Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:43, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ состояния инвестиционной инфраструктуры в Омской области. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. раскрыта сущность и понятие инвестиционной инфраструктуры региона, охарактеризованы факторы, воздействующие на эффективность инвестиционной инфраструктуры региона, а также проанализирован мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры региона;
2. проведен анализ современного состояния экономики и инвестиционного потенциала Омской области, проведен анализ развитости инвестиционной инфраструктуры Омского региона;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и элементы инвестиционной инфраструктуры……………………………………………7
1.2 Факторы формирования инвестиционной инфраструктуры………………………………….……9
1.3 Цели и принципы формирования инвестиционной инфраструктуры……………………………13
1.4 Мировой опыт создания инвестиционной инфраструктуры……………………………………...17
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОМСКОГО РЕГИОНА…………………………………..22
2.1 Общая характеристика Омского региона и его социальный портрет…………………………….22
2.2 Общая характеристика внешнеэкономических связей Омского региона………………………..34
2.3 Характеристика инвестиционного климата омского региона………………………………….…37
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОМСКОГО РЕГИОНА………………..…40
3.1 Инвестиционная привлекательность Омского региона………………………………………...…40
3.2 Тенденции и перспективы развития инвестиционной инфраструктуры Омского региона ……42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Выделяют несколько их функций:
- аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных на эти банки.
- предоставление кредитов предпринимателям.
Под ТНК понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения наивысшего результата - прибыли.
Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Общей характеристикой для всех групп институциональных инвесторов является аккумулирование ими временно свободных денежных средств (государства, фирм, населения) с последующим вложением их в экономику.
Вместе с тем каждая из указанных групп обладает собственной спецификой как в осуществлении присущих ей функций, так и в механизме аккумуляции инвестиционных ресурсов и их дальнейшем размещении.
Большинство указанных выше инвестиционных институтов уже присутствуют в России. Вместе с тем, как показывает практика последних лет, процессы формирования отдельных институтов происходят относительно спонтанно.
С целью активизации инвестиционной деятельности крайне необходимо воздействие государства на формирование институциональной среды инвестиционной сферы, выражающееся, прежде всего, в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.
Несмотря на то, что новые формы инвестиционной инфраструктуры в России далеки от совершенства, тем не менее, можно считать, что значительное число входящих в нее институтов демонстрируют свою жизнестойкость, а следовательно, и возможность участия в инвестиционном процессе при наличии соответствующих условий.
Роль институциональной среды в инвестиционной деятельности очень велика. Совокупность инвестиционных институтов определяет характер, динамику и направления инвестиций, способствует активизации инвестиционной деятельности и на этой основе экономическому росту, улучшению экономических параметров жизни общества. Поэтому создание соответствующей институциональной среды - важное условие для успешного становления и развития инвестиционной сферы.
Инвестиционные институты организуют непосредственное регулирование спроса и предложения на инвестиционные ресурсы. Они влияют на движение, объем, направление инвестиционных средств и, следовательно, на инвестиционный процесс в отраслях хозяйства и регионах. Инвестиционная деятельность прямо связана с количеством специализированных инвестиционных институтов, их мощностью (размером активов), разветвленностью, со структурой и объемом их операций, возможностями аккумуляции инвестиционных ресурсов.
Именно инфраструктура рынка инвестиций определяет основной порядок практических действий участников рынка и все аспекты совершенствования инвестиционных сделок. Увеличение количества сделок на инвестиционном рынке является фактором ускорения движения капитала, его перехода от денежной к производительной форме. Через инфраструктуру инвестиционного рынка и происходит аккумуляция ресурсов и направление вложений в конкретные проекты.
Нельзя не отметить и то, что инвестиционная инфраструктура ориентирована не только на продвижение отдельных проектов, но и на развитие соответствующего предпочтения и менталитета, осуществление институциональных изменений в обществе, затрагивающих всех субъектов инвестиционного процесса, стимулирование развития экономики за счет инвестиций.
Инвестиционная инфраструктура дает возможность более равномерно распределять риски, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Это распределение происходит между участниками инвестиций по стадиям осуществления инвестиционных проектов, между институциональными инвесторами, а также между государством и институциональными инвесторами. Развитие элементов инвестиционной инфраструктуры открывает более широкие возможности для привлечения иностранных инвестиций и уменьшение рисков, связанных с предоставлением кредитов иностранных инвесторов и государств.[11]
Таким образом, инвестиционный механизм это и есть совокупность механизмов привлечения и размещения ресурсов, предназначенных для воспроизводства основных фондов экономики страны или региона, а также механизмов управления инвестициями. Элементами инвестиционного механизма являются цель, принципы, методы и технологическая основа реализации инвестиционной деятельности. Финансово-кредитные и расчетные механизмы, обслуживающие капитальные (не текущие) вложения, есть механизмы инвестиционные.
Исторически инвестиционная деятельность была представлена исключительно инвестированием, но по мере усложнения условий хозяйствования возникла потребность в механизмах управления инвестициями.
1.2 Факторы формирования инвестиционной инфраструктуры
Инвестиционная активность является основным фактором экономического роста, зависящим прежде всего от динамики развития экономических и финансовых процессов, соотношения спроса и предложения, от уровня монополизации ведущих отраслей материального производства, наличия эффективных собственников, стратегических инвесторов и развитой деловой инфраструктуры.
Одним из главных направлений деятельности органов государственной власти в достижении экономического роста является коренное преобразование инвестиционной сферы экономики. На сегодняшний день снижение инвестиций в основной капитал не прекращается. Это свидетельствует о неадекватности макроэкономических преобразований, осуществляемых в стране, и проблемах организационно-экономического механизма инвестиционного процесса.[13]
Инвестиционный кризис охватил большинство регионов страны, все сферы ее экономики, стал одной из главных причин замедления процесса стабилизации и экономического роста.
В сегодняшних условиях такая проблема может решаться лишь в русле оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным воздействием государства на этот процесс на всех уровнях экономики.
Первостепенной является задача выработки эффективного механизма государственного воздействия на инвестиционную деятельность, с одной стороны, и с другой - выявление точек взаимодействия участников инвестиционного процесса, более полного использования экономических стимулов.
Принимаемые в предыдущие годы региональные и межрегиональные программы экономического развития разрабатывались в иных социально-экономических условиях. Предполагалось, что во многом доля финансовой нагрузки должна лечь на федеральный бюджет.
Неравномерное региональное развитие РФ придает особое значение такой инвестиционной деятельности в регионах, которая была бы в органическом единстве с общегосударственными социально-экономическими приоритетами. Разумеется, что от региона к региону такая деятельность не может быть строго идентичной. Ее разнообразие по направленности, приоритетам и масштабам инвестиций предопределяется наличием обширного числа различных, а иногда и диаметрально противоположных природно-географических, социально-экономических и других факторов, присущих тем или иным регионам.
Анализ проблем привлечения инвестиционных средств в экономику РФ показал, что наибольшую трудность представляют:
- низкий инвестиционный рейтинг России;
- нестабильность российского рынка;
- несовершенство нормативной базы и действующей системы налогообложения;
- проблемы таможенного регулирования;
- преступность и коррупция;
- недостаточная развитость финансово-кредитной системы;
- нехватка квалифицированных кадров;
- недостаток современной связи;
- несовершенная социальная инфраструктура, консульские и визовые проблемы;
- практическое отсутствие финансовых инструментов сопровождения инвестиций и убедительных для инвесторов финансовых схем;
- недостаточная развитость и надежность систем гарантий государства и региона для защиты интересов инвестора;
- слабая экспертная база и подготовка технической документации;
- крайне сложное текущее состояние предприятий, в подавляющей массе находящихся в тяжелом финансовом положении, неспособность управленцев предприятий четко продемонстрировать свои потенциальные возможности и показать инвестору, в результате каких действий будет обеспечено преодоление кризисного состояния и достигнут рост доходов;
- отсутствие конкуренции на рынке капиталов и стройной финансовой, организационной и правовой среды, позволяющей работать иностранным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным инвесторам в привычных для них условиях. С такими же трудностями сталкиваются и российские компании, работающие на рынке капиталов.[23]
Улучшение инвестиционного климата напрямую связано с изменением факторов на трех основных уровнях.
Международный уровень:
- размеры и эффективность инвестиций;
- конъюнктура на сырьевых рынках;
- наличие спроса на новые виды продукции;
- наличие международных программ содействия.
Федеральный:
- нормативно-законодательная база;
- система гарантий для инвесторов;
- право репатриации прибыли;
- льготы по налогообложению;
- политическая и экономическая стабильность.
Субъект Федерации:
- система областных льгот и гарантий для инвесторов;
- наличие развитой инфраструктуры для осуществления приемлемого инвестиционного климата (сервис, телекоммуникации, банковская сеть, защита имущественных прав, личная безопасность и т. д.);
- наличие необходимых трудовых и других региональных ресурсов;
- наличие консалтинговых и инжиниринговых компаний, центров проектного финансирования, фондовых структур, информационных служб и других элементов деловой инфраструктуры.
Непременным условием роста инвестиционной активности должен быть реализованный комплекс мер по согласованию ценовых, кредитно-денежных и бюджетно-налоговых регуляторов с натурально-вещественной и технологической структурой производства.[26]
Одной из важнейших причин снижения инвестиционной привлекательности России для внутренних и внешних инвесторов наряду с рассмотренными выше является отсутствие государственной инвестиционной политики, реальных государственных гарантий и стимулов инвесторам и инвестициям из всех источников. Например, на внутреннем рынке кредитов коммерческие инвестиции предлагаются под высокую процентную ставку, которая неприемлема для крупных инвестиционных проектов. Государственная система стимулирования коммерческих инвестиций не создана. Государственная инвестиционная программа не является защищенной статьей бюджета. Поэтому обострение бюджетного дефицита всегда приводит к ее сокращению.
Предоставление внешних инвестиций наиболее перспективно, но их массовому притоку мешает низкий инвестиционный рейтинг России, что приводит к завышенной процентной ставке кредита, или предоставление надежных гарантий, что в условиях политической нестабильности само по себе недостаточно надежно.
Анализ развития отечественных и зарубежных научных исследований в области определения инвестиционной привлекательности региона и практики ее расчетов показал, что в теоретическом плане понятия «инвестиционная привлекательность», «инвестиционный климат», «инвестиционная активность» исследованы недостаточно.
По нашему мнению, для объединения категорий «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционная активность» в экономической литературе используется категория «инвестиционный климат», которая характеризуется совокупностью различных объективных условий для привлечения инвестиций и степенью реализации этих возможностей через активную инвестиционную деятельность. Инвестиционную привлекательность региона предложено рассматривать как возможность своевременного достижения целей инвестора на базе экономических результатов деятельности объекта инвестирования.
Между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью региона существует взаимосвязь по типу функциональной зависимости. Сопоставление фактической инвестиционной активности с его инвестиционной привлекательностью может показать степень реального использования хозяйствующими субъектами инвестиционного потенциала соответствующего региона.[19]
Таким образом, явно выражена необходимость разработки нового концептуального подхода к оценке инвестиционной привлекательности региона для различных типов инвесторов в условиях рынка, в основе которого лежат следующие основные положения:
Информация о работе Инфраструктурное обеспечение процесса привлечения инвестиций в Омский регион