Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ состояния инвестиционной инфраструктуры в Омской области. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность и понятие инвестиционной инфраструктуры региона, охарактеризованы факторы, воздействующие на эффективность инвестиционной инфраструктуры региона, а также проанализирован мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры региона;
2. проведен анализ современного состояния экономики и инвестиционного потенциала Омской области, проведен анализ развитости инвестиционной инфраструктуры Омского региона;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и элементы инвестиционной инфраструктуры……………………………………………7
1.2 Факторы формирования инвестиционной инфраструктуры………………………………….……9
1.3 Цели и принципы формирования инвестиционной инфраструктуры……………………………13
1.4 Мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры……………………………………...17
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЕГИОНА…………………………………..22
2.1 Общая характеристика Омского региона и его социальный портрет…………………………….22
2.2 Общая характеристика внешнеэкономических связей Омского региона………………………..34
2.3 Характеристика инвестиционного климата омского региона………………………………….…37
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОМСКОГО РЕГИОНА………………..…40
3.1 Инвестиционная привлекательность Омского региона………………………………………...…40
3.2 Тенденции и перспективы развития инвестиционной инфраструктуры Омского региона ……42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

сам курсаччч.doc

— 824.50 Кб (Скачать)

Выработка региональной инвестиционной политики тесно связана с поиском оптимального подхода к организации инвестиционного рынка и принятию инвестиционных решений. Это сложный процесс выделения приоритетных задач и разработки определенной схемы и механизма, которые могли бы удовлетворить и российские, и иностранные фирмы.

Основная задача на региональном уровне - правильное трактование проблемы и выработка правильного подхода к ее решению.

Создание привлекательного инвестиционного климата в регионе не является самоцелью. Это производная цель, возникающая из необходимости привлечения инвестиций в регион. Поэтому механизм должен быть нацелен на создание условий, способствующих привлечению потенциальных инвесторов, и на повышение инвестиционной активности в регионе.

При разработке механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе необходимо руководствоваться определенными принципами. Данные принципы были сформированы на основе анализа приоритетов государственной инвестиционной политики РФ и деятельности региональных органов власти в области построения инвестиционных стратегий.

 

 

 

 

Таблица 1

Влияние целей и задач на инвестиционный риск и потенциал региона

Цели

Инвестиционные риски

Инвестиционный потенциал

Улучшение инвестиционного климата в регионе, способствующего повышению инвестиционной активности, выражающейся в росте объемов инвестиционных ресурсов, привлекаемых в региональные инвестиционные проекты

+

+

Повышение инвестиционной активности за счет развития регионального инвестиционного рынка

+

+

Поддержка существующих и потенциальных инвесторов в регионе

+

 

Поддержка реципиентов инвестиций

+

+

Развитие региональной инвестиционной инфраструктуры

+

+

Повышение инвестиционной активности за счет повышения эффективности деятельности региональных органов власти в областях, связанных с инвестиционной деятельностью в регионе

+

+

Совершенствование нормативно-правовой базы инвестирования

+

+

Снижение административных барьеров на пути инвестиций

+

+

Снижение инвестиционных рисков в регионе

+

+

 

Принцип ориентированности на прямые инвестиции. Прямые инвестиции являются важным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики региона. Помимо частичного решения проблемы технологического обновления основных фондов предприятий прямые инвестиции несут в себе потенциал увеличения объемов продукции и услуг учрежденных ими предприятий, возможности развития технологий, способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции региональной экономики в национальное и мировое хозяйство. Поэтому механизм должен ориентироваться на формирование благоприятного инвестиционного климата в первую очередь в глазах прямых, реальных инвесторов.

Принцип ориентированности на снижение инвестиционных рисков. Как уже упоминалось, в России наблюдается острый дефицит финансовых ресурсов региональных властей, а также постепенное снижение доли бюджетных средств, остающихся в распоряжении региона. Данная ситуация порождает необходимость поиска эффективных с точки зрения затрат путей организации инвестиционной деятельности в регионе.[15]

В связи с этим при разработке механизма необходимо учитывать, что стратегия первоочередной минимизации инвестиционного риска является более эффективной и менее затратной в сравнении со стратегией максимизации инвестиционного потенциала региона. В механизме должны быть максимально задействованы элементы, способствующие достижению первого комплекса целей и задач.

Принцип использования сравнительных преимуществ. Формирование инвестиционного имиджа связано с акцентированием внимания на сравнительных достоинствах региона в глазах потенциальных инвесторов для того, чтобы компенсировать его недостатки. Поэтому при разработке механизма необходимо включить инструменты формирования благоприятного инвестиционного имиджа региона.

Принцип универсальности и адаптивности. Данный принцип вытекает из неодинаковости состояния инвестиционной деятельности в регионах в силу природно-климатических, географических, производственных, организационно-управленческих и прочих факторов, что требует от региональных властей разработки собственных специфических стратегий развития.

Поэтому механизм должен содержать базовый набор элементов и инструментов, который может быть адаптирован к специфическим региональным условиям. Также в условиях быстроменяющейся экономической среды необходимо, чтобы в механизм были включены инструменты его настройки на эти изменения в конъюнктуре.

Принцип связанности инвестиционного климата и инвестиционной активности. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе не является самоцелью. Это производная цель, возникающая из необходимости привлечения инвестиций в регион. Поэтому в механизм должны быть заложены индикаторы связи между темпами улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности в регионе.[1]

Принцип интегрируемости и комплексности. Как сам регион является составной частью единого народно-хозяйственного комплекса страны, так и его инвестиционная сфера является элементом единой инвестиционной сферы страны. Инвестиционная политика региона, нацеленная в первую очередь на улучшение его инвестиционного климата, разрабатывается с учетом целей, задач и приоритетов государственной инвестиционной политики, которая является составной частью экономической политики РФ. Поэтому помимо специфических региональных целей и задач, механизм должен учитывать общегосударственные приоритеты.

Принцип комплексности порождает необходимость в учете еще нескольких важных принципов, изложенных в государственной инвестиционной политике РФ:

- принцип финансовой самодостаточности. Механизм должен создавать благоприятные условия в первую очередь не для получения инвестиций из государственных источников, а для притока и реализации инвестиций преимущественно из негосударственных источников;

- принцип оценки результативности. Механизм должен строиться таким образом, чтобы имелась возможность осуществления эффективного мониторинга и оценки результатов его функционирования;

- принцип государственных гарантий инвестиций.

Данный принцип нацелен на усиление роли региональной власти как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативно-правового регионального режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов;

- принцип равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всех инвесторов независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

- принцип информационной открытости предполагает обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций; внедрение международных стандартов отчетности во всех секторах экономики.

Все вышеперечисленные принципы являются своего рода сводом законов, руководство которыми позволяет более эффективно определить границы механизма и структуру составляющих его элементов. Они также способствуют определению направлений и приоритетов в организации деятельности по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Используя всё вышесказанное, необходимо отметить, что главные цели и задачи, на решение которых направлено действие механизма, а также принципы его построения логически вытекают из основополагающих документов в области инвестиционной деятельности, разрабатываемых региональными властями: инвестиционной политики и инвестиционной стратегии региона. Поэтому их наличие или создание является первым шагом на пути построения эффективного механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

 

 

1.4 Мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры

 

Институт развития - это организационно-экономическая структура, содействующая распределению ресурсов в пользу проектов по реализации потенциала экономического роста.

Отличительными признаками институтов развития от других форм государственной поддержки являются:

- перераспределение ресурсов в пользу проектов развития, направленных на создание потенциала экономического роста в области инфраструктуры, человеческого потенциала, новых технологий и поддержку новых, пока еще не доминирующих секторов экономики, нуждающихся в начальной поддержке для своего развития;

- наличие постоянной организационной структуры и определенных правил, позволяет осуществлять институтам развития систематическую деятельность, у них существует четкая система ответственности и контроля;

- институты развития являются некоммерческими организациями, а не способом увеличения доли государства в экономике, их деятельность направлена на развитие частного бизнеса в новых секторах экономики. [2]

Необходимость в институтах развития возникает при замедлении роста, базирующегося на традиционной структуре экономики и усилении внешней конкуренции. Институты развития - катализатор инновационной активности. Они функционируют как важнейший элемент инновационного сценария развития экономики. Базой для развития является совершенствование инфраструктуры и инвестиции в человеческий капитал.

Институты развития образуются в точке пересечения интересов экономических агентов в лице регионального правительства, бизнеса, финансовых институтов, научных и образовательных институтов, экспертного сообщества, благодаря чему возникает коалиция поддержки институтов развития. Каждый из участников обладает определенными ресурсами, и институты развития открывают новые возможности для их более производительного использования.

Международный опыт позволяет выделить большое количество различных форм институтов развития. Как правило, они специализируются на поддержке определенных статей экономики (отраслевые институты развития), определенных регионов (региональные институты развития), на осуществлении определенных типов операций (специализированные институты развития). Однако могут существовать и универсальные институты развития. Приведем классификацию услуг, которые могут оказывать институты развития.

Особого внимания заслуживают институты по стимулированию инноваций, так как в этой сфере накоплен значительный опыт. Стимулирование инноваций в мировой практике осуществляется сразу с двух сторон:

- со стороны предложения инноваций - развитие научно-технического потенциала;

- со стороны финансирования инноваций - развитие инфраструктуры венчурного финансирования.

Развитием научно-технического потенциала занимаются:

- Инкубаторы, которые занимаются выращиванием инновационных бизнесов путем предоставления производственных площадей и разнообразных услуг;

- Технопарки, которые способствуют концентрации инновационных бизнесов на определенной территории и извлечению положительных внешних эффектов от их сотрудничества;

- Фонды «посевного финансирования», которые финансируют проекты на ранней стадии;

- Центры превосходства.

Развитием инфраструктуры венчурного капитала занимаются:

- Государственные венчурные фонды, которые осуществляют прямые инвестиции в инновационные фирмы;

- Государственные фонды фондов, которые осуществляют инвестиции в частные фонды венчурного финансирования, развивая инфраструктуру венчурного капитала.

В мировой практике существуют два альтернативных варианта развития венчурного финансирования в стране. Примеры провала институтов развития.

1. Постановка излишне амбициозных целей.

Фонд Чили был создан в 1976г. В результате сделки между правительством и компанией ITT. Были выбраны два основных направления деятельности: телекоммуникации (в связи со специализацией ITT) и пищевая промышленность. Однако телекоммуникационные инновации оказались безуспешными: местные разработки не могли конкурировать с уже ставшими массовыми технологиями транснациональной ITT. Из неудачи был извлечен важный урок: Фонд переориентировался с поддержки амбициозных проектов НИОКР на заимствование технологий среднего уровня на международном рынке, которые в пищевой отрасли не имели барьеров защиты интеллектуальной собственности, и сосредоточился на гибких экспортных кластерах агробизнеса.

2. Негибкость управления, чрезмерная регламентация.

В 1991-1993гг. в Израиле была создана государственная компания Inbal, предоставлявшая для венчурных инвестиционных фондов гарантии на инвестиции в размере 70% от их первоначального капитала. В рамках программы было создано 4 частных инвестиционных фонда. Участие в программе накладывало на их инвестиции определенные ограничения. В результате созданные фонды столкнулись в своей деятельности с бюрократическими проблемами, оказались неуспешными в финансовом отношении и не смогли привлечь дополнительный капитал. Программа имела ограниченное влияние на экономику и в дальнейшем была свернута.

Информация о работе Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион