Концепция инвестиционной политики города Белгорода на 2008 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в теоретическом обосновании формирования и развития инвестиционных процессов в границах муниципальных образований.
Достижению поставленной цели были подчинены следующие основные задачи исследования:
углубить теоретические представления об инвестиционных процессах в муниципальных образованиях, раскрыть содержание понятия «управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления»;
дать развернутую характеристику инвестиционного климата экономики муниципального образования г. Белгорода и показать его влияние на инвестиционную деятельность;
определить цели и задачи органов государственного управления в формировании инвестиционной политики в регионе;
оценить состояние управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы инвестиционной деятельности 6
1.1. Понятие и экономическая сущность инвестиций 6
1.2. Классификация инвестиций 10
1.3. Проблемы регионального закрепления инвестиций 13
2. Анализ состояния инвестиционных процессов в городе Белгороде 19
2.1. Общая характеристика г. Белгорода 19
2.2. Анализ инвестиционной активности в г.Белгороде 21
2.3. Причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в г. Белгороде 23
3. Концепция инвестиционной политики города Белгорода на 2008 год 25
3.1. Цель, задачи и правовые основы инвестиционной политики г. Белгород 25
3.2. Принципы и основные направления инвестиционной политики администрации города Белгорода 30
3.3. Практическая реализация инвестиционной политики 35
Заключение 45
Список используемой литературы 48

Работа содержит 1 файл

курсовик инвест процессы и инвест полит в муниц образов.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

1.2. Классификация инвестиций

 

     Инвестиции  в объекты предпринимательской  деятельности осуществляются в различных  формах, они очень многообразны и  многофакторны. В соответствии с  конкретными задачами, в целях  учета, анализа, мониторинга и индикативного планирования, инвестиционная деятельность может быть классифицирована по следующим признакам (см. приложение 1)14.

     1. По объектам вложений средств: реальные и финансовые инвестиции.

     Реальные  инвестиции – вложения средств в  материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау», научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.).

     Финансовые  инвестиции – вложения средств в  различные финансовые инструменты – ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.

     Выделение реальных и финансовых инвестиций является одним из основных признаков их классификации.

     2. По характеру участия в инвестировании: прямые и непрямые инвестиции.

     Прямые  инвестиции – непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. При этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции.

     Непрямые  инвестиции (косвенные) – инвестиции, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства15.

     3. По периоду инвестирования: краткосрочные  и долгосрочные инвестиции.

     Краткосрочные инвестиции – вложения капитала на период не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка  краткосрочных сберегательных сертификатов и т.п.).

     Долгосрочные  инвестиции – инвестиции, используемые на капитальные вложения и создание, увеличение размеров, а также приобретение необоротных активов длительного  пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи.

     4. По формам собственности инвестиционных ресурсов: частные, государственные, иностранные и совместные.

     Частные инвестиции – вложения средств, осуществляемые гражданами, а также субъектами хозяйствования негосударственных форм собственности.

     Государственные инвестиции – вложения, осуществляемые федеральными, региональными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств16.

     Иностранные инвестиции – все виды имущественных  и интеллектуальных ценностей, вкладываемых зарубежными инвесторами, а также  зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты  предпринимательской и других видов  деятельности с целью получения  прибыли.

     В составе иностранных инвестиций выделяют три формы: прямые, портфельные  и прочие инвестиции.

     Прямые  иностранные инвестиции – это  вложения иностранного капитала, сделанные  прямыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими лицами, полностью  владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

     В составе прямых инвестиций выделяются: взносы в уставный капитал, финансовый лизинг, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия, прочие прямые инвестиции.

     Портфельные иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала, сделанные иностранными инвесторами в объеме менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями, не дающие право вкладчикам на управление предприятием, а также акции, облигации, векселя и другие ценные долговые бумаги собственного и заемного капитала.

     Прочие  иностранные инвестиции – это  инвестиции, которые не подпадают  под определение прямых или портфельных  инвестиций.

     В составе прочих инвестиций выделяются торговые кредиты (предварительная оплата и предоставление кредитов для импортно-экспортных операций), прочие кредиты, полученные от международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации, банковские вклады и т.п17.

     5. По региональному признаку: инвестиции  внутри страны и за рубежом.

     Инвестиции  внутри страны (внутренние инвестиции) – вложения средств в объекты  инвестирования, размещенные в территориальных  границах данной страны.

     Инвестиции  за рубежом (зарубежные инвестиции) –  вложения средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами территориальных  границ данной страны18.

     6. По отраслевому признаку выделяют  инвестиции в различные отрасли  экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, пищевая, легкая и т.д.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и питание и пр.

     7. По рискам различают агрессивные,  умеренные и консервативные инвестиции.

     Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Они характеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью.

     Умеренные инвестиции отличаются средней степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений.

     Консервативные  инвестиции представляют собой вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью19.

1.3. Проблемы регионального закрепления инвестиций

 

     В самом начале третьего тысячелетия  Россия по-прежнему находится в процессе масштабных социально-экономических преобразований, которые были начаты в последнем десятилетии XX в.. но не завершены и по сей день. Изначально реформы ставили цели - достижение устойчивого экономического роста, создание эффективной экономики, способной обеспечить высокий уровень жизни населения, реальное и равноправное участие России в мировом экономическом сообществе. Только на этой основе возможно прогрессивное развитие нашего общества. Вместе с тем далеко не все из того, что было намечено, реализовано на практике.

     В современной России важной проблемой  остается достижение стабильного экономического роста, поэтому решающая роль, несомненно, принадлежит инвестиционной сфере, которая оказывает непосредственное воздействие на динамику экономического развития20.

     В условиях трансформации экономики  России в 1990-е гг. и перехода к рыночной системе хозяйствования кардинальные изменения произошли и в организации инвестиционного процесса, возникла объективная необходимость формирования принципиально нового механизма финансирования инвестиционной деятельности как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Это обусловлено рядом обстоятельств: существенным изменением инвестиционного статуса и роли государства и негосударственных структур, разделением их функций в сфере инвестиционной деятельности; значительным сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры последних по формам собственности в связи с проведением приватизации; значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестиций, способов и критериев их распределения21.

     В настоящее время государство  видит целью своей деятельности создание благоприятных условий  для активизации инвестиционной деятельности и стимулирование частных  инвестиций (иностранных в том числе) при одновременном ограничении своего участия в качестве непосредственного инвестора. Решающее значение придается росту объема и эффективности именно частных инвестиций, основными источниками которых должны стать как собственные средства предприятий, так и привлеченные ресурсы (прежде всего средства банков, институциональных инвесторов и населения).

     Для большинства западных стран, добившихся наиболее высокого на сегодняшний день уровня экономического развития, характерно преобладание негосударственных форм собственности и источников финансирования в инвестиционном процессе в основном капитале и ВВП. Государственные же инвестиции сосредоточены в отдельных отраслях, от которых зависят национальная безопасность, производство общественных товаров. Отмечая это, нельзя забывать, что в западных странах действующая модель инвестирования формировалась в течение длительного периода времени22.

     Российский  опыт последнего десятилетия свидетельствует  о том, что роль государства в  переходной экономике в целом и в инвестиционной ее составляющей в частности должна оставаться значительной. Экономика, в течение длительного периода пребывающая в условиях кризиса, при любом уровне развития рыночных отношений не имеет автоматических регуляторов инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для преодоления его негативных последствий.

     Вместе  с тем следует подчеркнуть, что  происходящий в России инвестиционный кризис обусловлен целым рядом причин. Это, прежде всего, преобладание экстенсивного  развития в сочетании с низкой эффективностью производства, ослабление возможностей осуществления структурных сдвигов и внедрения достижений НТП.

     Другой  ряд причин связан с тем, как проводились  и проводятся в настоящее время  рыночные реформы с многочисленными просчетами в государственной экономической политике 1990-х гг. Именно в этот период имели место такие негативные процессы, как резкое падение производства, сокращение абсолютных объемов накоплений, существенное уменьшение их удельного веса в национальном доходе, постоянное снижение централизованных ассигнований, уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на развитие производства23.

     Как показывает соотношение валового накопления основного капитала к валовым  сбережениям, в России значительная часть сбережений не трансформируется в инвестиции. Во многих странах обеспечиваются значительно большие масштабы использования сбережений на нужды инвестирования. В результате отношение объемов накоплений и сбережений у таких стран превышает 100 %24.

     Функционирование  и рост экономики зависят от того, насколько легко могут быть мобилизованы денежные средства для финансирования возрастающих потребностей как государства и компаний, так и частных лиц. Поскольку частные лица в совокупности являются чистыми поставщиками денег, а государство и компании являются чистыми покупателями, процесс инвестирования имеет очень серьезные результаты25.

     В мире существует немало стран, где распределение  инвестиций между регионами особой роли не играет, - важно лишь общее  наращивание капитала в национальной экономике. Однако во всех подобных случаях речь идет о небольших государствах. В крупных же государствах, тем более федеративных, а также характеризующихся существенными природными и социально-экономическими различиями между отдельными территориями, эта проблема не может быть оставлена без внимания. Россия относится именно к таким державам, и анализ распределения инвестиций по конкретным субъектам Федерации имеет для инвестиционной политики "федерального центра" и самих субфедеральных образований особое значение26.

     В последние годы региональные власти прилагают усилия по привлечению  капиталовложений; в своем подавляющем большинстве субъекты РФ в рамках их компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций, создание зон наибольшего благоприятствования. Динамичное развитие страны невозможно без притока инвестиций. Однако начало устойчивого экономического роста в свою очередь послужило бы для инвесторов сигналом к новым капиталовложениям.

     Закрепление инвестиций в регионах - сложная  проблема. Очевидно, что любой субъект  РФ, привлекая и федеральные источники, должен вносить в развитие каждой отрасли собственный определенный инвестиционный вклад, а в экономическую политику - элементы местных особенностей. При том важно, чтобы и местные инвестиции не уходили на сторону без ущерба для региона и национальной экономики. Гарантиями защиты инвестиций от размывания могут служить договорные отношения каждого субъекта РФ с местными и сторонними инвесторами по вопросам участия в региональных инвестиционных программах на условиях защиты, гарантированной доходности. Правовые полномочия субъекта РФ и его собственность также могут служить гарантией инвестиционной деятельности, особенно путем предоставления льгот и привилегий, первоочередности и обеспечения приоритетного отношения к развитию потребительского сектора экономики27.

     Государство является крупным субъектом собственности и общественного рынка. Оно располагает достаточно действенными экономическими возможностями влияния на других субъектов общественного рынка и может направлять их деятельность. Государство способно создавать в стране такой инвестиционный режим, который, во-первых, обеспечивал бы высокий экономический эффект, а во-вторых, придал бы каждому региону и производству высокую инвестиционную привлекательность. Решение этих проблем возможно методом согласования интересов агентов общественного рынка, консолидации их инвестиций и использования механизма эстафетного инвестирования сопряженных производств, когда каждое из них заинтересовано в деятельности других28.

Информация о работе Концепция инвестиционной политики города Белгорода на 2008 год