 №
39-ФЗ «Об инвестиционной
2.
Федеральным законом от 09.07.1999 №
160-ФЗ «Об иностранных
3. Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
4. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. Федеральным законом от 26.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
6. Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
7.
Федеральным законом от 29.07.1998 №
136-ФЗ «Об особенностях
8.
Федеральным законом от 07.05.1998 №
75-ФЗ «О негосударственных
9.
Законом Белгородской области
от 07.12.2004 № 151 «О государственных
гарантиях Белгородской
11.
Постановлением Правительства
12.
Постановлением Правительства
В целом предпосылки формирования нормативно-правовой базы регулирования инвестиционного процесса в Белгороде уже созданы. Однако, для дальнейшего эффективного функционирования инвестиционной системы, обеспечения прозрачности инвестиционного процесса, стабильности правового статуса инвестора, защиты прав участников инвестиционного процесса, создания благоприятных условий функционирования предприятий в период реализации инвестиционных проектов - необходимо внести ряд изменений и дополнений в нормативно-правовые акты г. Белгорода.
Городская нормативно-правовая база инвестиционной деятельности должна быть дополнена документом, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата, который будет включать следующие положения:
- «Об инвестиционном паспорте города Белгорода»;
-
«О муниципальной поддержке
-
«О порядке регистрации
- «Об обязательной экспертизе инвестиционных проектов».
Стратегическими целями формирования новой инвестиционной политики в городе Белгороде являются создание условий для активизации экономики города, адаптации ее к развивающимся рыночным отношениям. При этом необходимо учитывать, что приоритетными направлениями вложения инвестиций в городе Белгороде являются51:
С точки зрения интересов муниципальных образований новая инвестиционная политика города призвана обеспечить формирование доходной части бюджета за счет активизации хозяйственной жизни и эффективного управления муниципальной собственностью.
Проведение новой инвестиционной политики невозможно без создания конкурентной среды, с учетом привлечения внутренних и внешних финансовых ресурсов.
Стимулирование
активизации инвестиционного
Активизация инвестиционной политики должна базироваться на продуманной, понятной всем участникам инвестиционного процесса региональной политике, так как в условиях высоких рисков краткосрочные высоколиквидные активы окажутся предпочтительнее капитальных.
Существует целесообразность стимулирования долгосрочного сотрудничества путем поощрения инвесторов, уже зарекомендовавших себя в предшествующих периодах.
Как показывает исторический опыт, государственные и частные инвестиции не являются конкурентами, а фактически дополняют друг друга, прямые иностранные инвестиции не смогут полностью обеспечить существующие потребности финансирования, именно поэтому новая инвестиционная политика муниципального образования призвана обеспечивать политику, сфокусированную на трех аспектах:
-
обеспечение прогнозирования
- защита интересов участников инвестиционных процессов;
-
создание условий для перехода
от краткосрочных к
Возможность прогнозирования прибыли более важна для создания благоприятного инвестиционного климата, чем текущий уровень прибыли, если инвестирование производится в конкретные капитальные активы.
С
точки зрения инвестора специфика
активов подразумевает
Прогнозирование прибыльности отдельных сфер хозяйственной деятельности, бизнес-планирование требует закрепить функции управления инвестиционными проектами и программами за одним из существующих подразделений муниципального управления, обладающим необходимым потенциалом и профессиональными навыками, а не распыления их по различным подразделениям53.
Информация о работе Концепция инвестиционной политики города Белгорода на 2008 год