Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка
Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки
Временные: различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т. д.
35 вопрос
Международно-правовой статус
дипломатических
Дипломатическое представительство - это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними.
Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией. По прибытии в страну пребывания представитель должен получить агреман - согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания вправе отказаться без мотивировки от выдачи агремана. После получения агремана дипломатический представитель получает от главы своего государства верительную грамоту - документ, удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вручается главе МИДа, другой - главе государства.
Миссия дипломатического представительства прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребывания (признание представителя persona non grata).
Виды дипломатических представительств.
Посольство - во главе стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Миссия - во главе стоит Посланник или Поверенный в делах.
Функции дипломатического представительства.
Представительская: представляет свое государство в стране пребывания.
Защитная - защита своих граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории представляемого государства, находящихся на территории государства пребывания представительства.
Информационная.
Консульская - дипломатическое представительство вправе осуществлять консульские функции.
Дипломатический корпус - совокупность дипломатических представителей на территории государства пребывания. Во главе дипломатического корпуса стоит декан, которым, как правило, является дипломатический представитель, старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.
Дипломатические иммунитеты и привилегии.
Неприкосновенность помещения дипломатического представительства.
Неприкосновенность
Неприкосновенность архивов дипломатического представительства.
Фискальный иммунитет (представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью).
Право использовать свой государственный
флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную
телефонную, телеграфную и иную связь,
включая возможность
Личный иммунитет - дипломатические представители, т. е. лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенно их постоянное и временное жилище и имущество, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции.
Дипломат не обязан давать свидетельские показания.
Таможенный иммунитет дипломата.
36 вопрос
Международное воздушное право: понятие, принципы, источники, институты.
Международное воздушное право - совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
В своем развитии международное воздушное право прошло три этапа:
Первый (начало XX в. - начало Первой мировой войны) - появление разнообразного количества теорий и взглядов, обосновывающих правовое отношение государств к воздушному пространству и полетам в нем. В те годы была широко распространена «теория свободы воздуха»: государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. государства начали применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством.
Второй (период между мировыми войнами). Для него характерны:
юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством;
превращение авиации в
самостоятельный вид транспорта
и быстрое развитие международных
воздушных отношений; в 1919 г. была подписана
Парижская конвенция о
Третий (начался в период
Второй мировой войны и длится
до наших дней) - разработка унифицированных
на международной основе летно-технических
норм, позволяющих единообразно понимать
и применять аэронавигационные
правила и способствовать безопасности
полетов. В 1944 г. Чикагская конвенция
о гражданской авиации
Кроме того, в систему источников международного воздушного права можно включить различные двусторонние и многосторонние международные договоры.
В российской доктрине международного
права преобладающим является подход
к оценке юридического статуса международного
воздушного права, согласно которому он
базируется на основных общепризнанных
принципах международного права, таких
как территориальная
Но международное воздушное право содержит и специальные отраслевые принципы:
принцип государственного суверенитета над воздушным пространством;
принцип свободы полетов
в международном воздушном
принцип соблюдения безопасности международных полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г.).
В международном воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:
право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;
право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (т. е. без права высаживать или брать на борт пассажиров, груз и почту);
право привозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятые на борту флага судна;
право увозить с иностранной территории пассажиров, груз и почту, следующих в страну флага судна;
право провозить на иностранную территорию пассажиров, груз и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну.
37 вопрос
Международное морское право: понятие, источники, институты.
Международное морское право – совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.
Международное морское право
является органической частью общего
международного права: оно руководствуется
предписаниями последнего о субъектах,
источниках, принципах, праве международных
договоров, ответственности и др.,
а также взаимосвязано и
Для международного морского права характерны следующие принципы:
принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного
принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;
принцип общего наследия человечества;
принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;
принцип охраны морской среды.
Кодификация международного
морского права впервые была осуществлена
лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией
ООН по морскому праву, которая одобрила
четыре Конвенции: о территориальном
море и прилежащей зоне; об открытом
море; о континентальном шельфе;
о рыболовстве и охране живых
ресурсов моря. Эти конвенции и
в настоящее время имеют силу
для участвующих в них
Помимо указанных конвенций, вопросы международного морского права отражены в:
Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г.;
Конвенции о международных правилах по предупреждению столкновения судов в море 1972 г.;
Международной конвенции о предупреждении загрязнения моря нефтью 1954 г.;
Конвенции о грузовой марке 1966 г.
38 вопрос
Правовой режим
Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод, называется территориальным морем, или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.
Согласно Конвенции 1982 г.
«каждое государство имеет
Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.
39 вопрос
Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа
Под континентальным шельфом
с геологической точки зрения
понимается подводное положение
материка (континента) в сторону
моря до его резкого обрыва или
перехода в материковый склон. С
международно-правовой точки зрения
под континентальным шельфом
прибрежного государства
В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств. Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия. Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф уже суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.
Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе; сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа; разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г.
Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации.