Шпаргалка по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:43, лекция

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по "Международному праву".

Работа содержит 1 файл

ПРАВО.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Билет 17

Судебная система ЕС

 

Состоит из 3 ступеней:

  1. Суд Европейских сообществ – создан договором о европейском объединении угля и стали, приступил в 1952г. В 57г. подписаны и в 58г. вступили в силу Римские договоры, институт стал единым для всех сообществ. Назначение – сохранять единообразие в интерпретации постановлений сообществ.  Две категории членов: судьи и генеральные адвокаты. Судьи – это члены суда, которые участвуют в рассмотрении и разрешении дел. С Ниццкого договора существует правило, что каждое гос-во представлено 1 судьёй. Генеральные адвокаты – это эксперт по вопросам права – это лицо, которе наиболее детально изучает дело, задача в том, чтобы представить суду своё обоснованное заключение по рассмотренному делу. Суд не обязан следовать выводу адвоката, один из судий также делает доклад по делу. Практика – заключение адвоката оказывает влияние на заключение суда. С 2001г. возможность рассмотрения дела без генерального адвоката, если достаточно простое дело. Здесь правило другое, отличное от судий, существует 5 постоянных генеральных адвокатов, и 5 поочередно участвуют по алфавитному порядку страны. Гарантии независимости судей и адвокатов:
  2. принцип несовместимости должностей – запрещено совмещать деятельность с какой-либо другой, исключается возможность коррупции
  3. иммунитет от уголовной и административной ответственности
  4. принцип несменяемости – официально для судьи срок полномочий 6 лет, но возможность переназначения есть и возможно занимать пост пожизненно, нет возрастных и временных ограничений.
  5. принцип тайных совещаний судий – когда выносится решение, совещание осуществляется в отдельном помещении и судьи дают подписку не при каких обстоятельствах не будут разглашать дебаты с совещаний. Если нарушает – его могут уволить.

Официальная резиденция суда – Люксембург.

 

Судебная система ЕС обогатилась  ещё двумя. В 80е г. был создан суд  или трибунал первой инстанции. Причина  формирования была в том, что резко  возросло кол-во дел, которые рассматривались  судом ЕС. Так как ширилась компетенция  институтов ЕС, процесс расширения самого ЕС. Правовая основа: 1986г. положение о создании суда 1 инстанции включено в Единый европейский акт, в 88г. решение Совета Министров о создании суда 1 инстанции. 89г. приступил к работе. Рассмотрение служебных споров и иски физ. и Юриков к институтов союза и ЕЦБ .

 

Компетенция трибунала 1 инстанции: Рассмотрение трудовых и административных споров между служащими сообществ и  институтами ЕС. Маастрихтский договор  признал право суда 1 инстанции  на рассмотрение различных категорий исков частных лиц, институтов, гос-в.

Конец 90х гг. Суд ЕС предлагал  расширить компетенцию трибунала  – право рассматривать некоторые  иски об аннулировании (гос-ва – члены  могут оспаривать акты комиссии в  области с/х, сфере конкуренции  или гос-венной помощи, акты комиссии и совета в сфере транспорта)

 

Сфера интеллектуальной собственности, торговые дела – разбирались специализированными  судебными палатами (созданы по предложению  Ниццкого договора). Их решения м/б  пересмотрены судом 1 инстанции и  судом европейских сообществ.

Билет 1
Международное право  – система обязательных норм и принципов, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.   О__О
Норма международного права - юридически обязательное правило поведения участников международных отношений. Данные правила рассчитаны на неоднократное применение и обеспечивают в процессе реализацию соответствующими принудительными мерами.
Отрасль права – совокупность обособленных юридических норм и правовых институтов, которыми регулируется определённая область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием.

Функции М.П.:

1) Правовое регулирование межгосударственных  отношений.

2) Поддержание мирового правопорядка, делающего возможным сосуществование  независимых государств.

3) Защита интересов всего международного сообщества.

4) Расширение и углубление взаимосвязи  между государствами.

5) Противодействие существованию  и появлению новых отношений  и институтов, противоречащих его  основным принципам.

6) Защита прав человека.

 

Особенности:

1) МП регулирует такие отношения, в которых требуется совмещать действия со стороны нескольких государств или мирового сообщества в целом. 

2) Процесс создания норм происходит  в рамках международных конференций.

3) Различия по субъектам права.

Субъект права – носитель юридических прав и обязанностей, в силу этого может вступать в правоотношения межгосударственного характера.

4) Методы обеспечения соблюдения  норм более мягкие и гибкие, чем внутригосударственные. 

 

М публичное право регулирует межгосударственные отношения.

Имущественные и др. отношения, в которых присутствует иностранный элемент, называются М частным правом.

Различия:

- по регулируемым отношениям

- по субъектам

- по источникам

 

Билет 2

Источники МП – форма выражения международно-правовой нормы.

Источники: 1) основные, производные-вторичные (резолюции и решения межправительственных организаций), вспомогательные (судебные решения, доктрина)

Общепризнанные  (основные) источники МП – М договор и М-правовой обычай, общие принципы.

М. обычай складывается в результате длительных повторяющихся однородных действий гос-в, если гос-во выражает намерение придать действиям нормативное значение. Равноправен М. договору. Не может быть вычленен из документа, нужен анализ практики государства в течение длительного времени.

М. договор – международное соглашение, заключённое между государствами или с участием МО в письменной форме и регулируемое М. правом независимо от состояния его документов и их наименования.

Основной документ – Венская  Конвенция о праве международных  договоров 1969.

М. договоры могут быть разделены  на категории в зависимости от критериев:

1) По количеству участников

- двусторонние

- многосторонние

2) По пространственному  охвату 

- универсальные

- региональные

3) По возможности присоединения  к договору

- открытые

- закрытые

4) По объекту регулирования

- политические, экономические  и т.д.

5) По уровню заключения  договора

- межгосударственный

- межправительственный

- межведомственный

6) По характеру поставленных  целей

- правомерные

- неправомерные

 

Условия действительности договора:

1. Субъекты договора отвечали  определённым условиям

2. Условия, относящиеся к действительности волеизъявления сторон

3. Цели данного соглашения  не должны противоречить основным  принципам МП либо другим важным  нормам.

 

Билеты 11-14

Основные принципы – концентрированное выражение общепризнанных норм поведения субъектов М права, касающихся наиболее важных вопросов М отношений.

 

Характерные особенности  общих принципов:

1) Наиболее значимые нормы права

2) Наиболее общие нормы

3) Являются общепризнанными и обязательными (закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах МО 1970)

4) Представляют собой  императивные нормы jus cogens, то есть, нормы, обладающие наивысшей юридической силой.

5) Универсальны с точки  зрения географического охвата.

6) Данные принципы должны  быть приняты и интерпретированы  комплексно, во взаимосвязи.

 

Функции основных принципов:

1) Формирование идейной  основы современного МП, выражают  и охраняют комплекс общечеловеческих  ценностей.

2) Восполнение пробелов  в существующем МП.

3) Авангардное (?) регулирование  – при появлении новой сферы  сотрудничества или новых субъектов  МП регулирование осуществляется  на основе основных принципов  МП, пока не выр. массив норм  в этой отрасли.

 

Сами приципы:

1) Принцип неприменения силы или угрозы силой.

1919 – декрет о мире, РФ предложила всем начать переговоры о мире без агрессивных войн, аннексий и контрибуций.

1919 – Статут Лиги Наций.

1928 – Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (пакт Бриана-Келлога).

1945 – Устав ООН. Окончательное закрепление принципа. Пункт 4 статья 2: «Все члены ООН воздерживаются в международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независисмости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ОН».

Возможность правомерного обращения к вооружённой силе лишь в 2 случаях:

а) в целях самообороны

б) по решению Совбеза в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии.

2) Принцип  мирного разрешения споров.

С появлением ЛН появился и первый постоянно действующий судебный орган. Согласительные средства: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

1. Спор улаживается в результате  прямого контакта сторон и  выработке соглашения между ними.

2. Переговоры (консульт. – отличаются  меньшей формализованностью).

3. Предполагается участие третьей  стороны (государства, МО, должностного  или частного лица).

4. «Добрые услуги» - посредник  помогает наладить контакт.

5. Посредничество – участие  в обсуждениях, чтобы помочь  сторонам согласовать. 

6. Установление фактов – третья  сторона должна собрать необходимые  факты.

Решение примается международным судебным органом и обязательно для всех участников. Также закреплён и в Декларации о принципах международного права 1970, СБСЕ 1975.

3) Принцип  невмешательства во внутренние  дела государства.

Запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства. Закреплён в Уставе ООН в пункте 7 статье 2. Также закреплён и в Декларации о принципах международного права 1970, СБСЕ.

4) Принцип  суверенного равенства государств.

Один из древнейших. Закреплён в  Уставе ООН пункт 1 статья 2., Декларации о принципах международного права 1970.

Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического и иного характера.

5) Принцип  добросовестного выполнения международных  обязательств.

Данный принцип юридически обязывает  субъектов выполнять то, что предписывают источники международного права.

ООН: Все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства. Также в Декларации о принципах международного права 1970, СБСЕ.

6) Принцип  территориальной целостности.

Появился ещё в ЛН.

Запрещает насильственный захват или  изменение принадлежности иностранных территорий, а также противоправное использование иностранных территорий или нанесение им существенного ущерба. Основной императивный принцип МП. Закреплён в ООН Уставе, Декларации 1970 (в увязке с принципом неприменения силы), СБСЕ – более полная формулировка.

7) Принцип  равноправия и самоопределения  народов.

Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне  свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Устав ООН. СБСЕ, Деларация 1970.

8) Принцип  сотрудничества государств.

Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и  социальных систем с целью поддержания  международного мира и безопасности и т.д. ООн и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"