Шпаргалка по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

Исключительная экономическая  зона - район, прилегающий к территориальному морю шириной не свыше 200 миль, для  которой международное право  установило особый правовой режим. Отсчет ширины производится от тех же линий, что и ширина территориального моря. Права государства в пределах экономической зоны касаются разведки, разработки и сохранения как живых, так и неживых ресурсов, как в водах, так и на дне и в его недрах. Прибрежное государство вправе управлять экономической деятельностью в зоне. Таким образом, в пределах экономической зоны государства обладают ограниченным суверенитетом. Данный суверенитет предоставляет право прибрежному государству задерживать и досматривать иностранные суда, занимающиеся незаконной деятельностью в пределах экономической зоны. Однако они могут распространять полный суверенитет на искусственные острова в пределах экономической зоны. Вокруг этих островов может быть установлена 500-метровая зона безопасности. При этом искусственные острова не могут иметь своего континентального шельфа и территориального моря.

 

40 вопрос

Правовой режим международных  проливов и каналов

Международные проливы - это  естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном  пространстве над ними регулируются нормами международного права. Конвенция 1982 г. не затрагивает проливы, режим  которых определен специальными конвенциями. Так, например, режим Черноморских проливов оговорен в Конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Военные корабли перед проходом должны уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки. Важнейшими международными каналами также являются Суэцкий канал (режим определен Константинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен Договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версальским договором 1919 г.).

 

По правовому режиму выделяются следующие виды международных проливов:

 

а) проливы, которые соединяют  одну часть открытого моря (экономические  зоны) с другой частью и ширина которых  не перекрывается территориальными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский и др.);

б) проливы, используемые для  международного судоходства, но ширина которых перекрывается территориальными водами прибрежных государств.

 

В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов  осуществляется за пределами территориальных  вод на основе принципа свободы судоходства  без какой-либо дискриминации в  сочетании с уважением суверенитета, территориальной целостности и  политической независимости прибрежных к проливам государств.

 

В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного  прохода, с тем отличием, что приостановление  мирного прохода в проливах не допускается. Иностранные суда, военные  корабли и летательные аппараты в таких проливах «пользуются  правом транзитного прохода и  пролета, которым не должно чиниться препятствий».

 

Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным проходом понимается «осуществление исключительно с  целью непрерывного и быстрого транзита через пролив». Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли  обязаны воздерживаться от любой  угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности  или политической независимости  государств, граничащих с проливом. Они также должны воздерживаться от любой деятельности, не свойственной их обычному непрерывному и быстрому проходу или пролету (не следует  останавливаться, становиться на якорь, ложиться в дрейф и т. д.).

 

Государства, граничащие с  проливом, имеют широкие права  по регулированию транзитного и  мирного прохода: они могут устанавливать  морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся  к рыболовству, к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод  пролива и др.

 

 

41 вопрос 

 

Правовой режим открытого  моря и международного района морского дна

Международный район морского дна - это морское дно и его  недра, расположенные за пределами  исключительных экономических зон  и континентального шельфа прибрежных государств. Его ресурсы Конвенция 1982 г. объявила «общим наследием человечества». При этом район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В  соответствии с данной Конвенцией должен быть создан Международной орган  по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а  также Секретариат. Совет обладает полномочиями устанавливать и проводить  конкретную политику по любому вопросу  или проблеме деятельности Международного органа. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого  географического представительства, другая половина - по иным основаниям: от развивающихся стран, имеющих  особые интересы; от стран-импортеров; от стран, добывающих аналогичные ресурсы  на суше, и т. д.

 

В Конвенции указано, что  финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном  районе, должны распределяться на основе принципа справедливости с особым учетом интересов и нужд развивающихся  государств и народов, которые еще  не достигли полной независимости или  иного статуса самоуправления. Такое  распределение доходов, получаемых от деятельности в международном  районе, не потребует прямого или  обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней  развивающихся государств.

 

Определяя правовое положение  Международного района морского дна, Конвенция  устанавливает, что «ни одно государство  не может претендовать на суверенитет  или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов и ни одно государство, физическое или  юридическое лицо не может присваивать  какую бы то ни было их часть».

 

Добыча ресурсов в Международном  районе морского дна будет осуществляться самим Международным органом  через свое предприятие, а также  «в ассоциации с Международным органом» государствами - участниками Конвенции, либо государственными предприятиями, либо физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным  контролем этих государств, если последние  поручились за указанных лиц. Такая  система разработки ресурсов района, в которой наряду с предприятием Международного органа могут участвовать  государства-участники и иные субъекты внутреннего права этих государств, получила название параллельной.

 

Политика в отношении  деятельности в районе должна проводиться  Международным органом таким  образом, чтобы содействовать расширению участия в освоении ресурсов со стороны  всех государств независимо от их социально-экономических  систем или географического положения  и предотвращать монополизацию  деятельности на морском дне.

 

Общее поведение государств и их деятельность в Международном  районе морского дна наряду с положениями  Конвенции регулируются принципами Устава ООН и другими нормами  международного права в интересах  поддержания мира и безопасности, содействия международному сотрудничеству и взаимопониманию.

 

42 вопрос

 

Международное экономическое  право: понятие, принципы, источники

 

Международное экономическое  право можно определить как отрасль  международного права, которая представляет собой совокупность принципов и  норм, регулирующих экономические отношения  между государствами и другими  субъектами международного права.

 

Предмет международного экономического права - международные экономические  многосторонние и двусторонние отношения  между государствами, а также  другими субъектами международного права.

 

Существуют две основные концепции международного экономического права. Согласно одной из них международное  экономическое право - отрасль международного права и предметом ее являются экономические отношения субъектов  международного права. Господствующей же в настоящее время в западной литературе можно считать концепцию, по которой источником норм международного экономического права является как  международное право, так и внутригосударственное, а международное экономическое  право распространяет свое действие на все субъекты права, участвующие  в коммерческих отношениях, выходящих  за пределы одного государства. Эта  вторая концепция смыкается и  с выдвигаемыми на Западе теориями транснационального права, направленными  на то, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права  государства и так называемые транснациональные корпорации.

 

Субъекты международного экономического права. Исходя из понимания международного экономического права как отрасли международного права логично считать, что субъекты международного экономического права те же, что и вообще субъекты международного права.

 

Цели международного экономического права:

содействие экономическому прогрессу всех народов;

создание условий стабильности и благополучия, необходимых для  мирных и дружественных взаимоотношений  между народами;

повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса.

 

Наряду с основными  принципами международного права в  международном экономическом праве  применяются и специальные принципы:

право государств свободно определять свою внешнеэкономическую политику, т. е: право государства регулировать свою внешнюю торговлю с помощью таможенных пошлин (тарифное регулирование);

принцип свободы торговли - свобода ввоза-вывоза товаров без какого бы то ни было ограничения;

принцип квотирования импорта  и экспорта товаров - право ограничения  ввоза или вывоза товаров в  течение определенного периода  времени определенным количеством;

принцип запретительно-разрешительного  ввоза-вывоза товаров (система лицензирования);

право установления государственной  монополии внешней торговли отдельными товарами;

принцип недискриминации в международных экономических отношениях - является производным от принципа суверенного равенства государств;

принцип всеучастия - означает полное и эффективное участие государств в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах на основе равенства;

принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами  и всей экономической деятельностью;

принцип преференциального  режима для развивающихся стран (создание режима таможенных льгот  для развивающихся стран);

принцип свободного доступа  к морю для стран, не имеющих к  нему выхода.

 

43 вопрос

 

Международное космическое  право: понятие, принципы, источники, институты.

 

Днем рождения Международного космического права можно считать  дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 г., когда была окончательно признана применимость принципов  международного права к международному космическому праву. Международное  космическое право - это система  основных принципов международного права, специальных принципов и  норм, определяющих основы космического сотрудничества государств и правовой режим космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.

Принципы международного космического права. На международное  космическое право распространяются общие принципы международного права. Принцип равноправия государств применительно к космической  деятельности означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов независимо от степени их экономического или научного развития. Космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международном  космическом праве означает, что  космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы  при этом не подвергались угрозе международный  мир и безопасность, а все споры  по всем касающимся освоения космоса  вопросам должны решаться мирным путем.

Специализированные принципы международного космического права: свобода  исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти  принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в  результате всеобщего признания  со стороны международного сообщества.

Процесс нормообразования в международном космическом праве имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права.

Основная роль в процессе образования норм международного космического права принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 г. нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права. По мере развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и в др. Также к договорным источникам международного космического права относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Эти соглашения специального характера основываются на общих для международного космического права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.

Информация о работе Шпаргалка по международному праву