Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:01, реферат
Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах.
В судах земли по трудовым делам образуются коллегии в составе 1 профессионального судьи и 2 либо 4 (в зависимости от категории дела) "почетных судей", представляющих интересы предпринимателей и работников. Суды земли по трудовым делам выступают в качестве апелляционной инстанции, в которую обжалуются решения нижестоящих судов.
Суды по трудовым делам - низшая инстанция этой системы - рассматривают по первой инстанции все трудовые конфликты. В них образуются коллегии в таких же составах, как и в судах земли по трудовым делам. В этих судах принимаются меры к разрешению конфликтов по возможности путем компромисса.
Система судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным и "вернувшимся на родину", оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи и т.п. Система этих судов возглавляется Федеральным судом, также находящимся в г. Касселе. Он состоит из 12 сенатов, в которых рассматриваются кассационные жалобы на решения нижестоящих судов. В Федеральном суде по социальным вопросам и в соответствующих судах земли дела рассматриваются в коллегиях из 3 профессиональных и 2 "почетных судей", а в судах низшей инстанции - в коллегиях из 1 профессионального и 2 "почетных судей". Состав "почетных судей" формируется на паритетных началах:по 1 представителю сторон, участвующих в конфликте (от застрахованных работников или безработных и от предпринимателей, от больничных касс и от врачей, обслуживающих больных за счет этих касс, и т.п.).
Система финансовых судов создана главным образом для рассмотрения споров, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Она включала к 1990 г. Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых судов по 1-2 в каждой земле. В Федеральном финансовом суде образовано 8 сенатов, где в коллегиях из 5 профессиональных судей рассматриваются кассационные жалобы на решения финансовых судов исключительно по вопросам права и только если спор идет о суммах, превышающих Ютыс. марок. В финансовых судах, являющихся судами первой инстанции, но по рангу соответствующих высшим судам земли, дела рассматриваются в коллегиях из 3 профессиональных судей и 2 "почетных судей".
Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов. Обращение с жалобой в органы административной юстиции, как правило, может последовать лишь после того, как был заявлен протест в орган управления или должностному лицу, на действия которых приносится жалоба, и затем подана, но осталась неудовлетворенной жалоба в вышестоящий для них орган управления.
Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в Берлине. В его структуре имеется 12 сенатов, в основном занятых рассмотрением в составе 5 профессиональных судей кассационных жалоб на решения нижестоящих административных судов. В таком же составе сенаты Федерального административного суда рассматривают в качестве первой и последней инстанции сравнительно небольшое число дел, отнесенных к исключительной компетенции этого суда, - по спорам между землями или между землями и федерацией. по обращениям федерального правительства с требованием признать неконституционной деятельность того или иного объединения лиц, а также по некоторым видам исков против федеральных органов.
Высшие административные суды образованы по 1 во всех землях ФРГ, в том числе общий для 2 земель - Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейна. В их компетенцию входит рассмотрение апелляционных, а при некоторых условиях и кассационных жалоб на решения и определения административных судов, а в исключительных случаях - наиболее важных дел по первой инстанции. Дела в высших административных судах рас-
сматривают коллегии в составе либо 3 профессиональных судей и 2 "почетных судей", либо (в некоторых землях) в составе только 3 профессиональных судей.
Административные суды рассматривают по первой инстанции в составе 3 профессиональных судей и 2 "почетных судей" подавляющую массу дел, отнесенных к компетенции органов административной юстиции. По их постановлению может быть отменен обжалуемый акт органа государственного управления либо восстановлены права граждан или учреждений, нарушенные действиями должностных лиц.
Названные 5 высших судебных органов, возглавляющих отдельные системы судов (общую, по трудовым делам и др.). являются самостоятельными и независимыми по отношению друг к другу. В случае противоречий между их позициями по каким-либо существенным правовым вопросам созывается согласно Основному закону Общий сенат высших федеральных судов, который и выносит решение, обязательное для судов всех систем и тем самым обеспечивающее единство судебной практики.
В качестве самостоятельных судебных учреждений функционируют также некоторые специализированные суды, в том числе общефедерального уровня. Это, в частности, Федеральный дисциплинарный суд и дисциплинарные суды земель, в которых разбираются жалобы гражданских служащих на действия властей, а также Федеральный патентный суд, заседающий в Мюнхене.
Особое место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из 2 сенатов по 8 членов Федерального конституционного суда в каждом. Возглавляет работу всего суда и первого сената председатель Федерального конституционного суда, работу второго сената - вице-председатель. Федеральный конституционный суд разрешает спорные вопросы толкования Конституции, споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель. Полномочия Федерального конституционного суда включают в себя возможность отмены по мотивам противоречия Конституции законов, принятых парламентом ФРГ и властями земель, любых постановлений правительства и иных органов управления и, наконец, по тем же мотивам - решений любых судебных инстанций, в том числе высших федеральных судов. Федеральный конституционный суд
вправе признавать неконституционной деятельность различных организаций и объединений граждан. Важная функция этого суда - рассмотрение жалоб общин и отдельных граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав. В большинстве земель, входящих в ФРГ, имеются свои конституционные суды, компетенция которых ограничена толкованием положений конституций земель и рассмотрением жалоб на нарушение закрепленных в них прав. Решения этих судов не подлежат обжалованию.
Судьи федеральных судов официально назначаются на свои должности президентом ФРГ, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд - министра юстиции, при назначении в Федеральный суд по трудовым делам - министра труда и т.д.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий министр ФРГ (руководители соответствующих ведомств земель), а также 11 членов комиссии, избранных бундестагом. В комиссиях проводятся выборы, как правило, иа нескольких кандидатур.
Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других - министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на судейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией - выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов. В большинстве земель, кроме того, назначение на судейскую должность требует согласования со всеми министрами - членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности пожизненно.
Непосредственно Федеральным парламентом ФРГ на срок 12 лет избираются только судьи Федерального конституционного суда: половина из них избирается бундестагом и половина - бундесратом. Судьи могут быть отстранены от должности только по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли. Дисциплинарное преследование возбуждается министром юстиции ФРГ или одной из земель. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда - 68 лет).
Расследование уголовных преступлений проводится главным образом полицейскими службами/находящимися в
подчинении федеральных властей или министра внутренних дел соответствующей земли. Предварительное расследование по сравнительно небольшому числу наиболее сложных уголовных дел проводится прокуратурой с участием полицейских служб. В некоторых случаях, в порядке "судебного расследования", отдельные следственные действия производятся судьями-дознавателями, обязанности которых выполняют обычно участковые судьи.
Обвинение предъявляется прокуратурой либо, по частной жалобе, потерпевшим, но судебное разбирательство производится при обязательном участии прокурора. Прокуратура наделена полномочиями в ряде случаев отказаться от передачи дела в суд, в частности, когда обвиняемый или его близкие серьезно пострадали в результате дорожного происшествия. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры принимают участие и в разбирательстве гражданских дел.
Органы прокуратуры имеются при общих судах всех уровней. При Верховном 4эедеральном суде эти функции осуществляют Генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему федеральные прокуроры (все они действуют под общим руководством министра юстиции ФРГ). Генеральный федеральный прокурор назначается президентом ФРГ с согласия бундесрата.
При высших судах земли, судах земли и участковых судах действуют соответствующие прокуроры, общее руководство которыми, в свою очередь, осуществляет министр юстиции каждой из земель. Полномочия участковых прокуроров (это их официальное название) ограничены - они могут выступать только в участковых судах. Должностные лица прокуратуры обязаны руководствоваться законными указаниями вышестоящих прокуроров.
Защиту обвиняемых по уголовным делам, а также интересов сторон по иным категориям дел осуществляют адвокаты. Участие адвоката при рассмотрении уголовных и гражданских дел единоличным судьей в участковом суде необязательно. кроме некоторых определенных законом случаев. Адвокаты обязательно представляют интересы сторон в судах высших инстанций по трудовым делам и могут выступать в судах по социальным вопросам,в финансовых и административных судах.
Для допуска к адвокатской деятельности выпускник юридического факультета университета должен в течение
3-4 лет пройти стажировку в судах, у прокуроров и адвокатов,сдать серию экзаменов перед комиссией при высшем суде земли и только после этого получить соответствующее разрешение от ведомства юстиции той земли, при суде которой он собирается практиковать. Каждый адвокат в ФРГ обязан открыть свое бюро при том определенном высшем суде земли или суде земли, в котором он допущен к адвокатской практике. Адвокаты, действующие в округе того или иного высшего суда земли, образуют одну (иногда, если их больше 500, - две) коллегию адвокатов. Особую коллегию образуют адвокаты, допущенные к ведению дел в Верховном федеральном суде (по решению министра юстиции ФРГ после строжайшего отбора специальной комиссией). Все существующие в ФРГ коллегии адвокатов объединены в Федеральную ассоциацию. Эта ассоциация, в частности, принимает меры к оказанию бесплатной или льготной юридической помощи малоимущим.
| Решетников Ф.М. \
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРГ
1. Конституционные основы правосудия
Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме
государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь
больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной
практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более
200 судей (в Англии — 51, Италии — 101, Швеции — 100) Из средств,
расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно
две трети, в то время как в других европейских странах примерно одна треть.
Еще более важны не количественные, а качественные характеристики
западногерманской юстиции. Желающие извлечь из ее истории уроки, полезные
для развития демократических институтов, в том числе институтов правосудия,
должны отдавать себе отчет в том, что именно суды являлись здесь важнейшим
средством сдерживания демократических процессов и движений.
Один из самых больших знатоков западногерманской юстиции, сам долгое
время занимавший посты в судебной системе ФРГ, Е. Вассерман, характеризуя
западногерманское правосудие, писал:
«В случае сомнения судья склоняется скорее к поддержанию существующего, чем
к его изменению».
Западногерманская конституция говорит о законе и праве как двух различных
по содержанию понятиях, а западногерманское правоведение трактует это
конституционное начало как основание для признания обязательными неписаных
правовых норм.
Закрепляя в п. 2 ст. 20 положение о разделении властей, где правосудие
рассматривается как один из трех видов государственной власти, Основной
закон в следующем пункте той же статьи установил, что правосудие связано
«законом и правом». Эта лаконичная формула стала конституционной основой
широкого усмотрения западногерманских судов, равно как п. 3 ст. 1 Основного
закона, который подчеркивает, что закрепленный в Конституции перечень
основных прав и свобод граждан обязывает правосудие как «непосредственно
действующее право».
Важный теоретический и практический вывод из этих положений — придание
особых функций судебной власти, которой доверено вынесение суждения о, том,
что есть право. Признание за судебной властью таких полномочий —
господствующая точка зрения в западногерманской науке и судебной практике.
И хотя многие авторы (Г. Ляйбхольц, К. Штерн, И. Мюнх и др.) не хотят
относить к ФРГ термин «государство судей», или «государство юстиции», все
<