Судебная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:01, реферат

Описание работы

Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах.

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

Во взаимоотношениях между президентом и парламентом определяющую роль играет тип системы государственного правления. При президентской системе (в её демократическом варианте) глава государства и правительства непосредственно вовлечён в целый комплекс взаимоотношений с высшим законодательным органом. Полупрезидентская модель, с одной стороны, ограничивает прерогативы президента в законодательном процессе, но с другой стороны наделяет его полномочиями по роспуску парламента. В условиях же парламентарной системы (что мы видим на примере Федеративной Республики
Германия), президент может оказывать лишь опосредованное воздействие на деятельность парламента.

Президент Федеративной Республики Германия не может не утвердить закон, полученный им из парламента на подпись, он не имеет права вето.
Федеральный президент обязан утверждать все законы, принятые парламентом и представленные ему на подпись канцлером, возглавляющим правительство.

В Федеративной Республике Германия (как и в Австрии) право президента на издание указов очень ограничено. Его акта касаются, главным образом, назначений, награждений, помилований и так далее. Кроме того, так же как и в полупрезидентских республиках, большинство решений президента подлежит контрассигнации со стороны федерального канцлера и соответствующих министров. В соответствии с частью 1 статьи 82 Основного закона федеральный президент лишь оформляет[7] после контрассигнации законы, принятые в соответствии с конституцией и публикует их в «Бундесгезетцблатт»[8]. В целом, акты издаваемые главой Федеративной Республики Германия, не тождественны по своей правовой силе законам и являются административными актами.

В Федеративной Республике Германия (а так же в Чехии, Болгарии,
Румынии) крайней формой воздействия президента на парламент, отказывающий утвердить новый состав кабинета министров, является роспуск главой государства высшего законодательного органа и назначение новых парламентских выборов. Это право характерно для ряда полупрезидентских и парламентарных республик.

В Основной закон Федеративной Республики Германия введена намеренно усложнённая норма, направленная на сохранение стабильности государственной власти. Она предоставляет президенту право на роспуск Бундестага в том случае, если по инициативе федерального канцлера ставится на голосование вопрос о доверии главе правительства, и большинство парламентариев ему в этом доверии отказывают. Тогда по предложению канцлера федеральный президент распускает Бундестаг и назначает новые парламентские выборы.
Однако, если Бундестаг, выразив недоверие канцлеру, тут же большинством голосов избирает нового главу правительства, президент, в соответствии с частью 1 статьи 68 Основного закона ФРГ, утрачивает право на роспуск этой палаты германского парламента.

В условиях парламентарной республики контроль парламента над действиями президента осуществляется с учётом ограниченных полномочий главы государства. Федеральный президент заключает международные договоры с другими государствами, но эти договоры должны быть одобрены Бундестагом.
Кроме того, законодатели вправе предъявить главе государства обвинения, которые, если их поддержит Федеральный конституционный суд, становится основанием для отстранения президента от должности.

Президент во внешней и военной политике

При парламентарной системе президент имеет высокий статус главы государства, но ограниченные полномочия во внешнеполитической сфере государственной политики. Согласно Основному закону «Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях»[9]. Но там же недвусмысленно определено, какое должностное лицо формирует направления государственной политики, включая внешнеполитические: «Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несёт за них ответственность»[10]. В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно под свою ответственность ведёт дела своей отрасли.

Вместе с тем федеральный президент, даже в рамках ограничений, присущих парламентарной системе, может сыграть важную роль в создании более благоприятного представления о своей стране за рубежом. Так, в 1985 году президент Федеративной Республики Германия Р. фон Вайцзеккер по случаю сороковой годовщины окончания Второй мировой войны неоднократно выступал на тему об окончательном преодолении Германией её нацистского прошлого и приверженности немецкого народа к миру. Кроме того, у главы государства есть возможность выступать с речами на международные темы, которые укладываются в русло общей линии находящегося у власти правительства, но по тем или иным политическим соображениям не могут быть произнесены главой правительства.

При парламентарной республике ведущая роль в процессе ратификации международных договоров принадлежит парламенту. Таким образом в
Федеративной Республике Германия (как и в Венгрии) представители правительства подписывают договоры, которые при согласии депутатского большинства парламента ратифицирует и передаёт на утверждение президент.
Глава государства практически не имеет права не утверждать тот или иной договор, одобренный правительством и ратифицированный парламентом. Помимо международных договоров, требующих одобрения высшим законодательным органом, президент имеет право подписывать межгосударственные договоры и соглашения, не требующих санкции законодателей. Право на подписание такого рода международных актов конституционно закреплено за президентом и при президентской, и при полупрезидентской, и при парламентарной системах.
Основной закон ФРГ предусматривает право федерального президента заключать межгосударственные договоры и соглашения административного характера:
«Договоры, регулирующие политическое отношение Федерации или касающиеся вопросов федерального законодательства, требуют одобрения или содействия органов, компетентных в сфере федерального законодательства; договоры оформляются федеральным законом. К соглашениям административного характера применяются соответственно предписания о федеральной администрации»[11].

В полупрезидентских и парламентарных республиках президент имеет конституционное право назначать и отзывать дипломатических представителей государства за рубежом: «Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами. Он аккредитует и принимает послов»[12].

Конституции многих стран предусматривают в числе важнейших обязанностей президента обеспечение независимости, суверенитета и безопасности своего государства. Отсюда органически вытекает принцип совмещения одним и тем же должностным лицом поста главы государства и поста верховного главнокомандующего вооружёнными силами. Однако реальный объём властных полномочий президента в отношении армии находится в прямой зависимости от его общего статуса в системе высших органов исполнительной власти.

Характер взаимоотношений между президентом и армией определяется типом политического режима. В президентской республике глава государства и правительства одновременно является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, при полупрезидентской системе президент также, как правило, одновременно является верховным главнокомандующим, но в отличие от главы государства в условиях президентской республики он не обладает единоличными полномочиям в руководстве Вооружённых сил. Президент исполняет обязанности верховного главнокомандующего и в некоторых парламентарных республиках (Индия, Венгрия, Словакия, Латвия), но фактическое руководство армией при парламентарной системе осуществляют премьер-министр и министр обороны, а президент лишь номинально является верховным главнокомандующим.
Что же касается Федеративной Республики Германия, то Основной закон вообще не предоставляет президенту каких-либо полномочий в руководстве армией, но наделяет главу военного ведомства следующими прерогативами: «Федеральный министр обороны обладает правом издавать приказы и командовать вооружёнными силами»[13].

Заключение

Парламентская республика наделяет президента статусом «первого гражданина», имеющего высокий моральный авторитет и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной власти. Хотя в Основном законе такого термина нет, немецкие теоретики довольно единодушно считают его первым человеком, первым государственным органом в республике.

Нынешний федеральный президент профессор Роман Херцог, 7-й по счёту, был избран в 1994 году. В этом году будет избран новый президент ФРГ.
Выборы уже проводились 10 раз, так как 3 федеральных президента – Т. Хойсс,
Г. Любке и Р. фон Вайцзеккер – избирались дважды.

Несмотря на относительно незначительную роль президента в Федеральной
Республике Германия система её государственных органов довольно устойчива и стабильна. Достигнуто это благодаря точному балансу всех её государственных институтов.

Список использованной литературы

1. Основной закон Федеративной Республики Германия от 25 апреля 1949 года // Урьяс Ю.П. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. – М.,1991.

2. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994.

3. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. – М., 1995.

4. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран, т. 1-2, 3. –

М., 1997.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1996.

6. Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм., - М., 1994.

7. Дворак П. Германия. Страна представляется.,

- Гамбург, 1997.

-----------------------
[1] Ч. 1, ст. 59 конституции ФРГ

[2] Ст. 62 конституции ФРГ
[3] Ч. 6, ст. 56 конституции ФРГ
[4] Ст. 56 конституции ФРГ
[5] Ч. 1, ст. 63 конституции ФРГ
[6] Gesetzgebungsnotstand иногда переводится как «состояние законодательной необходимости».
[7] ausfertigen – по словам Страшуна Б.А., в комментарии Дитера
Хессельбергера в Основном законе – подписание закона.
[8] Bundesgesetzblatt – федеральный вестник законов
[9] Ч. 1, ст. 59 конституции ФРГ
[10] Ст. 65 конституции ФРГ
[11] Ч. 2, ст. 59 конституции ФРГ
[12] Ч. 1, ст.59 конституции ФРГ
[13] Ст. 65-а конституции ФРГ

Каковы условия разработки, принятия и основные черты современной конституции Федеративной Республики Германии?

Конституция Германии действует с 1949 года и официально называется Основным законом, поскольку при принятии этот акт рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после ликвидации раскола страны. Это четвертая в истории страны конституция. Она была разработана под контролем Великобритании, США и Франции, которые управляли оккупационными зонами. Ее принял Парламентский совет из 65 депутатов, а также 5 представителей Берлина. Конституция была ратифицирована ландтагами (парламентами) всех западногерманских земель, кроме Баварии, но вступила в силу и для нее.

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демократии являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее непосредственно (путем выборов и разного рода голосований), а также через представительные органы власти. Важнейшей гарантией демократии является специальное положение о том, что все граждане имеют право оказывать сопротивление каждому, кто попытается ликвидировать демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что пользование собственностью должно служить общему благу, что земля, ее недра, природные богатства, средства производства могут быть обобществлены в различных формах, но только по закону, а не по решению суда. Тезис о правовом государстве подкрепляется широкими конституционными правами граждан.

В связи с разделом Германии правовое регулирование статуса личности осуществлялось по двум направлениям: права человека и права немцев. Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические права. Первый раздел полностью посвящен правам человека. Каждый имеет право на: всестороннее развитие личности; использование своих прав и свобод, не нарушая права и свободы других. Ограничение прав допускается при злоупотреблении своими правами, по отдельным законам (об обороне, о чрезвычайном положении и т.п.), военнослужащих.

Согласно конституции, школьное дело находится под контролем государства, в школах, как правило, должно быть организовано преподавание религии, но вопрос о религиозном обучении (в том числе о посещении таких занятий) решают лица, ответственные за воспитание детей (родители, опекуны и др.).

Устанавливаются принципы соблюдения общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и т.д. Много внимания в соответствии с немецкими традициями конституция уделяет вопросам брака и семьи.

Об обязанностях граждан содержатся лишь краткие положения: обязанность родителей заботиться о своих детях; воинская или альтернативная служба с 18 лет; в условиях обороны в армию могут быть призваны и женщины для работы в санитарно-лечебных учреждениях, без оружия в руках; возможно введение обязательной трудовой повинности.

 

Что представляет собой законодательная власть Германии?

В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве: бундестаг (Союзное заседание) и бундесрат (Союзный совет). В этом процессе участвует и президент республики, который подписывает законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение. Многие немецкие авторы считают, что парламент в ФРГ однопалатный, им является бундестаг, а бундесрат в соответствии со способом его формирования - это орган представительства исполнительной власти земель, с помощью которого земли участвуют в законодательстве. Некоторые немецкие и российские юристы полагают, что бундесрат является второй палатой парламента, хотя она и не имеет равного статуса с бундестагом.

Бундестаг (672 депутата в 1997 г.) выбирается на 4 года всеобщими, прямыми, равными, свободными выборами при тайном голосовании. Депутаты имеют иммунитет, но могут быть задержаны на месте преступления и в течение следующего за ним дня без разрешения парламента. Руководит заседаниями избранный председатель. В бундестаге образуются партийные фракции (не менее 5% депутатов). Председатель, заместитель и 23 представителя фракций пропорционально их численности (чем больше фракция, тем больше представителей) образуют совет старейшин, определяющий повестку дня, распределение депутатов по комиссиям, процедурные вопросы. Бундестаг считается находящимся в постоянной сессии.

Информация о работе Судебная система