Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ состояния инвестиционной инфраструктуры в Омской области. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность и понятие инвестиционной инфраструктуры региона, охарактеризованы факторы, воздействующие на эффективность инвестиционной инфраструктуры региона, а также проанализирован мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры региона;
2. проведен анализ современного состояния экономики и инвестиционного потенциала Омской области, проведен анализ развитости инвестиционной инфраструктуры Омского региона;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и элементы инвестиционной инфраструктуры……………………………………………7
1.2 Факторы формирования инвестиционной инфраструктуры………………………………….……9
1.3 Цели и принципы формирования инвестиционной инфраструктуры……………………………13
1.4 Мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры……………………………………...17
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЕГИОНА…………………………………..22
2.1 Общая характеристика Омского региона и его социальный портрет…………………………….22
2.2 Общая характеристика внешнеэкономических связей Омского региона………………………..34
2.3 Характеристика инвестиционного климата омского региона………………………………….…37
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОМСКОГО РЕГИОНА………………..…40
3.1 Инвестиционная привлекательность Омского региона………………………………………...…40
3.2 Тенденции и перспективы развития инвестиционной инфраструктуры Омского региона ……42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

сам курсаччч.doc

— 824.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 2

Услуги институтов развития

Институты развития

Содержание услуг

Виды оказываемых услуг

Международные финансовые организации, венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, гарантийные фонды, государственно-частное партнерство (ГЧП)

Осуществляют привлечение инвестиций в форме ГЧП, льготного кредитования приоритетных отраслей экономики, вложений в фонды прямого инвестирования, предоставляют гарантии по кредитам

Финансовые

Советы, ассоциации, союзы

Осуществляют координацию стратегий развития бизнеса и государства, являются коммуникационной площадкой для обмена мнениями между основными агентами в экономике

Координационные

Бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки

Оказывают широкий спектр услуг для бизнеса, расположенного на определенной территории. Подобные институты позволяют извлекать значительные внешние эффекты от концентрации предприятий

Бизнес-услуги, предоставление инфраструктуры

Экспортные агентства

Осуществляют маркетинговую, информационную, юридическую, технологическую поддержку для выхода предприятий на мировые рынки

Продвижение товаров на новых рынках

Образовательные институты

Предоставляют разнообразную информацию (юридическую, рыночную, финансовую) относительно деятельности в новых секторах экономики. Производят обучение навыкам работы в новых сферах бизнеса

Информационно-образовательные

Центры экономических исследований

Осуществляют аналитическое обоснование и экспертную оценку.

Экспертно-аналитические

 

 

Далее в таблице 3 рассмотрим принятые в мировой практике варианты венчурного финансирования.

 

Таблица 3

Варианты венчурного финансирования

Альтернатива

Предпосылки выбора

Эффект

Пример

Вложения внутри страны

Высокий потенциал генерации собственных инноваций (мощный сектор науки и образования

Развитие собственных инноваций, привлечение иностранного опыта за счет найма иностранных менеджеров и партнеров, различных льгот

Yozma (Израиль)

Вложения за рубежом

Отсутствие предложения инноваций на внутреннем рынке

Приобретение связей в мире венчурного капитала, привлечение иностранного капитала в страну, трансферт технологий

Сингапур, Казахстан

 

В таблице 4 были выделены риски провала институтов развития.

Таблица 4

Риски провала институтов развития

Фиаско государства»: бюрократизация, коррупция, лоббизм

Принятие институтами развития неоптимальных решений. В то же время, при правильной организации институты развития имеют намного меньше рисков для фиаско государства, чем обычные органы государственной власти

Негибкость в изменяющихся условиях, излишне амбициозные цели

При чрезмерной регламентации процедур распределения ресурсов институтами развития они могут оказаться невостребованными частным сектором. Излишне амбициозные цели, как правило, не реализуемы, а их достижение чрезмерно затратно

Отсутствие четкой комплексной стратегии развития

При несистематическом создании институтов развития возникают проблемы дублирования функций и координации действий

Отсутствие доверия со стороны бизнес-сообщества и коалиции поддержки

Из-за ограниченности государственных ресурсов институтам развития сложно оказать действенное влияние на экономику без привлечения частного капитала. Частный капитал крайне настороженно относится к государственным проектам, так как общеизвестна низкая эффективность государственных решений. Поэтому важно, чтобы менеджмент институтов развития пользовался положительной репутацией в частном секторе

Неприживаемость в старой институциональной среде

Новые институты развития могут вступать в противоречие с существующими государственными органами и стереотипами поведения экономических агентов. Бизнес может быть не готов к игре по «новым правилам», а внутри государственных органов могут возникать препятствия для перераспределения ресурсов в пользу институтов развития

Низкое качество управления, финансирование неэффективных проектов

Институты развития направлены на поддержку совершенно новых секторов экономики, поэтому существует дефицит опыта и понимания того, как они должны работать. Решить проблему можно за счет привлечения иностранных специалистов

Вытеснение частного бизнеса из инвестиционного процесса

Это происходит тогда, когда институты развития начинают ту деятельность, которая вполне может осуществляться частным сектором. В итоге сокращается частная активность в экономике, что тормозит дальнейшее развитие

Риск завышения издержек

Институты развития, являясь некоммерческими организациями, могут извлекать прибыль за счет увеличения своих издержек, что приводит к неэффективному использованию ресурсов

 

 

Основная задача механизма финансирования через институты развития состоит в том, чтобы распределить риски между государством и бизнесом, и использовать рыночные стимулы для эффективной реализации проекта. Как правило, государство берет на себя политические и административные риски, поскольку оно может управлять ими более эффективно, чем частный бизнес. Также государство берет часть рисков, связанных с новизной предлагаемого проекта, которая не позволяет частному сектору самостоятельно его реализовать. Частный бизнес берет на себя инвестиционные и маркетинговые риски, то есть те риски, которыми он может эффективно управлять. Частные вложения в проект задают стимулы для его эффективной реализации.

Принципы финансирования через институты развития:

1. Принцип софинансирования - государство и бизнес инвестируют в определенной пропорции, причем доля государства, как правило, меньше доли бизнеса (например, 30% на 70%), этот механизм позволяет отсечь использование государственных ресурсов в неэффективных проектах.

2. Целевой характер финансирования - осуществляется финансирование конкретных проектов с конкретными ожидаемыми результатами, а не просто оказывается поддержка предприятиям.

3. Поддержка в неденежной форме - вместо выделения денежных средств, которые могут быть использованы нецелевым образом, происходит оказание услуг в натуральной форме за счет государственных ресурсов (например, подключение к инженерным сетям, построенным государством, пользование транспортной инфраструктурой).

4. Привлечение зарубежных инвесторов - это является индикатором высокой инвестиционной привлекательности и эффективности проекта.

5. Четкий механизм по выходу из проекта - частный бизнес, участвующий в проекте, должен четко понимать, в какой мере он будет участвовать в распределении результатов проекта, это создает стимулы для эффективной и быстрой реализации проекта Яковлев А., Гончар К. Об использовании в России опыта новых индустриальных стран в формировании «институтов развития» и стимулирования инновационного экономического роста.- ГУ «Высшая школа экономики», 2004..

Примеры «лучшей практики».

Заслуживают внимания два примера стимулирования инновационного развития. В Израиле была развитая научно-техническая база и высокая инновационная активность, что позволило достичь больших успехов за счет стимулирования системы венчурных фондов. В Чили была сегментированная научная система и низкая инновационная активность, поэтому был выбран другой путь - прямая (и не только финансовая) поддержка по полному циклу выращивания новых бизнесов.

Фонд венчурного инвестирования Yosma (Израиль).

Катализатором для венчурной индустрии в Израиле стала государственная инвестиционная компания Yosma («инициатива»). Yosma выступала как «фонд фондов», ее капитал был вложен в десять вновь созданных частных инвестиционных фондов с капиталом 20 млн. долл. США.

Программа оказалась успешной. Спустя семь лет после начала ее реализации в 1993г. В Израиле действовало более 100 венчурных фондов, в управлении у которых находилось около 10 млрд. долл. США. Объем высокотехнологичного экспорта увеличился с 2,2 млрд. долл. в 1991г. До 11 млрд. долл. в 2000г.

Реализация программы происходила в специфических условиях отсутствия природных ресурсов, наличия человеческого капитала за счет иммиграции из бывшего СССР, финансовая помощь США.

Можно выделить следующие факторы успеха программы:

- использование мирового опыта: к формируемым фондам предъявлялось требование наличия американского или европейского партнера, с тем, чтобы они обучали израильских коллег методике и принципам инвестирования, развития компаний и ведения дел фонда;

- принцип софинансирования: в каждом случае пакет акций, принадлежащих правительству, составлял не более 40%, что оставляло контроль над фондами в частных руках;

- использование потенциала сферы образования: к участию в программе были приглашены университеты;

- создание стимулов к росту капитализации: с самого начала правительство заявило о намерении приватизировать активы, приобретенные им в ходе реализации программы, в этих целях фондам, созданным с участием компании Yosma, были предложены опционы на выкуп акций, принадлежащих государству по фиксированной цене плюс ограниченный процент (5-7% годовых).

частная некоммерческая организация, специализирующаяся на управлении технологическими проектами, предоставлении технологических услуг (например, помощи в сертификации, оформлении лицензий, подготовке кадров), и на инкубации инновационных компаний в нишах технологий среднего уровня. Области специализации Фонда: агробизнес, морские ресурсы, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, туризм, экология и образование. Источники финансирования- государственный бюджет на НИОКР, средства частных лиц и компаний, собственные ресурсы. [9]

Фонд Чили был создан в 1976г. в результате сделки между правительством и компанией ITT: в обмен на возвращение национализированной прежним правительством компании ее законным владельцам последние приняли на себя обязательство создать и профинансировать новый институт, призванный стимулировать инновационный рост экономики Чили. Введена система проектного финансирования с ориентацией, как на коммерческие, так и социальные результаты проектов.

Информация о работе Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион