Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:01, реферат
Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах.
доказано в судебном порядке. В такой форме может быть оспорен и ошибочный
судебный приговор, содержащий суровые санкции. При этом должно быть
доказано объективное нарушение права и субъективные преступные намерения
судьи.
Конституция ФРГ в ст. 98 предусматривает возможность отстранения
федеральных судей от должности в случаях нарушения ими принципиальных
положений Конституции или основ конституционного строя. Отстранение от
должности в этих случаях может быть произведено Федеральным конституционным
судом по ходатайству бундестага. Пока таких случаев в истории
западногерманского правосудия не было.
Во всех других случаях судебное решение, принятое с соблюдением
процессуальных норм, не может быть, по существу, подвергнуто сомнению
никаким формальным решением парламента или правительства. Сделанное однажды
правительством ФРГ публичное заявление о противоречии решения ФКС закону
самим ФКС было квалифицировано как нарушение правительством своей
компетенции.
Закон о судьях (§ 26) разрешает служебный надзор за деятельностью судей,
оговаривая, что этот надзор не должен наносить ущерба их независимости. На
практике судьи вынуждены считаться с указанием президентов судов и тем
более министров юстиции. Правда, судья, считающий, что меры служебного
надзора посягают на его независимость, может обжаловать их в дисциплинарный
суд. Известны случаи обращения судей по такому поводу и в ФКС. Три таких
обращения в 1974—1975 гг. успеха не имели.
В высшей степени актуальной является в ФРГ проблема персонального
комплектования судейского корпуса, социальных связей и политической
ориентации судей.
В 1965 г., через 20 лет после разгрома нацизма, в системе юстиции ФРГ
продолжало работать более 800 судей и прокуроров, причастных к нацистскому
террору. Еще через полтора десятилетия, когда основная масса судей старшего
поколения должны были уйти в отставку хотя бы по возрасту, печать все еще
сообщала о нацистах в судебной системе ФРГ.
По данным министерства юстиции ФРГ из 77 тыс. нацистских военных
преступников, против которых в ФРГ велось расследование в 1945—1967 гг.,
понесли наказание менее 8 %. Особой защитой юстиции пользовалась судейская
корпорация. К середине 60-х годов под давлением убедительнейших фактов,
представленных западногерманскими гражданами, немецкими или зарубежными
организациями, власти ФРГ были вынуждены начать следствие по делу о
нацистских судьях и прокурорах в 350 случаях. Но все эти дела, за
редчайшими исключениями, были прекращены уже на стадии следствия. Когда
дело доходило до судебных процессов, обвиняемые, как правило, оправдывались
или отделывались минимальными наказаниями,
Щадящий подход к старым кадрам юстиции отразился в законодательстве и
документах высших органов власти ФРГ. Закон о судьях устанавливал, что
судьи и прокуроры, работавшие с 1939 по 1945 г. в уголовной юстиции, могли
быть выведены на пенсию по их собственной просьбе. По поводу этой
формулировки Закона западногерманский парламент принял решение, которое
гласило: «Бундестаг ожидает, что каждый судья и прокурор, который вынужден
считаться с обоснованными упреками относительно его прошлого, связанного с
участием в смертных приговорах, осознает свою обязанность подать в
отставку, чтобы обеспечить проведение четкой грани между прошлым и
настоящим». Таким образом, судьба денацификации юстиции ставилась в
зависимость от чувства долга нацистских судей и прокуроров.
Формирование судьи нового типа, ощущающего свою связь с началами
конституционного строя, преданного демократическим идеалам, стало одной из
важных общественных проблем ФРГ.
Сегодня социальное происхождение большинства западногерманских судей, их
обучение, профессиональная подготовка, система назначения и продвижения по
службе создали прочные связи этой профессиональной группы с господствующими
общественными силами. Около 80 % судей ФРГ вышли из семей чиновников,
землевладельцев, предпринимателей, купцов и лишь 1 % из среды рабочих.
Более 50 % судей выдвигаются из социальных слоев, представляющих лишь 5 %
населения.
Около 13 тыс. судей, т. е. более трех четвертей всего судейского корпуса,
входят во влиятельную организацию в целом консервативного направления —
Германский союз судей. Всего лишь около 1000 судей и прокуроров являются
членами профсоюза государственных служащих. Против судей труднее, чем
против обычных чиновников, применять правительственные постановления 1972
г. «Об антиконституционных силах на государственной службе» (так называемые
запреты на профессии), так как для отстранения судьи от должности должна
быть соблюдена процедура разбирательства в дисциплинарном суде. Но по
отношению к юристам, впервые претендующим на судебную должность, это
постановление может быть применено вполне эффективно. В ФРГ действуют
некоторые правила, ограничивающие возможности государственных учреждений
систематически запрашивать Ведомство по охране Конституции (тайную
политическую полицию) о лицах, находящихся у них в штате. Эти ограничения
не распространяются, наряду с армией и полицией, также на юстицию, как
сферу, требующую особого внимания с точки зрения государственной
безопасности. Недаром в западногерманской специальной прессе появляются
публикации об «охоте на неудобных судей».
Консервативный в целом судейский корпус все же не остается в стороне от
демократических движений и инициатив. Критически настроенные судьи
участвуют во встречах юристов, выступающих против злоупотребления юстицией,
поддерживают деятельность демократических союзов юристов, создают свои
собственные объединения. Таков, например, собирающийся каждые два года
(начиная с 1981 г.) форум «Судьи и прокуроры за мир». Форум поддерживает
около 5 % западногерманских судей и прокуроров.
3. Суды общей и специальной подсудности
Организация судов общей юрисдикции регламентирована в ФРГ Законом о
судоустройстве 1879 г., который действует в редакции 1975 г. с некоторыми
последующими дополнениями. Система этих судов состоит из четырех инстанций:
участковый суд — земельный суд — высший суд земли — Федеральная судебная
палата (Верховный суд).
Компетенция судов общей юрисдикции четко делится на две большие ветви —
гражданскую и уголовную, в зависимости от чего варьируются некоторые
судоустроительные элементы, в том числе состав судов.
Что касается гражданских дел, то первой инстанции — участковому суду —
подведомственны все имущественные споры на сумму до 5 тыс. марок, а также
некоторые споры (например, по договору жилищного найма) независимо от цены
иска.
Значительное число гражданских дел рассматривается единоличным судьей.
Решения участковых судов могут быть обжалованы в земельный суд, который
является в этих случаях последней инстанцией, причем обжаловаться могут
только иски на сумму более 500 марок. Для всех остальных гражданских дел
первой инстанцией служат земельные суды, в которых решение принимают как
единоличный судья, так и коллегия из трех судей (по более сложным
категориям дел). Апелляционной инстанцией по решениям земельного суда
выступает высший земельный суд. Дальнейшее обращение в Федеральную
земельную палату возможно только по вопросам права при сумме иска,
превышающей 40 тыс. марок.
В соответствии с первым законом о реформе семейного права от 14 июня
1976 г. в участковых судах созданы особые отделения по делам семейного
права. Основные разбираемые в них дела касаются разводов, а также отношений
по поводу детей между родителями, расторгнувшими брак. Судья участкового
суда рассматривает эти дела единолично.
Вообще для гражданского производства в ФРГ характерна далеко идущая
специализация. Особые, отделения в судах действуют по делам, возникшим в
сфере строительства, сельского хозяйства, созданы палаты и сенаты по делам
о застройке, судоходству, торговые палаты (из судьи и двух заседателей), в
земельных судах.
Еще одна специальная область — это так называемая добровольная
подсудность. Сам термин возник еще в прошлом веке (закон 1898 г.) и сегодня
не передает содержания данной деятельности судов. Речь идет прежде всего о
ведении поземельных книг, торговых регистров, залогах, судебном
установлении фактов. Эти дела ведут судьи или их помощники.
Распределение компетенции по уголовным делам между судами общей
юрисдикции довольно сложно. В качестве судов первой инстанции в зависимости
от возраста подсудимого и общественной опасности деяния могут выступать
восемь судов различного состава — от единоличного судьи до палат,
заседающих в составе трех профессиональных судей и двух заседателей. Выбор
суда во многих случаях зависит от прокуратуры. Единоличный судья
рассматривает дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать
одного года лишения свободы. Дела о преступлениях, за которые может быть
назначено наказание до трех лет лишения свободы, рассматриваются коллегией
из профессионального судьи и двух заседателей. Общее правило формирования
уголовного суда можно сформулировать следующим образом: чем сложнее дело,
тем больше состав суда и тем больше в нем профессиональных судей. В высшей
судебной инстанции— федеральной судебной палате — дела решают пять
профессиональных судей без заседателей.
В особое производство выделены дела о молодежи. Ими занимаются особые
отделения участковых и земельных судов. Лица, совершившие проступки и
преступления, подпадающие под юрисдикцию молодежных судов, делятся на две
возрастные группы: от 14 до 18 лет и от 18. до 21 года. Судьи должны иметь
опыт общения с молодежью; если суд действует с участием двух заседателей,
то в качестве одного из них должна выступать женщина; единолично судья
может принимать решения только о воспитательных мерах относительно
правонарушителя.
В отношении высших земельных судов следует особо отметить, что они не
являются элементом федеральной структуры; высший земельный суд не есть
Верховный суд определенной земли в отличие, например, от Верховного суда
штата в США. В некоторых землях действует несколько высших земельных судов,
например в Баварии их четыре. Всего в ФРГ до объединения страны было 20
таких судов. В области гражданских дел эти суды выступают только как
апелляционная инстанция; в области уголовной юрисдикции они рассматривают
некоторые наиболее значительные дела по первой инстанции.
Федеральная судебная палата призвана в своем качестве высшего судебного
органа страны обеспечить единство судебной практики, хотя ее решения
формально не обладают силой прецедента. Это ревизионная инстанция. В ее
составе 11 сенатов по гражданским делам и пять по уголовным, один из
которых постоянно заседает в Берлине. В среднем ежегодно ВСП рассматривает
в порядке ревизии 2—2,5 тыс. гражданских и около 3,5 тыс. уголовных дел.
Своеобразен порядок формирования ФСП. Судьи назначаются президентом ФРГ
по представлению специальной комиссии, в которую входят министры юстиции
земель и такое же количество членов, избираемых бундестагом и являющихся
его депутатами. Кандидат на пост члена ФСП должен быть старше 35 лет и
иметь опыт судебной работы. Всего в составе палаты свыше 100 членов.
Компетенция федеральной палаты в последнее время расширилась.
Наделенная в момент создания гражданской и уголовной юрисдикцией, она
постепенно охватила в определенной мере также трудовую и социальную сферы.
Суды по трудовым делам исторически выделились в самостоятельную
ветвь западногерманской юриспруденции из гражданского судопроизводства.
Первый закон о трудовых судах был принят в Германии в 1926 г. В настоящее
время действует закон 1958 г. Число дел, рассматриваемых в трудовых судах
ФРГ, растет: в 1971 г. их было принято к рассмотрению 218 726, в 1978 г. —
327 27l.
Компетенция трудовых судов подробно определена законом и является, как
правило, их исключительной компетенцией. К ней относятся прежде всего споры
между профсоюзами и союзами работодателей, включая противоречия, возникшие
в результате забастовок или локаутов, в том числе и вопросы возмещения
вреда. В трудовые суды попадает большое число споров между отдельными
предпринимателями, с одной стороны, рабочими и служащими — с другой. Они
касаются размеров заработной платы и жалованья, отпусков и увольнений,
материального возмещения ущерба, причиненного рабочим оборудованию, споры
между участниками совместно выполненной работы относительно деления между
ними общей суммы заработка. Особое значение имеют споры, возникающие в
связи с действием Закона об организации предприятия. Таковы например, споры