Шпаргалка по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:18, шпаргалка

Описание работы

Международное Публичное Право – совокупность признанных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами на основе договора или обычая.
Предмет- это совокупность вопросов которые изучает наука.
1. Международная организация ( участники данных правоотношений)
2. Дипломатические правоотношения ( отношения между гос-ми, которые сопровождаются выполнением определенных дипломатических процедур)
3. морские перевозки

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo.docx

— 137.44 Кб (Скачать)

44 вопрос

Принципы и источники  международного экологического права.

Международное экологическое  право - совокупность принципов и  норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы  права и регулирующих действия его  субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и  устранению ущерба окружающей среде  из различных источников, а также  по рациональному, экологически обоснованному  использованию природных ресурсов.

Специальные принципы международного экологического права. Защита окружающей среды на благо нынешнего и  будущих поколений - обобщающий принцип  в отношении всей совокупности специальных  принципов и норм международного экологического права. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Недопустимость нанесения  трансграничного ущерба запрещает  такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.

Экологически обоснованное рациональное использование природных  ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и  невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область  использования ядерной энергетики.

Принцип защиты экологических  систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской  среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения  из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного  использования средств воздействия  на природную среду в концентрированном  виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования  средств воздействия на природную  среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в  качестве способов разрушения, нанесения  ущерба или причинения вреда любому государству.

Обеспечение экологической  безопасности: обязанность государств осуществлять военно-политическую и  экономическую деятельность таким  образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния  окружающей среды.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды.

 

Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб  окружающей среде предусматривает  ответственность за существенный ущерб  экологическим системам за пределами  национальной юрисдикции или контроля.

45 вопрос

Право международной безопасности: понятие, система, цели. Международные  договоры по разоружению. Система коллективной безопасности.

 

Роль международного права  в создании всеобъемлющей системы  мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже  располагает, максимальное использование  заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего  международного правопорядка;

выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.

 

Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом международного нормотворчества.

 

Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих  основным принципам международного права, направленных на обеспечение  мира и применяемых государствами  коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

 

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

 

Нормативный характер носят  и специальные принципы права  международной безопасности. Среди  них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

разоружение;

мирные средства разрешения споров;

меры по ослаблению международной  напряженности и прекращению  гонки вооружений;

меры по предотвращению ядерной  войны;

неприсоединение и нейтралитет;

меры по пресечению актов  агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

самооборона;

действия международных  организаций;

нейтрализация и демилитаризация  отдельных территорий, ликвидация иностранных  военных баз;

создание зон мира в  различных регионах земного шара;

меры по укреплению доверия  между государствами.

 

В ряду вышеперечисленных  средств обеспечения международной  безопасности самое главное место  отводится первым трем.

 

Система международной безопасности - совокупность средств, обеспечивающих поддержание международной безопасности, в ней различают два момента:

первый: коллективные меры - широкое международное сотрудничество;

второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных  споров.

 

Главная цель международной  безопасности сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и международную  безопасность» путем «принятия  эффективных коллективных мер для  предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий  государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в  качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами - участниками  системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:

не прибегать в своих  взаимоотношениях к силе;

разрешать все споры мирным путем;

активно сотрудничать в целях  устранения любой опасности миру.

 

Второй признак - наличие  организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы. коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная  коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры. Это, например, обязательства государств-членов:

проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания  международного мира и безопасности;

создать условия, при которых  могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;

принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и  для его укрепления, проводить  улаживание международных споров или  ситуаций мирными средствами;

развивать дружественные  отношения между нациями;

не допускать вмешательства  в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости  любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с  целями ООН.

Помимо всеобщей системы  международной безопасности, Устав  ООН предусматривает возможность  создания региональных систем поддержания  международного мира. Устав, как определено в его ст. 52, не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН.

Из этого следует, что  региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы  безопасности. Устав ООН установил  взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и  органами.

Разоружение - комплекс мер, направленных на прекращение наращивания  материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в п. 1 ст. 11 Устава ООН. Он относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование  вооружений» к числу «общих принципов  сотрудничества в деле поддержания  мира и безопасности». Рассмотрение этих принципов входит в компетенцию  Генеральной Ассамблеи, которая  выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет  Безопасности несет ответственность  за формулирование «планов создания системы регулирования разоружений»; в решении этой задачи ему содействует  Военно-штабной комитет, который  дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и возможному разоружению».

Отечественная доктрина так  трактует нормативное содержание принципа разоружения: строго и неуклонно  соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в  мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки  вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобъемлющем и полном разоружении под строгим международным  контролем.

Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении  ядерного оружия 1968 г.); региональные(Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам.

Международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства  разоружаться. Суть основного обязательства  в данной области заключается  в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры ... о Договоре о  всеобщем и полном разоружении под  строгим и эффективным международным  контролем» (ст. 6 Договора о нераспространении  ядерного оружия).

Частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных  видов оружия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов  вооружений в количественном и качественном отношении, сужение возможности  качественного совершенствования  оружия, сокращение сферы или районов  размещения различных видов вооружений.

Разоружение предусматривает  существование института международного контроля, который можно определить как совокупность методов наблюдения за осуществлением договорных обязательств и анализа полученных данных. Существуют как национальные технические средства контроля (искусственные спутники Земли, сейсмические станции и др.), так  и международные средства контроля (например, международные группы инспекторов).

46 вопрос

Понятие и виды преступлений международного характера. Виды и формы  сотрудничества государств в борьбе с уголовными преступлениями международного характера. Интерпол. Международный уголовный суд.

В зависимости оттого, в  какой мере преступления затрагивают  интересы сообщества, их подразделяют на две группы: международные преступления - деяния отдельных лиц или групп  лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств, к которым  относятся агрессивная война, апартеид и т. д.;

Информация о работе Шпаргалка по международному праву