Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка
Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки
9 вопрос
Принцип невмешательства во внутренние дела. Примеры противоправного вмешательства во внутренние дела государств.
Принцип невмешательства
в качестве общего принципа межгосударственных
отношений начал формироваться
еще в эпоху буржуазно-
В настоящее время принцип невмешательства определен в п. 7 ст. 2 Устава ООН и в таких авторитетных международных документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ, Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права "на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства", причем под вмешательством понимают любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.
Решение вопроса о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Однако концепция невмешательства не означает автоматически то, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.
*Вооруженная интервенция
США в Доминиканской
10 вопрос
Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание и способы его применения.
Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе самоопределения народов.
Принцип самоопределения народов в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН – «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (п. 2 ст. 1 Устава).
В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении народов в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.
Современное нормативное содержание самоопределения включает в себя как права народов, так и соответствующие им обязанности государств. Праву народов свободно, без какого бы то ни было вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие соответствует обязанность государств не только уважать это право, но и содействовать ему путем совместных и индивидуальных действий.
Без уважения и строгого
соблюдения принципа самоопределения
народов невозможно выполнить многие
жизненно важные задачи, стоящие перед
ООН, (например, задачу содействовать
всеобщему уважению и соблюдению
прав человека и основных свобод для
всех, без различия расы, пола, языка
и религии). Без строгого соблюдения
указанного принципа невозможно также
поддержание отношений мирного
сосуществования между
Принцип самоопределения народов – это право народов, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушающие принципы невмешательства и суверенного равенства государств.
Право народов на самоопределение
теснейшим образом связано со
свободой политического выбора. Самоопределившиеся
народы свободно выбирают не только свой
внутриполитический статус, но и свою
внешнеполитическую ориентацию. Уважение
свободы политического выбора становится
фундаментом сотрудничества, а не
соперничества и
11 вопрос
Принцип суверенного равенства государств. Содержание и способы его применения
Принцип суверенного равенства государств составляет основу современных международных отношений. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы и их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.
Данный принцип закреплен
в п. 1 ст. 2 Устава ООН, а также в
уставах международных
Элементами принципа суверенного равенства являются:
1. право государства
2. право быть или не
быть участником
3. право на нейтралитет.
Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом. Каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах. Государства должны добросовестно выполнять свои обязанности по международному праву.
Цель принципа суверенного равенства государств — обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств независимо от различия экономического, политического, социального и иного характера. Значение — поддержание международного правопорядка, который может быть обеспечен только при полном уважении юридического равенства участников. Юридическое равенство не означает равенства фактического. Государства обязаны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутреннее законодательство и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами.
Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства будет оставаться важнейшим элементом системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает свободное развитие каждого государства и народа.
Принцип суверенного равенства тесно связан с принципом невмешательства во внутренние интересы другого государства.
12 вопрос
Принцип добросовестного
выполнения международных обязательств
и его закрепление в
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
Принцип добросовестного
выполнения международных обязательств
возник в форме международно-
В качестве общепризнанной
нормы поведения субъектов
Содержание принципа включает в себя:
1. обязанность государства
добросовестно выполнять
2. обязанность государства
добросовестно выполнять свои
обязательства, вытекающие из
общепризнанных принципов и
3. обязанность государства
добросовестно выполнять свои
обязательства, вытекающие из
международных договоров
Согласно Венской конвенции
о праве международных
Рассматриваемый принцип закреплен и законодательством РФ. В законе о международных договорах РФ 1995 года говорится: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает приверженность основополагающему принципу добросовестного выполнения обязательств по международному праву».
Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности. Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципа сохраняет свое значение положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия. Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций «основана на принципе суверенного равенства всех ее членов», которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов».
13 вопрос
Принципы территориальной
целостности государств и нерушимости
государственных границ. Примеры
противоправного нарушения
Основное назначение принципа
территориальной целостности
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности и политической независимости любого государства.
Значение этого принципа
весьма велико с точки зрения стабильности
в межгосударственных отношениях и
означает обязанность государств воздерживаться
от любых действий, направленных на
нарушение национального
Территория государства не должна быть объектом военной оккупации и не должна быть объектом приобретения другим государством, следовательно, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения.
Государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга (территориальная целостность — единство территории, на которую распространяется суверенитет государства), должны воздерживаться от любых действий против территориальной целостности или неприкосновенности, несовместимых с целями и принципами Устава ООН. Например, транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.