Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка
Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки
Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.
Территория не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не будут признаваться законными.
Последнее положение не относится к действительности договоров по территориальным вопросам, заключенным по принятия Устава ООН. Как известно, законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН[4].
Законное изменение территории государства может иметь место в результате осуществления народом права на самоопределение. Присоединение к независимому государству или создание нового независимого государства в результате свободного волеизъявления народа является реализацией права на самоопределение, права на освобождение от иностранного гнета.
14 вопрос
Принцип уважения прав и свобод человека: возникновение, развитие, содержание.
Возникновение принципа уважения прав и свобод связано с принятием Конституции США, попытками защиты прав человека во время вооруженных конфликтов в середине XIX — начале XX в., учреждением МОТ.
Принцип закреплен в п.3 ст.1 Устава ООН, его развитие (Всеобщая декларация прав человека 1948, Пакты о гражданских, политических, экономических и культурных правах 1966).
В преамбуле Устава члены
ООН подтвердили «веру в
повышению уровня жизни,
полной занятости населения и
условиям экономического и
всеобщему уважению
и соблюдению прав человека
и основных свобод для всех...»
Принцип развивался в двух направлениях:
1) формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека (права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности) (конвенции — о предупреждении преступления геноцида 1948, апартеида 1973, о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984);
2) формирование обязательств по защите отдельных слоев населения (женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов) (конвенции — о защите жертв войны 1949, о политических правах женщин 1953, о правах ребенка 1989 и др.).
Субъекты правоотношений
(государства и
Увеличение перечня прав человека (право на жизнь в ненасильственном мире, в безъядерном мире, в экологически чисто мире) (в области становления — право на (транспарентность) прозрачность экономики государства, на чистую питьевую воду, на свободу от голода).
Защита прав человека осуществляется государствами (несут ответственность перед сообществом в лице ГА ООН, СБ ООН, МС ООН, региональных политических организаций).
Геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки — м/н преступления (влекут ответственность государства и представляющих его ф/л (глав государств, правительств, военных ведомств, исполнителей преступных приказов) — создаются м/н судебные органы (трибуналы) и постоянные м/н суды (МУС ООН)).
Тем не менее непосредственная защита прав и свобод человека является делом сугубо национальной правовой политики. М/н нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства, что требует от государства имплементации правовых норм в свою внутреннюю правовую систему. Современное м/н право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение м/н стандартов в области прав человека. Итоговый документ встречи государств — участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает «право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью», а документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека».
15 вопрос
Принцип разоружения: становление, содержание, развитие. Способы его применения.
Принцип всеобщего
и полного разоружения под
эффективным международным
Формирование принципа всеобщего и полного разоружения как правовой нормы началось с принятия конкретных договоров по разоружению, например, Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., а также с включения в Устав ООН статей о праве Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН обращаться к государствам – членам с рекомендациями по поводу разоружения и регулирования вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в каком он существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул практически всех договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении. Особое значение среди них имеют универсальные - открытые для всех государств - договоры. Первым среди них является Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., подтвердивший, что "главной целью является скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем в соответствии с целями ООН".
Объектом защиты принципа разоружения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности государств, всей планеты, человечества, т.е. безопасности в самом широком смысле слова. Объектом сотрудничества государств по реализации принципа разоружения, т.е. объектом в узком смысле слова (предметом), являются конкретные виды вооружений, действия государств или требование воздержания от каких-либо действий, связанных с разоружением.
Права государств, других субъектов системы международного права, устанавливаемые принципом, состоят в том, что они имеют право: выбирать средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобы стороны, участвующие в конфликте, не уклонялись от поисков способов мирного разрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать к помощи международных организаций, в частности, ООН, ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ.
Обязанности государств, обусловленные задачами принципа, состоят прежде всего в том, чтобы государства - участники спора: не прекращали процесс мирного урегулирования и поисков взаимоприемлемых способов; при разрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящих сторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий, могущих нанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли принятое в согласованном порядке решение.
16 вопрос
Принцип охраны окружающей среды: понятие, содержание, значение. Содержание и способы его применения.
Принципы международно-
Специальные принципы сформулированы в Стокгольмской декларации 1972 г., Всемирной Хартии природы, принятой ГА ООН 28 октября 1982 г., Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. и иных документах. Следует выделить следующие основные принципы:
1. Принцип рационального
использования природных
2. Принцип предотвращения
загрязнения окружающей среды
означает, что государства не
должны загрязнять окружающую
среду путем внесения в нее
различных вредных веществ,
3. Принцип суверенитета
государств над своими
4. Принцип непричинения вреда окружающей среде за пределами национальной юрисдикции обозначает определенные границы, но осуществлению государством суверенитета над природными ресурсами. Из него следует требование к государствам обеспечивать, чтобы деятельность, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов. При этом даже наличие вооруженного конфликта не освобождает стороны от выполнения данного требования. Если бы этот институт получил развитие, и имелась чувствительная шкала оценки причинения ущерба окружающей среде, то это обеспечило бы проведение соответствующей экологической политики каждого государства.
5. Принцип охраны окружающей
среды в период военных
6. Принцип оценки воздействия
на окружающую среду. В
7. Принцип ответственности
за ущерб системам окружающей
среды других государств или
международным пространствам.
Поскольку споры между
государствами по вопросам причинения
имущественного ущерба неизбежны, в
целях реализации данного принципа
в июле 1993 г. в Международном Суде
ООН была создана специальная
коллегия (камера), рассматривающая
межгосударственные споры в области
охраны окружающей среды. Одно из первых
рассмотренных судом дел
Другим вариантом разрешения
международных экологических
17 вопрос
Принцип сотрудничества государств. Содержание и способы его применения.
Неотъемлемым образом
с принципом осуществления
Одновременно с Уставом ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в учредительных документах (уставах) многих м/н организаций, в м/н договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.