Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Международное право".
1. международное право как особая система юридических норм. Международное право – продукт длительного исторического развития. Формиров на протяжении многих веков. Это особая правовая система, независимая и отличная от внутригос. права, но тесно взаимод с ней МП-это совокупность норм, принципов и институтов, которые регулируют отношения публичных субъектов. В этом регулировании применяются особые методы и источники права. Особенности международной системы - а) наличие суверенных государств, б) отсутствие наднационального властного органа, в) отсутствие наднациональных судебных и исполнительных органов. МЧП регулирует отношения юр и физ лиц с междун элементом (наприм гражданско-правовые, семейные и тд). Публичного хар-ра оно не имеет.
2. Возникновение и становление международного права
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП можно представить в виде четырех периодов: 1. Предыстория МП. Древние века. Связи между гос-ми были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой МО. Развивались в тех районах где зарождалась цивилизация. Международные нормы первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Дипломатическую деят-ть осуществл. Древне-Греческие города-государства обмениваясь большим количеством посольств и заключавшие договор о военной помощи. Существовал институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушением МД рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей возлагался большой штраф. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. В этом период возникает важнейший принцип – принцип соблюдения договора. Средние века (VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания МП, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, межд. торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т. д., что подготовило в конечном счете возникновение МП как такового. 2. Классическое МП. В Средние века возникает наука МП. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция. В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы МП. Большой шаг вперед в развитии МП был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. МП стало необходимым регулятором значительного объема межд. отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев. 3. Переход от классического к современному МП (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, "призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд. организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному МП. 4. Современное МП. Фундамент современного МП права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу МП был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного МП является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм МП превратилось в систему на базе единых целей и принципов.
3. сущность международного права. Международное право, как особая правовая система, состоящая из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами. Выполняет функции: а) координирующую - государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений; б) регулирующую - государства принимают твердо установленные правила, без которых невозможно их совместное существование и общение; в) обеспечительную - содержит определенные нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения; г) охранительную - механизмы , защищающие законные права и интересы государств.
4. взаимодействие международного и внутригосударственного права. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений между положениями закона и международными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства. На нормообразование в международном праве влияют национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государства. В свою очередь, международное право обладает приоритетом над внутригос правом, влияет на национальное законодательство. Государства осуществляют трансформацию международно-правовых норм в национальные законы и правила, чтобы обеспечить их фактическую реализацию на внутригосударственном уровне. Но это касается тех договоров, которые гос-ва подписали и они вступили в силу.
5. нормообразование в международном праве. Нормообразование в международном праве Исходя из того, что международное право — это особая система юридических норм, регулирующих межвластные международные отношения методом установления взаимных прав и обязанностей независимых субъектов этих отношений, особенность нормообразования данной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Это позволяет считать, что международное публичное право носит согласительный, координирующий характер. Поскольку, кроме самих субъектов данной системы права, в процессе нормообразования не участвуют какие-либо «внешние» по отношению к системе субъекты, за данной правовой системой отрицается субординарный характер. Никто не вправе установить правила поведения субъектов данной системы вопреки их согласию. Соответственно неверно употреблять применительно к международному праву такие понятия, как «законодательство», «международная законность» и т. п. Нормообразование в международном праве Происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.
6. система МП, основные отрасли и институты. система международного права - совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права. Эти нормы как первичные элементы С.м.п. неодинаковы по кругу субъектов (универсальные, обязательные для всех государств, и локальные, обязательные для ограниченного круга государств) и по их юридической силе (диспозитивные – допускающие выбор и императивные – не допускающие выбор). Поскольку нормы международного права взаимосвязаны, содержание каждой из них должно рассматриваться в контексте всей С.м.п. Виды отраслей, их место в С. м. п. и взаимодействие между ними определяются как объективными, так и субъективными факторами. С.м.п. в определенной степени обусловливает систему науки международного права, но не совпадает с ней. С.м.п., имеющая объективный характер, включает в себя основные принципы международного права и его отрасли: право международных договоров; принципы и нормы, регулирующие статус населения; принципы и нормы, устанавливающие режим государственной и иных территорий, международное морское право, международное воздушное право: международное космическое право; дипломатическое право, консульское право; право международных организаций; мирные средства разрешения международных споров; международно-правовые средства обеспечения мира и предотвращения войны; законы и обычаи войны; международно-правовая ответственность. С.м.п. характеризуется динамизмом, для нее одновременно свойственны относительная стабильность и непрерывное развитие. С.м. п.-система открытого типа. Поскольку сфера действия международного права, как по кругу субъектов, так и по объекту регулируемых им вопросов постоянно расширяется, постольку развивается и сама С.м. п. Это происходит и в результате развития существующих отраслей международного права, и путем формирования новых. Среди новых отраслей можно назвать право международной безопасности, международное гуманитарное право, международную защиту прав человека, международное экономическое право, международное трудовое право, право охраны окружающей среды, международное атомное право и др.
7. источники МП и процесс создания его норм. Источники в формально-юридич смысле – внешние формы, в которых закреплены Мжд нормы. 1) главным ист является международный договор, те письменное соглашение двух и более субъектов, устанавливающее их взаимные права и обязанности и наоборот – прекращающее. Субъекты не только исправляют нормы, но и сами их создают. Законов нет, т.к. нет мирового парламента.; 2) Решение М Организаций – вспомогательный источник МП, нормативный хар-р имеют общие решения, а конкретные относятся к конкретной ситуации и источником не являются.; 3) М обычай – наиболее старый (ранее был основным), затем большинство обычаев были запрещены (обычай войны). Поэтому в настоящее время свою роль утратил, но не исключает новый возникновений обычаев. Различные теории, доктрины помогают уяснить международное право, но источником не являются. Источники 1)формальные- это те нормы, в которых находят свое выражение нормы права; 2)материальные- это материальные условия жизни общества. Норма международного права - правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязанности.
8. Классификация норм МП. Нормы МП разделяются по нескольким основаниям. Институты МП делятся на отраслевые (присущ конкр отрасли права), межотраслевые (действуют в разных отраслях). Институт междун ответственности, институт признания, правоприества. Отрасли МП соответств отраслям внутригос права (право междунар договоров – процесс подготовки договоров, заключение и тд; право междун организаций – создание организац, функционир, принятие решений и тд; дипломатическое и консульское право; международ гуманитарное право – защита прав и свобод человека, право вооруженных конфликтов; междун морское право – правовой режим морских пространств, судоходства, рыболовства; межд воздушное право – межд полеты; межд эконом право – торговля, производ и тд; межд экологическое право). Нормы многообразны, носят координац хар-р. Принятие таких норм – результат согласования определенного компромисса гос-в, поэтому процесс создания сложный и длительный. Выделяют императивные нормы (обязательны для всех гос-в). Нарушение является междунар преступлением. Содержатся в уставе межд орган. Диспозитивные нормы – субъекты сами выбирают варианты поведения, закрепляют свои права и обязанности (свобода выбора). По сфере деятельности: Универсальные нормы регулируют отношения всех субъектов международного права и состав-ляют общее международное право; партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников). Последние именуются также локальными или региональными нормами, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном ре-гионе, но и находящихся в различных частях мира; нормы материального права (конкретные отношения субъектов), процессуальные нормы (нормы регулирующие процесс создания межд договоров, деят межд судов и трибуналов).
9. основные принципы международного права. – наиболее важное положение которое определяет хар-р и направленность правового регулирования в целом. Принципы взаимосвязаны, составляют единую систему – поэтому нарушение одного из них ведет к нарушению других. Изначально принципы были заключены в обычаях, затем в МДогов. (в уставе ООН). 1) принципы неприменения силы, угрозы силы (запрещают агрессию, пропаганду войны), гос. имеет право на самооборон, правомерно применение силы по решен ООН, совета безопасности; 2) принц мирного разрешения споров. Обязывает гос идти на переговоры, использовать др средства, обращаться в мир суды и арбитражи; 3) принцип суверенного равенства гос-в (гос должны быть равны при подписании договор, при членстве их в межд орган.); 4) принц всеобщего уважения прав и свобод человека (всеобщая декларация прав человека 1948г); 5) принц невмешательства во внутренние дела гос.(полит борьбу, выборы); 6) прин территор целостности и нерушимости границ; 7) принц равноправия и отношения людей (сыграл роль при ликвидации колонний); 8) принц сотрудничества и добросов выполнения обязат-в
10. развитие главных принципов МП в основных МП документах : Устав ООН (1945 г.), Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Принцип суверенного равенства государств - наиболее широко раскрыт в Декларации 1970 г. демократизация международных отношений с неизбежностью приводит к ограничению применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа в Уставе ООН. В Заключительном акте СБСЕ прямо указывается, что государства- участники будут "воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника", "воздерживаться от любого акта экономического принуждения". Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения силы: в целях самообороны (ст.51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, или нарушения мира или акта агрессии (ст.39 и 42).принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. государства-участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Принцип территориальной целостности государств этот принцип утвердился с принятием Устава ООН, где запрещена угроза силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п.4 ст.2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности, хотя сам этот принцип отдельно не упоминался. Следующим этапом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит отдельную и наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств. Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно п.3 ст.2 Устава ООН, "все Члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Принцип невмешательства во внутренние дела зафиксирован в п.7 ст.2 Устава ООН и конкретизирован в авторитетных международных документах: Декларации о принципах международного сотрудничества 1970 г., Заключительном акте СБСЕ, Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г. и др. Принцип всеобщего уважения прав человека становление принципа связано непосредственно с принятием Устава ООН, но здесь обязательства государств изложены в самой общей форме. С наибольшей полнотой это сделано во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и двух пактах принятых в 1966 г. Принцип самоопределения народов и наций. В качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что установление любого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение. Принцип сотрудничества. Был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. Идея международного сотрудничества является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств. - возник в форме международно-правового обычая pactasuntservanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находи отражение во многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях. В качестве общепризнанной нормы этот принцип закреплен в Уставе ООН. Сфера действия этого принципа заметно расширилась в последние годы, что получило отражение в формулировках Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г.