Шпаргалка по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

Правопреемство  возникает:

при объединении существующих государств;

при разделе государств;

при отделении части государства;

при переходе части территории одного государства к другому  государству.

Правоприемство государств.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами право¬преемства в международном праве являются международные организации.

 Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории"

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому  происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи  с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства  на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько  новых государств; 4) при объединении  нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства.

 Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.

 Основой правопреемства  является юридический факт возникновения  нового государства как субъекта  международного права. Однако  четких норм, регулирующих вопрос  о критериях прекращения существования  государств и возникновения новых,  не имеется.

Правопреемство  после распада СССР повлекло за собой немало проблем. Существование СССР как субъекта международного права было прекращено Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) от 8 декабря 1991 г., Протоколом к Соглашению от 21 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. Возникла ситуация разделения государства, в результате которого его государствами-преемниками стали новые субъекты международного права – двенадцать бывших союзных республик. Совет глав государств – участников СНГ Решением от 21 декабря 1991 г. поддержал Россию в том, чтобы она продолжала оставаться членом ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях. В то же время Венские конвенции 1978 г. и 198З г. о правопреемстве государств не вступили в силу для государств СНГ, и решение по каждому из аспектов правопреемства достигалось в дипломатическом порядке.

 

6 вопрос

Понятие, особенности и  классификация основных принципов  международного права.

 

Понятие и классификация  принципов международного права

 

Ядро современного международного права образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные  черты, а также главное, содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Основные принципы международного права были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений  и сотрудничества между государствами  в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Принципы международного права постоянно  находятся в развитии в связи  с усложнением общественной и  юридической практики. Например, первые два документа зафиксировали  семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы исторически  обусловлены. С одной стороны, они  необходимы для функционирования системы  международных отношений и международного права. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

Принципы международного права имеют свои характерные  черты:

-универсальность, которая  понимается как обязанность всех субъектов международного права соблюдать их;

-необходимость признания  всем мировым сообществом; 

-наличие принципов-идеалов  (например, еще не реализованные  принципы мира и сотрудничества);

-взаимосвязанность, что  означает выполнимость ими своих  функций только в том случае, когда они будут рассматриваться  как система взаимодействующих  элементов; 

-иерархичность (например, центральное место занимает принцип  неприменения силы).

 

Принципам международного права  присущи две основные функции: стабилизирующая, которая заключается в определении  основ взаимодействия субъектов  международного права путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике международных отношений.

Классификация основных принципов  имеет скорее теоретический, чем  практический характер и осуществляется по ряду оснований.

По форме закрепления  принципы делятся на писаные и  обычные, что не означает различия в  юридической силе.

По историческому признаку принято различать принципы, возникшие  в период рабовладения, феодализма, капитализма, так называемые доуставные принципы, уставные принципы, возникшие после Второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы международного права (принцип всеобщего и полного разоружения, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды).

По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно  выстроить систему, на первом месте  которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно  с интересами государств (невмешательство  во внутренние дела государств) и т. д.

По объекту сотрудничества можно выделить три группы принципов:

а) защищающие мир и безопасность;

б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

в) защищающие права человека, народов и наций.

7 вопрос

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Определение агрессии. Содержание и способы его применения.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой  сформулирован в п.4 ст.2 Устава ООН (все Члены ООН воздерживаются в их м/н отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и другим образом, несовместимым с Целями ООН).

Становление данного принципа (многосторонние договоры Версальской  системы, Статут Лиги Наций, Парижский  договор об отказе от войны 1928; Уставы Нюрнбергского и Токийского военных  трибуналов; Статут М/н уголовного суда).

Объект защиты принципа — общественные отношения, связанные с правом человека на жизнь в ненасильственном мире, с запретом на решения спорных вопросов с применением силы или ее угрозой.

Субъекты принципа (с одной стороны, жертва агрессии и сообщество государств, с другой стороны, виновное государство и его пособники (государства, оказавшие агрессору финансовую помощь, предоставившие ему территорию для размещения военных баз, формирования банд наемников, транзита в военных целях).

Обязательства государств в соответствии с данным принципом (неприменение друг против друга первыми вооруженной силы в нарушение положений Устава ООН независимо от способа выражения).

Агрессия — применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или другим образом, несовместимым с Уставом ООН (Резолюция «Определение агрессии» ГА ООН 1974).

Факты квалификации агрессии:

1) вторжение или нападение  вооруженных сил государства  на территорию другого государства  или любая военная оккупация,  или любая аннексия с применение  силы против территории другого  государства или ее части;

2) бомбардировка вооруженными  силами государства территории  другого государства или применение  любого оружия государством против  территории другого государства;

3) блокада портов или  берегов государства вооруженными  силами государства;

4) нападение вооруженными  силами государства на вооруженные  силы или флоты другого государства;

5) применение вооруженных  сил одного государства, находящихся  на территории другого государства,  по соглашению с принимающим  государством в нарушение условий,  предусмотренных в соглашении;

6) действия государства,  позволяющего, чтобы его территория, которое оно предоставило в  распоряжение другого государства,  использовалась им для совершения  акта агрессии против третьего  государства;

7) засылка государством  или от имени государства вооруженных  банд, групп и регулярных сил  или наемников, осуществляющих  акты применения вооруженной  силы против другого государства.

Все члены ООН обязаны  участвовать в санкциях против агрессора  по решению СБ ООН, региональных политических организаций под руководством СБ ООН или в силу двусторонних договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору.

Применение вооруженной  силы против агрессора не является нарушением принципа (жертва агрессии имеет право на индивидуальную и  коллективную самооборону, применение материальных и нематериальных санкций  к агрессору и его пособникам, привлечение к ответственности  индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании и ведении  военных действий).

Совет Безопасности ООН:

1) Определяет существование  любой угрозы миру, любого нарушения  или акта агрессии и дает  рекомендации или решает какие  меры следует принять (до этого  он может потребовать для предотвращения  ухудшения ситуации до этого  выполнения заинтересованными сторонами  временных мер, которые он найдет  необходимыми)).

2) Уполномочен решать  какие меры, не связанные с  использованием вооруженных сил,  должны применяться для осуществления  его решений (может потребовать  их применения от членов ООН).

3) Если сочтет эти меры  недостаточными, уполномочен предпринимать вооруженными силами государств — участников действия, которые необходимы (заключает соглашения с государствами — членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских формирований, материальной помощи, техники, осуществляет руководство воинскими контингентами).

 

8 вопрос

Принцип мирного разрешения международных споров. Содержание и  способы его применения.

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «все Члены ООН разрешают  свои международные споры мирными  средствами таким образом, чтобы  не подвергать угрозе международный  мир, безопасность и справедливость». Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того как они ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства мирного разрешения международных споров и устанавливали  юридическую обязанность государств использовать такие средства.

 

Ранее общее международное  право только побуждало государства  обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало  их следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции о мирном решении  международных столкновений 1907 г. не запрещала обращение к войне («прежде  чем прибегнуть к оружию»), не обязывала  обращаться к мирным средствам («обращаться, насколько позволяют обстоятельства») и рекомендовала весьма узкий  круг мирных средств (добрые услуги и  посредничество).

 

В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

 

Положение п. 3 ст. 2 Устава ООН  распространяется на все споры, включая  те, продолжение которых может  и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные  споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и  международного права». Ссылки в Уставе ООН на справедливость лишь подчеркивают, что мирные средства обязательны  для разрешения любых международных  споров.

 

Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут  быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.

Развитие международных  отношений, особенно в последние  годы, отмечено стремлением государств выйти за пределы переговоров  и создать иные приемлемые средства разрешения споров, которые основывались бы на обращении к третьим сторонам или международным органам. Часто  при этом возникают вопросы, связанные  с ролью Международного Суда ООН. Многие государства считают юрисдикцию Суда факультативной, и такая позиция  точно соответствует ст. 36 Статута  Суда, согласно которой государства могут (но не обязаны) сделать заявление об обязательности для себя юрисдикции Международного Суда ООН. Подавляющее большинство государств до сих пор не признало юрисдикцию Суда обязательной.

Информация о работе Шпаргалка по международному праву