Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:16, дипломная работа
Международно-правовые проблемы, связанные с борьбой с нелегальной миграцией в современных условиях, с ее международно-правовым регулированием, а также определением дальнейших форм и методов международно-правового сотрудничества.
Введение………………………………………………………………3
1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В
РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………7
2 Внутригосударственные механизмы
регулирования миграционных процессов на
примере Республики Казахстан……………………….48
Заключение………………………………………………………...69
Библиография……………………………………………………...72
Казахский национальный университет
имени
аль-Фараби
Факультет
международных отношений
Кафедра
международного права
Дипломная
работа
Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией
на международном
и внутригосударственном уровне
Выполнил:
студент группы МП-52Р
Есенбеков
А.Б.
Научный руководитель:
Старший преподаватель,
магистр международного права
Курмангали
М.Ш.
«Допущена к защите»
Заведующий кафедрой
международного права,
к.ю.н., доцент
Айдарбаев С.Ж.
___________________
«____» __________ 2009 г.
Алматы
2009
Содержание
Введение………………………………………………
1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В
РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………7
2 Внутригосударственные механизмы
регулирования миграционных процессов на
примере Республики Казахстан……………………….48
Заключение…………………………………………
Библиография……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время миграция стала одним их факторов всех глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Развитие мировой системы требует изменения приоритетов и подходов к пониманию миграции, к миграционной политике государств, способствующей достижению и поддержанию баланса интересов международных субъектов, участвующих в регулировании миграционных процессов.
Сама по себе миграция является таким же явлением, как и право государств регулировать передвижения лиц через границы государств и осуществлять пограничный контроль.
Современное развитие международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам межгосударственных отношений, связанным с вопросами регулирования перемещения населения, приняты международно- правовые нормы, основой которых является их безусловное соблюдение. Созданные совместными усилиями государств, данные нормы стали частью внутреннего права государств.
Миграция через границы государств является международной проблемой, поскольку в этом процессе участвует не одно государство. Исходя из этого, международная миграция регулируется как международными, так и национальными нормами. Выступая в прошлом главным образом в формах кочевничества, военных и колонизационных переселений, международная миграция населения с развитием системы экономических отношений между государствами приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей. Миллионы людей покинули родные края и устремились в другие страны в поисках материального достатка и избавления от неравенства.
Усиление тенденции к увеличению миграционных процессов в современном мире, необходимость международно-правового разрешения и регулирования различных форм миграции населения отражается на расширении международного сотрудничества государств в данной сфере.
Анализ международно-правовых норм и механизмов показал эффективность межгосударственного сотрудничества в сфере миграции. При этом, влияние миграции проявляется в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурной, демографической, экологической и в сфере безопасности. Более того, эти последствия имеют и позитивный, и негативный характер, становясь источником конфликтов. Соответственно, возникает необходимость развития новых форм и методов в международно-правовом регулировании миграционных процессов.
Кроме того, важным аспектом в регулировании миграционных процессов является то, что современное состояние межгосударственных отношений существенным образом отличается от тех, которые существовали в период формирования универсальных институциональных и конвенционных механизмов Организации Объединенных Наций. Появление на международной арене новых суверенных государств повлияло на существующую систему международного регулирования миграционных процессов.
Вместе с тем, необходимо отметить, что неизменным принципом прав человека в сфере миграции остается принцип свободного передвижения, закрепленного всеми международными договорами по правам человека.
Важно подчеркнуть и актуальность данной темы для Республики Казахстан, в связи с выходом на международную арену, подписанием большого числа международных договоров и принятием на себя соответствующих международных обязательств, участием в универсальных и региональных механизмах, будущим председательством в ОБСЕ.
Все изложенное выше предопределило актуальность и выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. В процессе работы над дипломным исследованием использовались труды как зарубежных, так и отечественных ученых. В казахстанской юридической литературе правовые проблемы международно-правового регулирования миграционных процессов практически не разработаны. Отдельные аспекты правового регулирования миграции рассматриваются в рамках конституционного, уголовного, административного, международного экономического и трудового права. Внимания заслуживает ряд работ казахстанских авторов, посвященных непосредственно правам человека, проблемам беженцев, борьбой с незаконной миграцией. В частности, в этой связи следует упомянуть таких отечественных ученых, как O.K. Копабаев, М.А. Сарсембаев, С.Н. Сабикенов, К.С. Мауленов, С.Ж. Айдарбаев, Ж.М. Аманжолов, А.А. Салимгерей, М.Б. Кудайбергенов, А.А. Сабитова, Ж.Т. Сайрамбаева, Г.А. Машимбаева, И.Д. Узденова.
Отдельные аспекты международного миграционного права освещались в трудах Ю.М. Колосова, И.И. Лукашука, В.М. Шумилова, Ю.Р. Боярс, Л.Н. Галенской, С.Н. Черниченко, В.И. Потапова, С.А. Авакьян и др.
Некоторые вопросы регулирования миграционных процессов рассматривались в работах по политологии Е.Ю. Садовской.
Объектом исследования являются правовые аспекты регулирования миграционных процессов в международном праве.
Предметом исследования являются международно-правовые проблемы, связанные с борьбой с нелегальной миграцией в современных условиях, с ее международно-правовым регулированием, а также определением дальнейших форм и методов международно-правового сотрудничества.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние международно-правового регулирования борьбы с нелегальной миграцией.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
3. Исследовать международно-правовые проблемы миграционных процессов в целом.
4. Обосновать предложения по совершенствованию законодательства Казахстана в области миграции и выработать рекомендации по повышению эффективности межгосударственного сотрудничества.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Международно-правовое регулирование миграционных процессов, осуществляемое на универсальном (ООН, MOM, УВКБ, МОТ, Совет Европы, Европейский Союз) и региональном уровнях (СНГ, ЕврАзЭС, ШОС), а также на уровне двусторонних соглашений и договоренностей, является в настоящее время одним из способов упорядочения миграционных процессов. Борьба с нелегальной миграцией, как правило, также осуществляется в рамках этих организаций. Между тем, назрела необходимость унификации национальных законодательств, регулирующих вопросы, связанные с упорядочением миграционных процессов и борьбой с нелегальной миграцией.
2. Происходящие в мире процессы заставили государства принять меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище,так и к экономическим иммигрантам, что явилось формированием различными государствами концепции миграционной безопасности. Между тем в связи сформированием на пространстве Содружества Независимых Государств новых интеграционных объединений возникает необходимость разработки новой межгосударственной миграционной концепции. В частности, она должна определять цели, основные принципы и приоритетные направления новых объединений с учетом того, что государства формируют свои национальные миграционные законодательства, отвечающие целям национальной безопасности, внешнеполитическим интересам, экономическому развитию и международным обязательствам.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенный анализ позволяет глубже разобраться в состоянии миграционных процессов, определить перспективы развития международного права в сфере миграции. Практическая значимость дипломного исследования определяется тем, что материалы могут быть использованы в процессе разработки нормативных правовых актов и международных договоров в области миграции, учебно-методических материалов и лекционных курсов по международному праву в юридических учебных заведениях, при преподавании международно-правовых дисциплин в высших учебных заведениях.
Структура
и объем дипломной работы.
Поставленные задачи и логика исследования
определили структуру дипломный работы,
которая состоит из трех разделов, заключение
и бибилиография.
1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В
РЕГУЛИРОВАНИИ
МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Международное право состоит из универсальных и региональных международных документов, регулирующих процесс перемещения населения.
Среди универсальных международных документов необходимо выделить: Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Факультативные протокола к нему, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и Протокол 1967 года.
Среди региональных правовых документов необходимо отметить: в Африке - Конвенцию Организации Африканского Единства 1969 года, регулирующую конкретные аспекты по проблемам беженцев; в Европе - Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года с Протоколами № 4 1963 года и № 7 1984 года; Соглашение между Правительствами государств Экономического Союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германия и Французской Республики о постепенной отмене контроля на общих границах (Шенгенское соглашение 1985 года), Конвенцию, определяющую государство, ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданных в одном из государств - членов Европейских сообществ (Дублинская конвенция 15 сентября 1990 года), Договор о создании Европейского Союза от 7 февраля 1992 года (Маастрихтский договор), Амстердамский договор 1997 года. В Латинской Америке - Договор Монтевидео 1889 по международному уголовному праву, Каракаскую конвенцию о территориальном убежище 1954 года и Каракаскую конвенцию о дипломатическом убежище 1954 года. В Центральной Америке -Картахенскую декларацию о беженцах 1984 года. В Содружестве Независимых Государств - Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года.