Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ состояния инвестиционной инфраструктуры в Омской области. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность и понятие инвестиционной инфраструктуры региона, охарактеризованы факторы, воздействующие на эффективность инвестиционной инфраструктуры региона, а также проанализирован мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры региона;
2. проведен анализ современного состояния экономики и инвестиционного потенциала Омской области, проведен анализ развитости инвестиционной инфраструктуры Омского региона;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и элементы инвестиционной инфраструктуры……………………………………………7
1.2 Факторы формирования инвестиционной инфраструктуры………………………………….……9
1.3 Цели и принципы формирования инвестиционной инфраструктуры……………………………13
1.4 Мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры……………………………………...17
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЕГИОНА…………………………………..22
2.1 Общая характеристика Омского региона и его социальный портрет…………………………….22
2.2 Общая характеристика внешнеэкономических связей Омского региона………………………..34
2.3 Характеристика инвестиционного климата омского региона………………………………….…37
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОМСКОГО РЕГИОНА………………..…40
3.1 Инвестиционная привлекательность Омского региона………………………………………...…40
3.2 Тенденции и перспективы развития инвестиционной инфраструктуры Омского региона ……42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

сам курсаччч.doc

— 824.50 Кб (Скачать)

· ориентация на потенциального инвестора, поэтому построение модели оценки инвестиционной привлекательности региона должно базироваться на удовлетворении потребностей различных типов инвесторов;

· использование принципа системности, позволяющего исследовать инвестиционную привлекательность региона как целостность взаимодействующих разнокачественных, но одновременно совместимых элементов, существенные связи между которыми фиксируются в виде определенной структуры;

· применение принципа комплексности при выборе обоснованного круга основных показателей инвестиционной привлекательности региона, позволяющих объективно оценивать ее уровень и использовать полученные результаты в управлении инвестиционным процессом;

· аккумуляции показателей инвестиционной привлекательности региона.

С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов.

Оценка инвестиционного климата проводилась для каждого из 89 субъектов федерации. Также впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.

Инвестиционный климат региона рассматривался как комплексная характеристика, состоящая из трех ключевых подсистем:

Инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала.

Инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования.

Законодательных условий - правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора. Законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.

Инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

Совокупный потенциал региона включает следующие интегрированные его виды:

1. Ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов.

2. Производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе.

3. Потребительский, понимаемый как совокупная покупательная способность населения региона.

4. Инфраструктурный, в основе расчета которого положена оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории.

5. Инновационный, при расчете которого учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе.

6. Трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне.

7. Институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе.

8. Финансовый, выраженный через общую сумму налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.[29]

Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:

1. Политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;

2. Экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе.

3. Социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности.

4. Криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжести преступлений.

5. Экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;

6. Финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов.

7. Законодательный - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

В качестве примера оценки частного инвестиционного риска рассмотрим оценку законодательного риска инвестирования.

На территории большинства регионов России действует единый общегосударственный законодательный фон, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий.

Характеристика законодательных условий инвестирования была получена на основе анализа всех нормативных условий, благоприятствующих или препятствующих инвестиционной деятельности.

Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные. В федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах Федерации. Это, прежде всего, законодательство по свободным экономическим зонам.

Как федеральное, так и региональное законодательство делилось на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования).

Существующие законодательные акты всех типов и уровней государственного управления можно разбить на следующие группы с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс:

1. Регулирование сфер и объектов инвестирования - определяет приоритетные направления инвестирования (отрасли, объекты, виды деятельности, сферы). Наличие приоритетных сфер в регионе увеличивает его потенциал.

2. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности - сферы и виды деятельности в регионе, льготные по налогообложению.

3. Предоставление финансовой помощи и кредитных льгот инвесторам потенциальным инвесторам в данном регионе, или по данной сфере деятельности (по типу Федерального ведомства по опеке в ФРГ).

Проведение льготной амортизационной политики (право осуществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики).

5. Регулирование участия инвестора в приватизации.

6. Доступность региональных ценных бумаг для внешних покупателей.

7. Обеспечение правовой защиты инвестиций и имущественных региональные законодательных гарантий (в том числе, залоговое право).

Для составления рейтинга была разработана оригинальная методика, основанная на сочетании статистического и экспертного подходов.

На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду риска и потенциала с помощью корреляционного анализа были выделены наиболее индикативные показатели. Затем методом факторного анализа был определен вклад каждого индикативного показателя в величину соответствующего потенциала или риска.

На последнем этапе работы с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу и риску и относящиеся к различным типам законодательного климата были объединены в группы по характеру инвестиционного климата.[31]

Оценка весов вклада каждого вида потенциала и риска в совокупный потенциал и совокупный риск, а также регионального и федерального законодательства была получена по результатам анкетирования российских и иностранных экспертов, в том числе представителей инвестиционных компаний, в частности: TYSSEN, MITSUI, BRITISH & AMERICAN TOBACCO, ERNST & YOUNG, и других.

Интегральный рейтинг каждого региона по инвестиционному потенциалу рассчитывался как средневзвешеннное по экспертным весам значение удельного веса каждого региона в России по показателям, относящимся к каждому из перечисленных выше видов (составляющих) потенциала. Значение рейтинга "1" по получал регион, имеющий наибольший потенциал.

В случаях, когда фактические значения статистических показателей у нескольких регионов были равны, всей группе присваивалось среднегрупповое значение рейтинга. При отсутствии какого-либо признака, всем таким регионам присваивался 89-й рейтинг.

Интегральный рейтинг каждого региона по уровню инвестиционного риска рассчитывался на основе средневзвешенных отклонений значений выбранных показателей риска каждого региона от среднероссийских. Значение рейтинга "1" по риску получал регион, имеющий наименьший риск. В случаях, когда фактические значения статистических показателей у нескольких регионов были равны, всей группе присваивалось среднегрупповое значение рейтинга.

Итак, можно сделать следующий вывод о том, что инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях.

Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск - характеристика вероятностная, качественная.

На территории большинства регионов России действует единый общегосударственный законодательный фон, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий.

 

 

 

1.3 Цели и принципы формирования инвестиционной инфраструктуры

 

Наличие инвестиционной инфраструктуры является необходимым условием привлечения инвестиций.

В целях формирования системы обслуживания инвестиционного процесса должны активно привлекаться финансово-кредитные, консалтинговые и другие организации к реализации инвестиционной политики на территории региона на конкурсной основе.

В российских регионах сейчас имеются предпосылки для развития современной инфраструктуры фондового рынка.

По отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры усилия региональной администрации должны быть направлены на:

· консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционной программы;

· привлечение банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых, аудиторских организаций к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инвестиционной деятельности на территории региона, оказанию услуг предприятиям по подготовке инвестиционных проектов, поиску инвесторов;

· содействие в формировании финансово-инвестиционных компаний, лизинговых компаний, создание условий для накопления ими инвестиционного потенциала.

Взаимоотношение региональной администрации с инвестиционными институтами в части реализации инвестиционных программ предполагается строить на основе агентских соглашений.

В целях обеспечения всестороннего обслуживания инвестиционной деятельности на территории региона внимание администрации должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на развитии страхового и фондового рынков.

В целях развития регионального страхового рынка должна быть разработана Концепция развития страховой деятельности в регионе, направленная на обеспечение, с одной стороны, страховой защиты инвесторов и объектов инвестиционной деятельности, а с другой - на обеспечение притока инвестиционных ресурсов от страховых компаний в реальный сектор экономики. [22]

В целях применения страхования при осуществлении инвестиционной деятельности должна быть использована страховая инфраструктура региона, как инструмент осуществления страховой защиты инвестиционных программ и проектов на территории региона.

Развитие регионального фондового рынка, как инструмента мобилизации и эффективного распределения инвестиционных ресурсов, должно осуществляться, прежде всего, в направлении интеграции региона в единую общероссийскую инфраструктуру фондового рынка.

В этом направлении предстоит решить следующие задачи:

· развивать высокотехнологическую инфраструктуру фондового рынка на основе новейших технологий и сложившихся международных стандартов, обеспечить защиту прав инвесторов на основе создания “прозрачного” фондового рынка и системы раскрытия информации об эмитентах и профессиональных участниках рынка ценных бумаг;

· содействовать в создании и развитии элементов инфраструктуры рынка ценных бумаг - регионального депозитария, расчетно-клиринговой палаты.

В рамках реализации инвестиционной политики региона и соглашения о сотрудничестве может привлекаться региональная торгово-промышленная палата в вопросах поиска инвесторов, разработки инвестиционных проектов, информационном обслуживании предприятий по различным аспектам деятельности, организации выставок, семинаров и встреч потенциальных инвесторов с предпринимателями. [18]

Одним из проявлений инвестиционно-рыночных коммуникаций является участие производственно-предпринимательских структур и их проектов в реализации целевых программ, формирующихся в границах региона и на межрегиональном уровне.

Информация о работе Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион