Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка
Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки
Правопреемство возникает:
при объединении существующих государств;
при разделе государств;
при отделении части государства;
при переходе части территории одного государства к другому государству.
Правоприемство государств.
Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами право¬преемства в международном праве являются международные организации.
Правопреемство — сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории"
Переход прав и обязанностей
от одного государства к другому
происходит в следующих случаях:
1) при возникновении нового субъекта
международного права в связи
с коренным изменением социально-экономического
и политического строя
Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.
Основой правопреемства
является юридический факт
Правопреемство после распада СССР повлекло за собой немало проблем. Существование СССР как субъекта международного права было прекращено Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) от 8 декабря 1991 г., Протоколом к Соглашению от 21 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. Возникла ситуация разделения государства, в результате которого его государствами-преемниками стали новые субъекты международного права – двенадцать бывших союзных республик. Совет глав государств – участников СНГ Решением от 21 декабря 1991 г. поддержал Россию в том, чтобы она продолжала оставаться членом ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях. В то же время Венские конвенции 1978 г. и 198З г. о правопреемстве государств не вступили в силу для государств СНГ, и решение по каждому из аспектов правопреемства достигалось в дипломатическом порядке.
6 вопрос
Понятие, особенности и классификация основных принципов международного права.
Понятие и классификация принципов международного права
Ядро современного международного права образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное, содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Основные принципы международного права были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Принципы международного права постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практики. Например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
Принципы исторически
обусловлены. С одной стороны, они
необходимы для функционирования системы
международных отношений и
Принципы международного права имеют свои характерные черты:
-универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов международного права соблюдать их;
-необходимость признания всем мировым сообществом;
-наличие принципов-идеалов
(например, еще не реализованные
принципы мира и
-взаимосвязанность, что
означает выполнимость ими
-иерархичность (например,
центральное место занимает
Принципам международного права
присущи две основные функции: стабилизирующая,
которая заключается в
Классификация основных принципов имеет скорее теоретический, чем практический характер и осуществляется по ряду оснований.
По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.
По историческому признаку принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма, так называемые доуставные принципы, уставные принципы, возникшие после Второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы международного права (принцип всеобщего и полного разоружения, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды).
По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно с интересами государств (невмешательство во внутренние дела государств) и т. д.
По объекту сотрудничества можно выделить три группы принципов:
а) защищающие мир и безопасность;
б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;
в) защищающие права человека, народов и наций.
7 вопрос
Принцип неприменения силы или угрозы силой. Определение агрессии. Содержание и способы его применения.
Принцип запрещения применения силы или угрозы силой сформулирован в п.4 ст.2 Устава ООН (все Члены ООН воздерживаются в их м/н отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и другим образом, несовместимым с Целями ООН).
Становление данного принципа (многосторонние договоры Версальской системы, Статут Лиги Наций, Парижский договор об отказе от войны 1928; Уставы Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов; Статут М/н уголовного суда).
Объект защиты принципа — общественные отношения, связанные с правом человека на жизнь в ненасильственном мире, с запретом на решения спорных вопросов с применением силы или ее угрозой.
Субъекты принципа (с одной стороны, жертва агрессии и сообщество государств, с другой стороны, виновное государство и его пособники (государства, оказавшие агрессору финансовую помощь, предоставившие ему территорию для размещения военных баз, формирования банд наемников, транзита в военных целях).
Обязательства государств в соответствии с данным принципом (неприменение друг против друга первыми вооруженной силы в нарушение положений Устава ООН независимо от способа выражения).
Агрессия — применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или другим образом, несовместимым с Уставом ООН (Резолюция «Определение агрессии» ГА ООН 1974).
Факты квалификации агрессии:
1) вторжение или нападение
вооруженных сил государства
на территорию другого
2) бомбардировка вооруженными
силами государства территории
другого государства или
3) блокада портов или
берегов государства
4) нападение вооруженными
силами государства на
5) применение вооруженных
сил одного государства,
6) действия государства,
позволяющего, чтобы его территория,
которое оно предоставило в
распоряжение другого
7) засылка государством
или от имени государства
Все члены ООН обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению СБ ООН, региональных политических организаций под руководством СБ ООН или в силу двусторонних договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору.
Применение вооруженной силы против агрессора не является нарушением принципа (жертва агрессии имеет право на индивидуальную и коллективную самооборону, применение материальных и нематериальных санкций к агрессору и его пособникам, привлечение к ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании и ведении военных действий).
Совет Безопасности ООН:
1) Определяет существование
любой угрозы миру, любого нарушения
или акта агрессии и дает
рекомендации или решает какие
меры следует принять (до
2) Уполномочен решать
какие меры, не связанные с
использованием вооруженных
3) Если сочтет эти меры недостаточными, уполномочен предпринимать вооруженными силами государств — участников действия, которые необходимы (заключает соглашения с государствами — членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских формирований, материальной помощи, техники, осуществляет руководство воинскими контингентами).
8 вопрос
Принцип мирного разрешения международных споров. Содержание и способы его применения.
Согласно п. 3 ст. 2 Устава
ООН «все Члены ООН разрешают
свои международные споры мирными
средствами таким образом, чтобы
не подвергать угрозе международный
мир, безопасность и справедливость».
Эволюция принципа мирного разрешения
международных споров отмечена серией
международных договоров и
Ранее общее международное
право только побуждало государства
обращаться к мирным средствам разрешения
международных споров, но не обязывало
их следовать этой процедуре. Статья
2 Гаагской конвенции о мирном решении
международных столкновений 1907 г. не
запрещала обращение к войне («прежде
чем прибегнуть к оружию»), не обязывала
обращаться к мирным средствам («обращаться,
насколько позволяют
В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, «должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».
Положение п. 3 ст. 2 Устава ООН распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости и международного права». Ссылки в Уставе ООН на справедливость лишь подчеркивают, что мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.
Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.
Развитие международных отношений, особенно в последние годы, отмечено стремлением государств выйти за пределы переговоров и создать иные приемлемые средства разрешения споров, которые основывались бы на обращении к третьим сторонам или международным органам. Часто при этом возникают вопросы, связанные с ролью Международного Суда ООН. Многие государства считают юрисдикцию Суда факультативной, и такая позиция точно соответствует ст. 36 Статута Суда, согласно которой государства могут (но не обязаны) сделать заявление об обязательности для себя юрисдикции Международного Суда ООН. Подавляющее большинство государств до сих пор не признало юрисдикцию Суда обязательной.