Шпаргалка по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

1 вопрос

Понятие международного права, метод и предмет. Источники современного международного права.

 

Международное Публичное  Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.

Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.

1. Международная организация   ( участники данных правоотношений)

2. Дипломатические правоотношения  ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются  выполнением определенных дипломатических процедур)

3. морские перевозки 

4. воздушные перевозки

5. Использование космоса

6. международные уголовные  правоотношения

Методы правового  регулирования

  1. Императивный

Источники

Договор

Обычай

*четко определено  время  возникновения, изменения и прекращения

*проследить сложно

*формирует практику

*следует за практикой

*возможна кодификация

-

*возможно толкование

-

Пример: Конвенция о морском  праве 1982 г.

Пример: Обмен военнопленными в течении 10 дней после окончания военных действий


 

  1. Производные
    1. Решения( резолюции) международных организаций
    1. Международная доктрина

Пример: «Доктрина о состоянии  международного и национального  права»

    1. Решения международных судов
    2. Национальное законодательство

 

2 вопрос

Доктрины соотношения  международного права и национального  права и примеры применения.

Определяют 2 доктрины взаимоотношения  международного и национального  права:

*Мелистическая??( монистическая) – международное и внутригосударственные право-это единая правовая система.

 

  1. Это национальное преобладает над международным  ( К. Шмидт)

Этому подходу следуют  страны  англо-саксонской правовой семьи.

  1. Примат международного права над национальным ( Г. Нельзен)

Этому подходу следуют  страны романо- германской правовой семьи.

 

*Дуалистическая  - международное  и национальное право это разные  правовые системы, которые имеют  несколько общих вопросов ( дипломатическое право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное право)

 

Реализация международно - правовых норм в РФ .

Часть 4 ст. 15. Конституция  РФ  закрепляют международные принципы и нормы в составе Российской правовой системы.

На практике нормы национального  права могут доминировать над  международным  и национальными нормами т.к. ч.1 ст. 15 указывают на верховенство Конституции в Российской правовой системе.

 

Международные договоры  заключаются президентом или  отраслевым министром, должны быть ратифицированы( эта процедура утверждает договора в палате парламента. В России Гос. Дума

В декабре 2011, президент РФ подписал соглашение о вступлении в  ВТО (Всемирная торговая организация

Осенью 2012 вопрос поставлен  на ратификацию.

Ратификация  — процесс  придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения  его соответствующим органом  каждой из сторон. До ратификации такой  документ, как правило, не имеет юридической  силы.

В состав ФЗ « О международных  договорах» обязательной ратификации подлежат все соглашения экономического и политического характера за исключением соглашений  о культурном сотрудничестве.

Отдельные международные  нормы  требуют включения в  правовую систему государства.

Пример: в 1997 г. Принята европейская  хартия о гражданства 


2002 году на основании  этой  конвенции или хартии  был принят новый ФЗ « О  правовой системе иностранных  граждан» 

Юридические нормы могут  иметь прямое действие на территории РФ.

Пример: Конвенция о правах ребенка и Всеобщая  декларация о правах человека.

 

3 вопрос

 

Реализация норм международного права в России. Конституция России об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных  договорах.

 

Конституция Российской Федерации  в части определения, какие международные  договоры входят в правовую систему, придерживается следующей позиции: международные договоры Российской Федерации — это те соглашения, на юридическую обязательность которых  для себя она согласилась в  той или иной предусмотренной  внутригосударственным и международным  правом форме (подписания, ратификации, присоединения и т.д.).

 

При опосредованной трансформации  имеется в виду, что конституция  или другие законодательные акты регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров  внутри государств. Например, в связи с подписанием Российской Федерацией 17 марта 1992 г. Конвенции о трансграничном взаимодействии промышленных аварий Правительство России издало специальное Постановление от 4 ноября 1993 г. № 1118 «О принятии Конвенции о трансграничном взаимодействии промышленных аварий», содержащее перечень действий компетентных органов по реализации участи Российской Федерации в названной Конвенции, в том числе устанавливающее обязанность МИД России уведомить депозитария о принятии Правительством Российской Федерации, возлагающим организацию выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из конвенции, на Государственный комитет по охране окружающей среды, выполнение функций по оповещению и действиям при ликвидации последствий промышленных аварий — на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

 

В России нормы международного права могут быть реализованы  в двух формах.

 

Издание внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы.

Это осуществляется путем:

 

определения порядка применения в нашей стране норм конкретного  международного договора;

 

издания нормативных актов  для исполнения принятого международного договора;

 

включения в действующее  законодательство отсылок к международному договору.

 

Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут  применяться вместе с нормами  российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального  права.

Нормы международного права  действуют практически как специальные  по отношению к нормам российского  законодательства и изымают отдельные  отношения из сферы применения отечественного права.

РФ разрешает, санкционирует  непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере  отношений. Можно говорить об общем  и специальном санкционировании.

В качестве универсальной  санкции, адресованной всем субъектам  российского права на применении в их деятельности международных  норм, можно рассматривать норму  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

 

Как специальные санкции  действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или  «привязок» к договорам и т.д.

 

4 вопрос

Субъекты международного публичного права. Содержание и особенности  правосубъектности.

 

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права.

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные  власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за  национальное самоопределение. Нация  - историческая общность людей,  проживающая на данной территории  и характеризующаяся единством  политики, экономики, культуры, социальной  жизни и языка. Чтобы быть  субъектом международного права,  нации необходимы: территория, на  которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая  могла бы выступать от имени  всей нации; воинские формирования; быть признанной при международных  организациях.

Производные субъекты международного права.

1. Международные организации.  Существует два вида:

международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов международного права.

международные неправительственные  организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями  и лицами.

2. Государственно-подобные  субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в  Риме). Относятся они к производным  субъектам, так как в основе  их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

5 вопрос

Правопризнание государств и его юридические последствия. Виды признания. Правопреемство государств и его основные вопросы. Правопреемство в результате распада СССР.

Международно-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Существует две основных теории международно-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов международного права играет решающую роль в его международно-правовом статусе. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело международную правосубъектность. Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания.

Признание де-факто (de facto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

Признание «ad hoc» - призвание государства для данного конкретного случая.

Виды признания:

традиционные виды признания: признание государств, признание  правительств;

предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание  сопротивления, признание правительства  в эмиграции.

Предварительные виды признания  применяются в ожидании дальнейшего  развития событий, которые могут  привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в  стране, где власть была захвачена  революционным путем.

Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей  территории и в осуществлении  существовавших к этому моменту  прав и обязательств. Из этого определения  видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.

Информация о работе Шпаргалка по международному праву