Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:01, реферат
Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах.
известность о возможности оспорить этот акт в судебном порядке.
Процесс в административном суде проводится в форме так называемого
розыскного производства, когда суд сам исследует обстоятельства дела, не
будучи связан претензиями или доказательствами сторон, привлекая по
собственной инициативе к разбирательству третьих лиц, чьи интересы
затронуты данным делом. Процессуальные права заинтересованных лиц
ограничены в связи с тем, что в таких процессах, как правило, затрагиваются
государственные интересы. Иск может быть отклонен с мотивировкой, что
заинтересованная сторона не имеет права оспаривать какое-либо положение
действующего публичного права. В любой стадии процесса заинтересованное
лицо может быть представлено его доверенным. В Федеральном административном
суде представительство через адвоката (или лицо, преподающее право в высшем
учебном заведении) обязательно.
Решение административного суда первой инстанции может быть оспорено в
высшем земельном суде, а его решение, в свою очередь,— в кассационном
производстве перед Федеральным административным судом. Однако такое
производство может быть начато только если его допускает высший земельный
суд или имели место грубые процессуальные нарушения. В случаях, указанных в
законе, обращение в Федеральный суд возможно, минуя высший земельный суд.
Федеральный административный суд принимает к рассмотрению дела в случаях,
когда речь идет о нарушении норм федерального права. Если оспаривается
правильность применения права земли, высший административный суд (в земле)
принимает окончательное решение.
Об удельном весе судов различной юрисдикции в системе правосудия ФРГ дает
некоторое представление следующая таблица, отражающая в абсолютных цифрах и
процентах количество занятых в них судей.
Суды общей подсудности (участковые,
земельные и высшие земельные) 12968 73,9
Административные
Социальные
Дисциплинарные
Трудовые
Финансовые
Конституционные
Всего
Полисистемность судебной организации ФРГ привела к появлению
своеобразного высокого судебного органа, ставящего своей целью нечто вроде
координации деятельности различных судебных систем. В соответствии с
поправкой, внесенной в Конституцию в 1968 г., был учрежден Объединенный
сенат высших федеральных судов. Он состоит из президентов всех этих судов и
судей тех же судов, коллегия которых меняется в зависимости от характера
конкретно рассматриваемого дела. На этот сенат возложена обязанность
поддержания единства правосудия. В случаях, когда один из высших
федеральных судов принимает по конкретному делу решение, не соответствующее
решению другого суда такого же ранга или имеющемуся решению Объединенного
сената, окончательное решение выносит Объединенный сенат. Всего до 1982 г.
(т. е. за 14 лет существования) было принято 13 таких решений.
Федеральный конституционный суд занимает особое место в политической
системе страны, находясь в одном ряду с другими федеральными органами,
такими, как бундестаг, бундесрат, президент или федеральное правительство.
В ФРГ последовательно проведена идея особого конституционного органа,
наблюдающего за соблюдением не только конкретных норм, но и принципов
Конституции. Согласно ст. 18, 21, 41, 61, 93, 98, 99, 100, 126 Основного
закона и § 13 Закона о Федеральном конституционном суде, он призван
принимать решения в 18 типовых случаях, касающихся толкования Основного
закона и обычного законодательства Федерации и земель, полномочий
государственных органов, прав граждан, положения политических партий и
многих других важных правовых проблем.
Массированное вторжение ФКС в сферу конституционного права, привело к
парадоксальному результату, весьма положительному, если бы он был достигнут
в иных формах конституционного контроля. Речь идет о росте значения
конституционных норм во всех сферах правовой жизни, что очень хорошо
подметил западногерманский государствовед П.Бадура; «Чрезвычайно обширная
судебная практика, прежде всего решения ФКС, привела к такому интенсивному
влиянию государственного права на политические решения и практику
государственного управления, на судопроизводство и даже частноправовой
оборот, которое ранее не было свойственно государственному праву и не
принималось во внимание в государственной практике».
Правовой основой организации и деятельности ФКС являются более десятка
конституционных статей, в особенности ст. 93 и 94 Основного закона, а также
специальный Закон о Федеральном конституционном суде, принятый в 1951 г. и
существенно развитый Законом 1956 г.
Конституционные суды существуют не только на уровне Федерации, но и в
каждой из земель ФРГ, хотя Основной закон не обязывает федеральные единицы
вводить такие суды. Более того, в ст. 99 он разрешает землям передавать
свою конституционную юрисдикцию Федерации. Этим разрешением формально
воспользовалась лишь одна из земель — Шлезвиг-Годыптейн. Конституционные
суды в землях именуются неодинаково (в Гамбурге, например, Конституционный
суд, в Бремене — Государственная судебная палата). Земельные
конституционные суды существенной роли не играют, т. к. основополагающие
конституционные принципы едины для всей Федерации, так что и в тех случаях,
когда сомнения и споры возникают не на федеральном или межземельном
уровнях, стороны все равно предпочитают обращаться к высшему
конституционному суду, чему закон не препятствует.
ФКС состоит из двух сенатов, в каждый из которых входят по восемь судей.
Судьи одного из них не могут заседать в другом. Первый сенат занимается
преимущественно спорами и конфликтами, затрагивающими права граждан, и
потому именуются в обиходе «сенатом основных прав». Второй сенат
рассматривает главным образом споры, возникающие между членами Федерации и
государственными органами, и потому часто именуется «государственно-
правовым сенатом». К его ведению относятся и дела о запрете политических
партий.
В случае сомнений относительно подсудности конкретного дела решение
принимает коллегия, состоящая из президента суда, его вице-президента и
четырех судей — по два от каждого из сенатов (так называемый Комитет
шести). Если один из сенатов принимает решение, противоречащее решению
другого, спор между ними разрешается на пленарном заседании обоих сенатов.
Судьи обоих сенатов ФКС избираются поровну бундестагом и бундесратом;
таким образом, в суде оказываются представлены как интересы земель, так и
политических сил парламента. Бундесрат избирает восемь судей прямым
голосованием, причем каждый кандидат должен получить не менее двух третей
голосов. Бундестаг избирает сначала выборный комитет из 12 депутатов,
который затем избирает 8 судей! ФКС. На практике предлагаемые бундестагом и
бундесратом кандидатуры обсуждаются неофициальной группой из представителей
крупнейших партий бундестага, которые одновременно представляют некоторые
земли, а также Ведомство Федерального канцлера (всего 4 человека). Только
после достижения соглашения в этой группе происходит голосование в
бундестаге и бундесрате.
Состав ФКС обновляется не одновременно: на выборах осенью 1987 г. было
избрано пять новых судей ФКС. В специальной литературе ФРГ часто
подчеркивается независимость судей ФКС от политических партий, что не
подтверждается ни процедурой выборов, ни составом суда. Так, ФКС,
действовавшем в конце 1987 г., шесть судей были членами СДПГ, пять —
ХДС/ХСС, один — СВДП, а четыре «нейтральных» были рекомендованы поровну
ХДС/ХСС и СДПГ.
Судьи ФКС избираются на 12 лет без права повторного избрания, они должны
быть не моложе 40 лет. Все судьи должны иметь право на занятие судебных
должностей или быть профессорами права в университетах. Три из судей
каждого сената избираются из числа судей высших федеральных судов.
Предельный возраст судей ФКС 68 лет.
Рассматриваемые ФКС дела можно свести в четыре основные группы:
собственно конституционные жалобы, контроль за конституционностью правовых
норм, споры о полномочиях государственных органов и некоторые иные дела.
Конституционные жалобы составляют самую объемистую группу дел. Это жалобы
на нарушение конституционных прав, которые могут поступать как от
физических, так и от юридических лиц и общин. Обжалованы могут быть
действия публичной власти, а также отдельные предписания закона. Гражданин,
обращающийся в ФКС, должен прежде исчерпать другие возможности обращения в
судебные органы. Примерно три четверти таких жалоб, прежде чем попасть на
рассмотрение сената ФКС, рассматриваются специальным «комитетом по
предварительной проверке жалоб» и чаще всего дальше не идут. Из нескольких
десятков тысяч жалоб ФКС за время его существования рассмотрел примерно 1,2
%. Имеет значение сама возможность такого обжалования, которая, как
предполагается, должна удерживать публичную власть от принятия
неконституционных решений.
К числу важнейших сфер работы ФКС относится рассмотрение дел, порожденных
спорами о конституционности той или иной правовой нормы. Сомнение в
конституционности закона может возникнуть у суда, разбирающего конкретное
дело. В этом случае суд должен приостановить рассмотрение и обратиться в
ФКС; последующая процедура именуется «конкретным нормативным контролем».
Однако законодательный акт может быть оспорен с точки зрения его
конституционности целиком или в какой-то его части после вступления в
законную! силу независимо от конкретного судебного дела. Инициаторами таких
дел в ФКС могут выступать правительства Федерации или земель или не менее
трети членов бундестага. Это так называемый абстрактный нормативный
контроль. Такой вид контроля — серьезное средство, которое могут
использовать противники уже принятого закона. Именно контроль ФКС за
конституционностью законов превращает его в орган, способный противостоять
парламентскому представительству и ограничивать его права.
Большое практическое значение имеют рассматриваемые ФКС споры между
Федерацией и землями, между самими землями, а также заинтересованными
государственными органами об их компетенции в случаях, когда стороны не
могут прийти к единому толкованию конституционных положений.
В числе прочих полномочий ФКС —возможность рассмотреть жалобу бундестага
и бундесрата на нарушение закона президентом (никогда не использовалось);
право проверки итогов выборов в бундестаг; решение вопроса о лишении
основных прав в соответствии со ст. 18 Основного закона (принималось дважды
в защиту праворадикальных изданий и издателей). Серьезное полномочие суда —
возможность признать неконституционными политические партии.
4. Министерство юстиции
Министерство юстиции — высший орган управления юстицией в стране. Его
положение существенно отличается от положения соответствующих министерств
во Франции или Италии, так как отсутствует орган, подобный Высшему совету
магистратуры. Министр юстиции ФРГ подчиняется непосредственно федеральному
канцлеру.
Своеобразие положения этого министерства в ФРГ еще и в том, что основная
часть собственно управленческих функций ложится на министерства юстиции
западногерманских земель. Но все они действуют под руководством
федерального министерства юстиции, причем тенденция к усилению контроля
федерального министра за земельными выражена здесь очень отчетливо.
Освобождение федерального министерства юстиции от большинства
управленческих задач дает ему возможность сосредоточиться на подготовке
законов и осуществлении ряда важных контрольных функций в этой области.
Министерство участвует в подготовке законопроектов по важнейшим отраслям
права, которые выносятся на обсуждение законодательных органов от имени
правительства. В ходе обсуждения законопроектов оно представляет
правительство в парламенте и его комитетах. Министерство проверяет проекты
законов, правительственных постановлений и решений, подготавливаемых
другими министерствами с точки зрения их конституционности и правомерности,