Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка
Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки
1 вопрос
Понятие международного права, метод и предмет. Источники современного международного права.
Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические
3. морские перевозки
4. воздушные перевозки
5. Использование космоса
6. международные уголовные правоотношения
Методы правового регулирования
Источники
Договор |
Обычай |
*четко определено время
возникновения, изменения и |
*проследить сложно |
*формирует практику |
*следует за практикой |
*возможна кодификация |
- |
*возможно толкование |
- |
Пример: Конвенция о морском праве 1982 г. |
Пример: Обмен военнопленными в течении 10 дней после окончания военных действий |
Пример: «Доктрина о состоянии международного и национального права»
2 вопрос
Доктрины соотношения международного права и национального права и примеры применения.
Определяют 2 доктрины взаимоотношения международного и национального права:
*Мелистическая??( монистическая) – международное и внутригосударственные право-это единая правовая система.
Этому подходу следуют страны англо-саксонской правовой семьи.
Этому подходу следуют страны романо- германской правовой семьи.
*Дуалистическая - международное
и национальное право это
Реализация международно - правовых норм в РФ .
Часть 4 ст. 15. Конституция РФ закрепляют международные принципы и нормы в составе Российской правовой системы.
На практике нормы национального права могут доминировать над международным и национальными нормами т.к. ч.1 ст. 15 указывают на верховенство Конституции в Российской правовой системе.
Международные договоры заключаются президентом или отраслевым министром, должны быть ратифицированы( эта процедура утверждает договора в палате парламента. В России Гос. Дума
В декабре 2011, президент РФ подписал соглашение о вступлении в ВТО (Всемирная торговая организация
Осенью 2012 вопрос поставлен на ратификацию.
Ратификация — процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы.
В состав ФЗ « О международных договорах» обязательной ратификации подлежат все соглашения экономического и политического характера за исключением соглашений о культурном сотрудничестве.
Отдельные международные нормы требуют включения в правовую систему государства.
Пример: в 1997 г. Принята европейская хартия о гражданства
2002 году на основании этой конвенции или хартии был принят новый ФЗ « О правовой системе иностранных граждан»
Юридические нормы могут иметь прямое действие на территории РФ.
Пример: Конвенция о правах ребенка и Всеобщая декларация о правах человека.
3 вопрос
Реализация норм международного права в России. Конституция России об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах.
Конституция Российской Федерации
в части определения, какие международные
договоры входят в правовую систему,
придерживается следующей позиции:
международные договоры Российской
Федерации — это те соглашения,
на юридическую обязательность которых
для себя она согласилась в
той или иной предусмотренной
внутригосударственным и
При опосредованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внутри государств. Например, в связи с подписанием Российской Федерацией 17 марта 1992 г. Конвенции о трансграничном взаимодействии промышленных аварий Правительство России издало специальное Постановление от 4 ноября 1993 г. № 1118 «О принятии Конвенции о трансграничном взаимодействии промышленных аварий», содержащее перечень действий компетентных органов по реализации участи Российской Федерации в названной Конвенции, в том числе устанавливающее обязанность МИД России уведомить депозитария о принятии Правительством Российской Федерации, возлагающим организацию выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из конвенции, на Государственный комитет по охране окружающей среды, выполнение функций по оповещению и действиям при ликвидации последствий промышленных аварий — на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах.
Издание внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы.
Это осуществляется путем:
определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора;
издания нормативных актов для исполнения принятого международного договора;
включения в действующее законодательство отсылок к международному договору.
Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применяться вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права.
Нормы международного права
действуют практически как
РФ разрешает, санкционирует
непосредственное применение международно-правовых
норм во внутригосударственной сфере
отношений. Можно говорить об общем
и специальном
В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или «привязок» к договорам и т.д.
4 вопрос
Субъекты международного публичного права. Содержание и особенности правосубъектности.
Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.
Первичные субъекты международного права.
1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).
2. Нации, борющиеся за
национальное самоопределение.
Производные субъекты международного права.
1. Международные организации. Существует два вида:
международные межправительственные
организации - основаны на межправительственных
соглашениях. Международные
международные неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.
5 вопрос
Правопризнание государств и его юридические последствия. Виды признания. Правопреемство государств и его основные вопросы. Правопреемство в результате распада СССР.
Международно-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.
Существует две основных
теории международно-правового
Формы признания.
Признание де-факто (de facto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.
Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.
Признание «ad hoc» - призвание государства для данного конкретного случая.
Виды признания:
традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;
предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.
Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.
Под правопреемством понимается
смена одного государства другим
в несении ответственности за
международные отношения