Концепция инвестиционной политики города Белгорода на 2008 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в теоретическом обосновании формирования и развития инвестиционных процессов в границах муниципальных образований.
Достижению поставленной цели были подчинены следующие основные задачи исследования:
углубить теоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальных образованиях, раскрыть содержание понятия «управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления»;
дать развернутую характеристику инвестиционного климата экономики муниципального образования г. Белгорода и показать его влияние на инвестиционную деятельность;
определить цели и задачи органов государственного управления в формировании инвестиционной политики в регионе;
оценить состояние управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы инвестиционной деятельности 6
1.1. Понятие и экономическая сущность инвестиций 6
1.2. Классификация инвестиций 10
1.3. Проблемы регионального закрепления инвестиций 13
2. Анализ состояния инвестиционных процессов в городе Белгороде 19
2.1. Общая характеристика г. Белгорода 19
2.2. Анализ инвестиционной активности в г.Белгороде 21
2.3. Причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в г. Белгороде 23
3. Концепция инвестиционной политики города Белгорода на 2008 год 25
3.1. Цель, задачи и правовые основы инвестиционной политики г. Белгород 25
3.2. Принципы и основные направления инвестиционной политики администрации города Белгорода 30
3.3. Практическая реализация инвестиционной политики 35
Заключение 45
Список используемой литературы 48

Работа содержит 1 файл

курсовик инвест процессы и инвест полит в муниц образов.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     Основные  положения инвестиционной политики города изложены в Концепции инвестиционной политики администрации города Белгорода, которая определяет систему стратегических целей органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности. Это необходимо для создания условий по привлечению инвестиций, в первую очередь в приоритетные направления и отрасли производства и проекты жизнеобеспечения города. Только привлечение инвестиций в экономику города может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала45.

     Цель  концепции - определить роль и основные инструменты воздействия органов  местного самоуправления на стимулирование инвестиционной деятельности в городе Белгороде. Концепция раскрывает совокупность правовых актов, правил, определяющих процесс привлечения и реализации инвестиционных ресурсов. Приведен также глоссарий наиболее важных понятий, касающихся рассматриваемой проблемы.

     Основной  целью инвестиционной политики города является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению доходов населения, расширению налоговой базы и сбалансированности городского бюджета, ослаблению социальных проблем и напряженности в обществе46.

     Инвестиционная политика г. Белгорода направлена на объединение усилий участников инвестиционного процесса (предприятий, банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов, лизинговых компаний и других), создание эффективно действующей инвестиционной инфраструктуры, консолидацию инвестиционных ресурсов

     К основным задачам инвестиционной политики города относятся:

     - формирование благоприятного инвестиционного  климата города;

     - создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности города;

     - мобилизация инвестиционных ресурсов  города и обеспечение их эффективного  использования путем формирования  инвестиционной программы для  реализации приоритетных и социально значимых направлений развития города;

     - обеспечение продвижения инвестиционных  проектов, программ предприятий  города на российский и мировой  рынки инвестиционных проектов;

     - содействие предприятиям города  в привлечении частных, стратегических и портфельных инвестиций47..

     Инвестиционная  политика города рассчитана на использование  в первую очередь внутреннего  инвестиционного потенциала (средств  предприятий, кредитных организаций, населения, бюджета развития города и др.), формирование благоприятного инвестиционного климата города, которые в свою очередь создадут предпосылки для привлечения внешних инвестиций из других регионов и из-за рубежа.

     Благоприятный инвестиционный климат является главным  стимулом развития промышленности и  предпринимательства, что обеспечивает рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей. Наоборот, отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Так, среди наиболее распространенных причин, сдерживающих развитие малых предприятий и предпринимательства в целом, бизнесмены называют обременительные налоги, трудности с материальными ресурсами, отсутствие дополнительных источников финансирования, отсутствие помещений для производства (и современных офисов), давление монопольных структур, проблемы сбыта, дефицит квалифицированных специалистов и т.д48.

     Поэтому, в процессе создания благоприятного инвестиционного климата органы местного самоуправления в зависимости  от характера поставленных задач  могут выполнять различные функции - организатора, менеджера (операционное управление проектом), инвестора, владеющего акциями проекта, либо другого участника инвестиционного рынка. При этом содействие развитию предпринимательства со стороны органов местного самоуправления должно проводиться в тесном взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, финансовыми институтами и другими рыночными структурами.

     В данной концепции проведена оценка инвестиционного климата в г. Белгороде, выявлены основные направления  инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.

     Концепция разработана с учетом анализа  развития промышленности и предпринимательства, уровня инвестиционной активности в 2003 - 2006 гг. При подготовке концепции  были использованы документы федерального, регионального и муниципального уровней. В процессе работы широко использовались разработки и рекомендации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, был изучен опыт аналогичных разработок в других регионах и городах России.

     На  состояние инвестиционных процессов  в г. Белгороде прямое влияние  оказывает инвестиционный климат в  Белгородской области.

     Согласно  рейтингу инвестиционной привлекательности  регионов России, проводимому рейтинговым  агентством «Эксперт РА» с 1995 года, в 2000 - 2006 годах Белгородской области удалось качественно улучшить свои позиции. Войдя в 1996-1997 гг. в пятерку регионов Российской Федерации с наименьшим инвестиционным риском, Белгородская область продолжает удерживать свои позиции и в 2004-2005 гг. занимает четвертое место после Санкт-Петербурга, Липецкой и Новгородской областей. Рейтинговым агентством «Эксперт РА» Белгородская область в 2005 году признана лидером десятилетия среди регионов с наименьшим интегральным инвестиционным риском. Средневзвешенный индекс риска составляет 0,865 (по России - 1)49.

     Вместе  с тем, по законодательному риску  Белгородская область занимает 64 место  среди 89 регионов РФ. Следовательно, законодательная  деятельность областных и муниципальных  органов власти в сфере обеспечения правовых основ инвестиционной деятельности нуждается в совершенствовании.

     Инвестиционная  деятельность на территории Белгородской области и города Белгорода регламентируется следующими документами:

     1. Федеральным законом от 25.02.1999 №  39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений».

     2. Федеральным законом от 09.07.1999 №  160-ФЗ «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации».

     3. Бюджетным кодексом Российской  Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

     4. Налоговым кодексом Российской  Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ, (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

     5. Федеральным законом от 26.10.1998 №  164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

     6. Федеральным законом от 22.04.1996 №  39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

     7. Федеральным законом от 29.07.1998 №  136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

     8. Федеральным законом от 07.05.1998 №  75-ФЗ «О негосударственных пенсионных  фондах».

     9. Законом Белгородской области  от 07.12.2004 № 151 «О государственных  гарантиях Белгородской области».

     11. Постановлением Правительства Белгородской  области от 10.06.2005 № 127-пп «Об  утверждении порядка оценки эффективности  планируемых и реализуемых инвестиционных  проектов (вместе с «Порядком  оценки эффективности планируемых  и реализуемых инвестиционных  проектов».

     12. Постановлением Правительства Белгородской  области от 27.04.2005 № 93-пп «Об  утверждении порядка рассмотрения  и одобрения Инвестиционным советом  при губернаторе Белгородской  области инвестиционных проектов  хозяйствующих субъектов области»50.

     В целом предпосылки формирования нормативно-правовой базы регулирования инвестиционного процесса в Белгороде уже созданы. Однако, для дальнейшего эффективного функционирования инвестиционной системы, обеспечения прозрачности инвестиционного процесса, стабильности правового статуса инвестора, защиты прав участников инвестиционного процесса, создания благоприятных условий функционирования предприятий в период реализации инвестиционных проектов - необходимо внести ряд изменений и дополнений в нормативно-правовые акты г. Белгорода.

     Городская нормативно-правовая база инвестиционной деятельности должна быть дополнена  документом, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата, который будет включать следующие  положения:

     - «Об инвестиционном паспорте  города Белгорода»;

     - «О муниципальной поддержке инвестиционных  проектов на территории города  Белгорода»;

     - «О порядке регистрации инвестиционных  проектов»;

     - «Об обязательной экспертизе  инвестиционных проектов».

3.2. Принципы и основные направления  инвестиционной политики администрации города Белгорода

 

     Стратегическими целями формирования новой инвестиционной политики в городе Белгороде являются создание условий для активизации  экономики города, адаптации ее к  развивающимся рыночным отношениям. При этом необходимо учитывать, что приоритетными направлениями вложения инвестиций в городе Белгороде являются51:

  • содержание, обслуживание и развитие инфраструктуры города и жилищно-коммунального хозяйства;
  • производство импортозамещающей продукции;
  • производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке;
  • промышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;
  • укрепление конкурентных позиций местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • углубленная переработка местного сырья;
  • производство продовольственной продукции;
  • улучшение экологии на территории города;
  • внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
  • иные направления, ориентированные на развитие города.

     С точки зрения интересов муниципальных  образований новая инвестиционная политика города призвана обеспечить формирование доходной части бюджета за счет активизации хозяйственной жизни и эффективного управления муниципальной собственностью.

     Проведение  новой инвестиционной политики невозможно без создания конкурентной среды, с учетом привлечения внутренних и внешних финансовых ресурсов.

     Стимулирование  активизации инвестиционного сотрудничества с иностранными партнерами возможно путем создания инфраструктуры безопасного  международного сотрудничества52.

     Активизация инвестиционной политики должна базироваться на продуманной, понятной всем участникам инвестиционного процесса региональной политике, так как в условиях высоких рисков краткосрочные высоколиквидные активы окажутся предпочтительнее капитальных.

     Существует целесообразность стимулирования долгосрочного сотрудничества путем поощрения инвесторов, уже зарекомендовавших себя в предшествующих периодах.

     Как показывает исторический опыт, государственные  и частные инвестиции не являются конкурентами, а фактически дополняют друг друга, прямые иностранные инвестиции не смогут полностью обеспечить существующие потребности финансирования, именно поэтому новая инвестиционная политика муниципального образования призвана обеспечивать политику, сфокусированную на трех аспектах:

     - обеспечение прогнозирования прибыли  участников инвестиционных процессов;

     - защита интересов участников  инвестиционных процессов;

     - создание условий для перехода  от краткосрочных к среднесрочным  и долгосрочным инвестициям.

     Возможность прогнозирования прибыли более важна для создания благоприятного инвестиционного климата, чем текущий уровень прибыли, если инвестирование производится в конкретные капитальные активы.

     С точки зрения инвестора специфика  активов подразумевает получение  качественного средне- и долгосрочного прогноза результатов хозяйственной деятельности, в том числе прибыли.

     Прогнозирование прибыльности отдельных сфер хозяйственной  деятельности, бизнес-планирование требует  закрепить функции управления инвестиционными  проектами и программами за одним из существующих подразделений муниципального управления, обладающим необходимым потенциалом и профессиональными навыками, а не распыления их по различным подразделениям53.

Информация о работе Концепция инвестиционной политики города Белгорода на 2008 год