Судебная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:01, реферат

Описание работы

Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах.

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

Бундесрат (68 депутатов) состоит из представителей земель, которые назначаются и отзываются правительствами земель и не имеют срока полномочий. Число представителей зависит от численности населения каждой земли (земли имеют от 3 до 6 представителей). Депутаты от одной земли должны голосовать согласованно. Председатель переизбирается ежегодно.

Все законопроекты в немецком парламенте рассматриваются в трех чтениях: обсуждение основных положений и передача в отраслевую комиссию; постатейное обсуждение и голосование; обсуждение в целом и голосование.

 

Как организована исполнительная власть в ФРГ?

Официально исполнительная власть находится у президента, который действует по указаниям правительства. Президент является главой государства, а правительство осуществляет исполнительную власть.

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами - Федеральным собранием из членов бундестага и представителей земель. Им может быть гражданин ФРГ не моложе 40 лет. Президентом нельзя быть более двух сроков. В число основных его полномочий входят следующие: международные договоры, аккредитация дипломатических представителей, назначение судей и офицеров, право помилования.

Федеральное правительство состоит из канцлера и министров (ФРГ нередко называют канцлерской республикой). В назначении федеральных министров парламент не участвует - определяет только канцлера. Министры назначаются президентом по предложению канцлера. Ответственность за деятельность правительства также несет канцлер - с его сменой уходят в отставку и министры.

 

Какова судебная власть в ФРГ?

Особенностью ФРГ является полное отсутствие высших судебных органов - их нет ни в федерации, ни в землях. Конституционная юстиция подразумевает Федеральный конституционный суд, конституционные суды земель, а также 5 ветвей правосудия: общая (во главе с Федеральной судебной палатой, рассматривают уголовные и гражданские дела), административная (во главе с Федеральным административным судом, рассматривает иски граждан к государственным служащим по вопросу о соблюдении прав граждан в процессе управления, споры государственных служащих по вопросу об их правах, по вопросам охраны окружающей среды, споры между административно-территориальными единицами и др.), трудовая (во главе с Федеральным судом по трудовым делам; споры между работодателями и работниками, между профсоюзами работников и союзами работодателей), финансовая (Федеральный финансовый суд; финансовые вопросы), социальная юстиция (Федеральный суд по социальным делам; иски граждан к государственным учреждениям по вопросам пенсий, выплаты различных социальных пособий).

 

В подавляющем большинстве развитых правопорядков мира на сегодняшний день в той или иной форме имеются органы судебного или квазисудебного конституционного контроля. Эти органы осуществляют весьма специфическую деятельность - защиту конституционного правопорядка от нарушений со стороны публичной власти. В каждом государстве органы судебного конституционного контроля имеют свою специфику. Исследование зарубежного опыта в этой сфере позволяет выявить его положительные стороны с последующим возможным учетом при усовершенствовании правового регулирования деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Кроме того, в ходе изучения функционирования конституционных судов других государств могут быть обнаружены его недостатки, анализ которых поможет избежать аналогичных ошибок в Российской Федерации.

Особый интерес представляет практика функционирования Федерального конституционного суда Федеративной Республики Германии (ФКС). До сих пор в российской науке не было комплексного исследования этого института. Так же как и Российская Федерация, Германия является федеративным государством- Такое территориальное устройство накладывает отпечаток на полномочия и деятельность конституционных судов, И Германия, и Россия подчас вынуждены решать схожие проблемы по спорам органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Германский опыт особенно интересен в отношении обеспечения разделения властей и федеративных отношений.

4 Кроме того, и Конституция России, и Основной закон ФРГ устанавливают примерно одинаковый стандарт основных прав. Россия и Германия имеют исторический опыт тоталитаризма. ФКС ФРГ был создан в 1951 году - вскоре после окончания Второй мировой войны и разгрома нацизма. Орган судебного конституционного контроля - Конституционный Суд России - появился в нашей стране через 40 лет после германского, также после крушения тоталитарного государства. Поэтому весьма ценен опыт германского ФКС и по защите основных прав в условиях постготалитарного общества.

Степень разработанности темы

В отечественной юридической литературе сравнительно небольшое количество исследований посвящено статусу, компетенции и деятельности ФКС ФРГ, несмотря на то, что опыт ФРГ был широко использован при создании Конституционного Суда Российской Федерации, Тем не менее конституционно-правовая литература затронула общетеоретические вопросы конституционного правосудия, и в ней содержится информация о ФКС ФРГ и конституционных судах ее земель. Подобные вопросы освещены в работах СВ. Боботова1, Н.В, Витрука2, АЛ. Клишаса3, В.А. Кряжкова и Л,В, Лазарева4, Ж.ГГ Овсспян , Н.А, Сидорова6, Некоторые аспекты деятельности ФКС были предметом исследования Ю.П. Урьяса в работе «Механизм государственной власти ФРГ» ,

Отдельные проблемы судебного конституционного контроля ФРГ рассматриваются в учебниках по конституционному праву зарубежных стран -

1 См.: Боботов СВ. Конституционная юстиция.-М.: ИЧП«ЕАВ», 1994.

2 См.: Вшпрук И.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и пронесе: учебн, пособие
для вузов. - М: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.

3 См.: К;шшас А.А. Конституционная юстиция в іарубежиьіх странах / отв. ред. В.В, Еремин. - М: Мсждунар.
Отношения, 2004.

См,: Крнжкоч, В,А.Г Лазарев Л.В* Конституционная юстиция в Российской Федерации: учебн. пособие, - М,; Издательство БЕК, 199$.

3 См.: Овсети Ж.И. Правовая защита конституций. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Издательство «Литера-Д», Ростов-на-Дону, 1992.

6 См.: Сидоров И.А. Центральные государпнемные органы Федеративной Республики Германии. - М.: Изд-во
HMOJ96L

7 См.: УрьясЮМ, Механщм государственной власти ФРГ.-М.: Издательство «НАУКА», 1988,

5 в учебниках НА. Алебастровой5, В.В. Маклакова , В.Е. Чиркииа , в учебнике МГИМО(У) под обшей редакцией М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М Эптина11, в учебнике МГЮА под редакцией Б,А. Страшуна v Однако в них содержится лишь общая информация о ФКС ФРГ без подробного рассмотрения и анализа его правового статуса и деятельности. Глава о ФКС Германии, написанная С.С. Новиковой, содержится в учебном пособии «Конституционный контроль в зарубежных странах» под редакцией В.В, Маклакова . В ней представлена в общем виде информация о Суде, его компетенции и порядке формирования. Предметом исследования российских ученых были также вопросы конституционного правосудия в землях ФРГ14.

На русский язык были переведены труды немецких авторов по конституционному праву Германии, содержащие разделы о ФКС. Это «Государственное право Германии (ФРГ и ГДР)» Т. Маунца 5, «Основы конституционного права ФРГ» К. Хессе16. К сожалению, эти работы чбыли изданы уже несколько десятилетий назад и поэтому изложенный в них материал отчасти устарел. Поскольку они выпускались в советское время в стране, где господствовал тоталитаризм, постольку работы немецких ученых издавались с сокращениями и предварялись вступительными статьями, выдержанными в определенных идеологических рамках, что придавало опыту ФКС ФРГ негативный оттенок. Следует также упомянуть сведенный до двух томов перевод семитомного труда немецких исследователей, осуществленный

Алебастрова П.Л. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие. М. Юрайт. 200\,

Маклачив В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть; учеб. для студентов юрид. вузов и

[\ш. М: Волтерс Клувер, 2006,

10 См: Чиркни В.Е. Конституционное право зарубежных стран,-4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005.

" См,: Конституционное право зарубежных стран: учеб- для вузов / под общ- ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.

Баглая, д.ю.н., проф. IQ.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина, - 2-е изд,, перераб. - М,: Норма, 2005,

12 См,: Конституції о иное (государственное) право зарубежных страл. Особенная часть: Учебник для вузов / Рук,
авт. колл, и отв, рея д.ю.н., проф. БЛ. Страшун. - 2-е шд,, обловл. и дораб. - М.: Норма, 2006.

13 Конституционный контроль в зарубежных странах: учеб, пособие / отв, ред. В.В, Маклаков. - М: Норма.
2007.

14 См,: Кряжков В.А. Конституционные суды земель Германии ,7 Государство и право. 1995. №5.
Кровелыцикова В.В, Статус судей конституционных судов земель Германии // Государственная власть и
местное самоуправление. 2006. N 3.

Кровельщикова В.В. Конституционный контроль п Шлезвиг-Гольштейне // Государственная власть и местное

самоуправление. 2006. N 9.

[5 Маупц Т. Государственное право Германии (ФРГ н ГДР) / под ред. ллоли проф, Г.С, Гурвнча, - М.:

Издательство иностранной литературы, 1959.

^Хессе К, Основы конституционного права ФРГ.- М.: Юридическая литература, 1931.

Институтом государства и права РАН в 1994 г., в котором небольшой раздел посвящен ФКС17.

Особое внимание автора было уделено современным немецким авторам и источникам. Были использованы работы Е. Бенды, Е. Кляйна, X. Гооса, X. Хилльгрубера, X, Лехнера, Р. Цука, К, Шлайха, Д. Умбаха, К, Штерна, X. Песталоццы, X. Штарка .

Таким образом, тема ФКС ФРГ в пашей литературе пока еще мало исследована и нуждается в дальнейшем глубоком изучении. Необходимо подробно рассмотреть правовой статус ФКС, особенности его взаимодействия с другими высшими органами власти Германии, полномочия и процедуру рассмотрения различных категорий дел.

Объект и предмет исследования

Объектом диссертационного исследования выступает Федеральный конституционный суд Федеративной Республики Германии как один из основных конституционных органов этой страны.

Предметом настоящего исследования являются правовые положения Основного закона, Закона о Федеральном конституционном суде ФРГ (далее -ЗФКС), некоторых других законов, Регламента ФКС, устанавливающие компетенцию, порядок формирования, состав ФКС, а также процедуры, применяемые для реализации им своей компетенции, и в необходимой степени его деятельность.

Государственное право Германии. Сокращенный перевод немецкого семитомного издания. Т. I./Ош. ред. Б,Н. Толорнин, М, 1994.

'* Vcrfassimgsprozessrecht von Dr, С Hillgruber und С Goos. 2., neu bearbeitete Auflage. C.F. MQller Vcrlag Heidelberg, 2006,

Dundesverfassungsgerichlsgcsctz. Kommentar von Dr. If. Leclmer forrgefuhit von Prof, Dr. R. Ziwk, 5. Auflage, Vcrlag C.IL Beck Мйпсіїсп, 2006.

Pestalozza C.t VerfUssungsprozcRrccht, 3 AufL, 1991*

Schlaich, A'., Das Bubdcsverfassungsgcricht: Stellung, Verfahren, Entscheidungcn em Studicnbuch, 2., neubearb. Aufi.-MUncricn;Beck, 1991.

Stem A'„ Das Slaalsrecht der Bundesrepublik Deulschland, 2 Bd., 1980. Umbach /)., Clemens Г., DoUinger (HrCsg,), Bimdesverrassungsgerichtsgesctz, 2. AufL 2005

7 Цели и задачи исследования

Цели диссертационного исследования заключаются в:

изучении развития судебного конституционного контроля в ФРГ;

изучении практики ФКС ФРГ;

выявлении положительного опыта германского ФКС, который может представлять интерес для нашей страны.

Для достижения целей диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи:

изучить историю ФКС ФРГ;

проанализировать нормы Основного закона, регулирующие статус ФКС, а также нормы Закона о Федеральном конституционном суде и Регламента ФКС;

- изучить практику ФКС по реализации своей компетенции.

Методы диссертационного исследования

В диссертационной работе для достижения ее целей и решения задач
использовался ряд методов научного исследования: метод системного анализа,
исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический,

статистический.

Метод системного анализа позволил изучить ФКС ФРГ как систему, выявить связи между ее структурными элементами, выявить место и роль ФКС в системе высших органов власти ФРГ.

Исторический метод исследования помог автору найти истоки ряда идей, которые легли в основу отдельных полномочий ФКС, еще в эпоху Священной Римской империи германской нации и проследить эволюцию судебного конституционного контроля в ФРГ до настоящего времени. Использование этого метода позволило понять необходимость создания ФКС с его широким кругом полномочий.

8 Сравнительно-правовой метод исследования использовался при сопоставлении конституционно-правового статуса ФКС и органов судебного конституционного контроля в некоторых других странах, в частности порядка их формирования и компетенции- На основе данного метода был выявлен положительный опыт функционирования ФКС, который может быть использован при совершенствовании статуса Конституционного Суда Российской Федерации.

Формально-юридический метод применялся для проведения классификаций, формирования юридических понятий и категорий, для установления приемов толкования и анализа текста исследуемого законодательства.

Статистический метод исследования помог проанализировать эффективность действия правовых норм, регламентирующих деятельность ФКС, выявить характер дел, которые наиболее часто рассматриваются ФКС, а также установить, какие полномочия им не используются.

Эмпирическую базу исследования составили:

законодательство о Федеральном конституционном суде ФРГ;

Регламент Федерального конституционного суда ФРГ;

судебная практика Федерального конституционного суда ФРГ.

Научная новизна исследовании

Научная новизна первого в отечественной юридической литературе комплексного исследования конституционно-правового статуса ФКС ФРГ состоит в рассмотрении последних изменений законодательства, затрагивающих ФКС- Указанные изменения произошли в ходе и в результате федеративной реформы 2006 года. Этому служит всестороннее изучение компетенции ФКС, состава и порядка его формирования, порядка конституционного судопроизводства. Более конкретно научная новизна

Информация о работе Судебная система