Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:01, реферат
Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах.
При исследовании феномена президентской власти невозможно ограничиться только анализом относящихся к президентству конституционных и иных правовых норм. Не менее важно и определение соотношения этих норм с политической практикой президентов. Очевидно и то, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране ещё не означает одномоментного возникновения института президентства с присущими ему законодательными и административными актами, хорошо разработанной структурой различных подразделений, тесными взаимосвязями с другими политическими институтами и обществе в целом.
Полномочия президента, его статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами.
В Федеративной Республике Германия конституционное право наделяет исполнительной властью прежде всего главу правительства, а не главу государства – президента. Правда, в конституционном праве ФГГ нет нормы о том, что президент – это глава государства, его статусе в Основном законе говорится только то, что «федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях»[1]. В то же время в Основном законе ФРГ чётко обозначен конституционный статус главы правительства – канцлера:
«Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров»[2]. Эта правовая норма прямо указывает на то, что президент не является главой исполнительной власти и таким образом не возникает никакой правовой неопределённости в разграничении полномочий между главой государства и главой правительства.
В Западной Европе сформировалась сугубо европейская модель в форме или полупрезидентской или парламентарной (ФРГ) систем правления. При парламентарной системе государственного правления, предусматривающей наличие поста президента, последний является конституционной главой государства. Это означает, что правительство и его деятельность практически выведены из сферы прерогатив президента. И хотя формально он, согласно конституции наделён такими важными полномочиями, как назначение главы правительства, объявление о роспуске парламента и назначение даты очередных или внеочередных парламентских выборов, а также представительство в сфере международных отношений, но фактически все эти и другие полномочия президент должен осуществлять только по согласованию с главой правительства, ответственным не перед ним, а перед парламентом. В результате такого распределения прерогатив главой исполнительной власти при парламентарной системе является премьер-министр (в ФРГ – канцлер), который и имеет необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики. Премьер и его правительство подотчётны высшему законодательному органу и подают в отставку в случае вынесения им вотума недоверия.
Президент же в условиях парламентарного правления не ответственен за действия правительства и остаётся надпартийной фигурой, гарантом правопорядка, олицетворением незыблемости конституционного строя.
Цель этой работы – показать особенности института президентства в условиях европейской парламентарной системы правления на примере крупнейшего государства Западной Европы Федеративной Республики Германия.
Выборы президента
Специфика президентских выборов
В Федеративной Республике Германия избрание президента проходит путём голосования в парламенте, что характерно для парламентарной республики. Так же избирается президент в таких странах как Италия, Швейцария, Венгрия,
Латвия и в ряде других стран.
Для этого, как указано в части 3 статьи 54 конституции ФРГ, создаётся
Федеральное Собрание, которое состоит из членов нижней палаты парламента
(Бундестага) и равного числа членов, избранными народными представительствами земель на началах пропорциональности. Кандидатуры на пост президента предлагаются ведущими партиями, и, как оговорено в конституции, в ходе этих выборов в Федеральном Собрании не допускаются какие-либо прения. «Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Федерального Собрания. Если в двух турах голосования такое большинство не собрано, избранным считается тот, кто в следующем туре соберёт наибольшее число голосов»[3]. Как и в Греции, Португалии, Чехии,
Словакии, Польши, Венгрии, Болгарии, президент Федеративной Республики
Германия избирается сроком на пять лет.
Конституционные и политические нормы для кандидата в президенты
К выборам президента в Федеративной Республике Германия, как и в других странах, предоставляются определённые требования. Эти требования изложены в статье 54 Основного закона ФРГ. Во-первых, это национально- этнический ценз, то есть кандидат в президенты ФРГ обязательно должен обязательно обладать её гражданством («каждый немец» может стать президентом). Во-вторых, это наличие избирательного права, то есть права быть избранным в нижнюю палату парламента (Бундестаг). Эта же норма характерна и для Австрии. В-третьих, это возрастной ценз, то есть возраст кандидата в президенты (как и в Греции) должен быть не меньше сорока лет.
Непосредственное переизбрание допускается только один раз.
При своём вступлении в должность федеральный президент приносит перед собравшимися членами Бундестага и Бундесрата следующую присягу: «Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, умножая его достояние, оберегать её от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы
Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношении к каждому. Да поможет мне Бог»[4]. Согласно конституции, эта присяга может быть произнесена без религиозного обращения.
В Федеративной Республике Германия, Италии, Индии, Латвии президент вступает в должность незамедлительно, что характерно для стран, где президент избирается не на всеобщих выборах, а путём голосования в парламенте.
Президент ФРГ обладает иммунитетом, который прекращается в случаях, указанных в конституции, отменить его можно только в случаях, установленных в статьях 60 и 46 конституции ФРГ. В случае досрочного освобождения президента от должности его обязанности, в соответствии со статьёй 57 конституции ФРГ, осуществляются председателем Бундесрата.
Согласно Основному закону, федеральный президент может быть лишён должности, если Федеральный конституционный суд установит, что он виновен в умышленном нарушении конституции ФРГ или федерального закона. Обвинение в этом могут выдвигать перед Федеральным конституционным судом Бундестаг или
Бундесрат (предложение о предъявлении обвинения должно быть предоставлено от имени не менее 1/4 депутатов Бундестага или 1/4части голосов Бундесрата, а решение о предъявлении обвинения требует большинства 2/3 депутатов
Бундестага или 2/3 Бундесрата). После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности (ст. 61 конституции ФРГ).
Взаимоотношения президента и государственного аппарата
Президент и партии
Отличительной чертой института президентства ФРГ является внепартийность президента. В этой стране с момента её образования сложилась политическая традиция, в соответствии с которой кандидатуру президента предлагает одна из партий правящей коалиции, опирающейся на большинство в
Бундестаге.
При канцлере социал-демократе В. Брандте на пост президента был выдвинут, а затем утверждён кандидат от Социально-демократической партии Г.
Хайенман. Когда социал-демократы ушли в оппозицию, а правительственную коалицию составил блок партий Христианско-демократический союз –
Христианско-социальный союз и свободных демократов, то на открывшуюся в
1984 году вакансию поста президента ФРГ был выдвинут представитель партии
ХДС Р. фон Вайцзеккер, который и был избран главой государства.
Вообще, в парламентарных республиках президенты должны в своём политическом поведении оставаться лояльными по отношению к правительству, находящемуся у власти, а также к партиям, представленным в парламенте. В политике эта деятельность оказывается немаловажной. Так, для социал- демократа В. Брандта была важной морально-политическая поддержка, которую ему оказывал в некоторых напряжённых внутриполитических баталиях его коллега по партии Г. Хайнеман. При этом Хайнеман выступал как федеральный президент, что придало его поддержке действий правительства В. Брандта большой политический вес.
Президент и государственный аппарат
В Федеративной Республике Германия, как и в других странах с парламентарной системой правления, президент имеет конституционное право назначения премьер-министра. Но это право носит формальный характер, так как вопрос о назначении на пост главы правительства фактически решают лидеры ведущих партий в зависимости от исхода парламентских выборов или изменения состава правящих коалиций в высших законодательных органах. Это явление можно также наблюдать при назначении премьер-министра в Австрии,
Израиле, Исландии, Ирландии, Индии.
«Президент ФРГ назначает федерального канцлера»[5], но им неизбежно становится лидер той партии (или блока), которая завоевала наибольшее число мест на выборах в Бундестаг. Президент же своим назначением лишь утверждает вступление канцлера в должность. Хотя, в 1962 году имел место другой вариант смены главы правительства. Тогда правящая коалиция распалась после того, как свободные демократы покинули кабинет канцлера Т. Шмидта и присоединилась к оппозиционному блоку ХДС-ХСС. Новое парламентское большинство в Бундестаге выразило недоверие канцлеру Т. Шмидту и тут же проголосовало за избрание своего кандидата Г. Коля. Эта смена правительства произошла по воле ведущих партий, а роль президента ФРГ К. Карстенса свелась лишь к назначению Г. Коля главой правительства.
Федеральный президент может распустить Бундестаг, если он в течение 21 дня не смог выбрать федерального канцлера абсолютным большинством своих членов (ч. 4, с. 63 конституции ФРГ), или если Бундестаг по предложению канцлера в течение 21 дня большинством голосов своих членов не выразил доверия канцлеру, несмотря на требование последнего и не выбрал нового федерального канцлера (ст. 68 конституции ФРГ).
В соответствии со статьёй 81 Основного закона президент имеет возможность обойти главный законодательный орган, если он не желает принять закон, который федеральное правительство считает настоятельно необходимым.
Если конфликт между законодательной и исполнительной властью не привёл к роспуску Бундестага, то по предложению федерального правительства и с согласия Бундесрата президент может объявить чрезвычайное законодательное положение[6].
Согласно регламенту Федерального правительства, в заседаниях правительства, как правило, принимает участие начальник канцелярии
Федерального президента, но тот же Регламент предусматривает, что канцлер вправе ограничить число участников заседания правительства только федеральными министрами.
Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями определяются тем насколько полно в том или ином государстве осуществляется принцип разделения властей. В одних странах судебные инстанции находятся под более или менее жёстким контролем и даже диктатом исполнительной власти, в других судебная власть является достаточно самостоятельной и независимой от исполнительной органов. В то же время принцип разделения властей предполагает и постоянное взаимодействие между судебной, исполнительной и законодательной ветвями государственного аппарата.
Важнейшим рычагом воздействия президента на деятельность судов является его право назначать должностных лиц в высшие судебные инстанции.
В Федеральной Республике Германия, сугубо парламентарной республике, президент (как и в Австрии) назначает федеральных судей. Но это конституционное право носит преимущественно формальный характер, поскольку кандидатуры в судьи выдвигаются правительством, и президент назначает их по представлению министров. Это отражено в статьях 60 и 95 конституции ФРГ. В целом же зарубежное конституционное право провозглашает принцип невмешательства президента и вообще исполнительных, а также законодательных органов в прерогативы судебной власти. Однако в политической практике этот принцип соблюдается отнюдь не всегда, и суды часто испытывают на себе ощутимое политическое давление со стороны других ветвей государственной власти.
Отношения между президентом и местными органами являются органическим элементом комплекса взаимоотношений между центральной и местной властями.
Характер этих отношений в большой степени зависит от того, является ли государство федеральным или унитарным, демократическим или авторитарным, представляет ли оно собой президентскую, полупрезидентскую или парламентарную республику. Для всех демократических стран, независимо от формы их государственного устройства и системы правления, характерны высокая степень автономии и значительные права местных выборных органов власти. В то же время авторитарным политическим системам свойственны жёсткий контроль центра над местными властями и ограничение прав местного самоуправления. Под воздействием этих факторов и формируются полномочия президента в отношении органов местного самоуправления.
В современном мире нет прямой зависимости между системой правления и формой государственного устройства. Вместе с тем федеративная форма государственности предполагает большее ограничение прерогатив центральных исполнительных органов, включая президентскую власть, чем в условиях унитарного государства. Однако ещё более важную роль играет общее соотношение полномочий центральной и местной властей в политической системе того или иного государства в целом.
Особенно отчётливо это проявляется в объёме полномочий президента в сфере назначений должностных лиц различных уровней местной власти.
В Федеративной Республике Германия одним из ключевых атрибутов суверенитета субъектов федерации является выборность всех органов местного самоуправления. Это мы можем наблюдать также в США, Швейцарии, Австрии. В
ФРГ (а также в США, Франции, Италии) президент непосредственно не вмешивается в текущую деятельность местных властей. Однако высшие исполнительные, законодательные и судебные власти осуществляют контроль над действиями органов местного самоуправления. При этом высшие судебные инстанции следят за тем, чтобы местные власти не нарушали Основной закон и другое общенациональное законодательство.
Президент и парламент
Соотношение полномочий исполнительной и законодательной властей является одной из основополагающих характеристик любого политического режима. В условиях демократии оно представляет собой определённый баланс властей, при авторитарном режиме полномочия исполнительной власти значительно усилены за счёт ущемления прерогатив законодательной власти, а тоталитаризм предполагает лишение парламента реальной самостоятельности и превращение его в орган, жёстко контролируемый исполнительными органами государства. Но даже в тех странах, где конституционно закреплён баланс полномочий исполнительной и законодательной властей, предусматривающий их независимость друг от друга и в то же время взаимный контроль, достаточно часто происходит превышение полномочий то со стороны правительства, то со стороны парламента.