Для характеристики ТНК в
рамках ЮНКТАД применяются и определенные
экономические показатели. В 1990 г. было
введено понятие «индекс
транснациональности компании», который определяется как сумма доли
зарубежных активов компании, доли зарубежных
продаж и занятости работников за рубежом
в общем числе занятых [6, с. 15]. С 2002 г. ЮНКТАД
публикует «индекс распространенности
сети», который рассчитывается, исходя
из числа стран, в которых она имеет свои
отделения (филиалы) [12, с. 302]. Однако данные
показатели не являются определяющими
для ТНК признаками, так как не установлены
их нижние границы, значения которых позволили
бы определить, относится группа компаний
к ТНК или нет. По мере исследования ТНК
в теоретических работах, прежде всего,
экономического содержания, стали выдвигаться
дополнительные критерии отнесения группы
компаний к ТНК, в том числе установление
доли иностранных операций в доходах или
продажах в 25 % и более нижней границы годового
объема продаж в 100 млн дол. США в год и
пр. Однако эти критерии не во всех случаях
позволяли определить компанию как ТНК
[6, с. 10]. Таким образом, не были выработаны
универсальные общеобязательные критерии
для определения ТНК.
Отношения с участием МНП
были урегулированы и в рамках Организации
экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР). Принятые в 1976 г. документы
(Декларация о международных инвестициях
и многонациональных предприятиях, Руководящие
принципы для многонациональных предприятий
и пр.) носят рекомендательный характер.
Понятие МНП в указанных документах повторяет
признаки, закрепленные в Кодексе поведения
ТНК [8, с. 30—31; 19, с. 151, 154]. При этом подчеркивается,
что указанные Руководящие принципы не
имеют целью установить четкое определение
МНП. Это связано с тем, что разработчики
документа посчитали данную задачу нецелесообразной:
характер связи между предприятиями может
существенно различаться в зависимости
от применимого права, а степень автономии
каждого конкретного участника ТНК значительно
варьируется в различных корпорациях
[24, p. 208].
Еще одним направлением в
международном регулировании ТНК
является заключение региональных соглашений
о создании групп компаний с иностранным
участием и о допуске их на общий
внутренний рынок группы государств,
в том числе государств Андской
группы, Европейского союза, Содружества
Независимых Государств, Евразий-ского
экономического сообщества. Государствами
Андской группы разработаны положения
об анд-ском многонациональном предприятии,
для которого установлен специальный
правовой режим. Государства Европейского
союза не только создали правовую
базу для унификации национального
законодательства государств-участников
о праве компаний, но и разработали
правовое регулирование для субъектов
права, чей правовой статус в равной
мере признается на территории всех участников
(европейские объединения с общим
интересом, европейские компании) [3].
Республика Беларусь является
участницей ряда международных соглашений
регионального характера, касающихся
деятельности объединений хозяйствующих
субъектов, в том числе Конвенции о транснациональных
корпорациях (далее — Конвенция) [9]. Конвенция
исходит исключительно из регулирования
деятельности тех ТНК, которые созданы
в соответствии с Конвенцией, в том числе
прошли процедуру регистрации. Такой подход
близок к регулированию деятельности
групп компаний государствами Андского
пакта и применим только в рамках регионального
регулирования и унификации законодательства
группы государств. При таком подходе
было бы лучше использовать иной термин,
нежели ТНК, что позволило бы указать на
специфику структур, создаваемых в рамках
СНГ. Конвенция не создала базу для наднационального
регулирования ТНК, так как основные вопросы
их статуса и деятельности отнесены на
усмотрение национального законодательства.
Внимания заслуживают
два типовых проекта законодательных
актов, разработанных Межпарламентской
ассамблеей Евразийского экономического
сообщества. Они могут служить
в качестве модели для разработки
унифицированных актов национального
законодательства, но носят не обязательный
характер. В первом типовом проекте
«О транснациональных корпорациях» [15]
подход к определению и регулированию
ТНК близок тому, который закреплен в Конвенции,
однако он содержит более детальные положения.
Второй типовой проект «Об объединениях
коммерческих организаций», касающийся
деятельности объединений коммерческих
организаций, представляется более перспективным
в качестве образца для национального
регулирования [14]. Он носит характер акта
антимонопольного регулирования (ст. 2)
и посвящен регулированию создания и деятельности
любых объединений коммерческих организаций.
Классификация объединений юридических
лиц, которая носит более экономический
характер, нежели правовой, не включает
в себя ТНК. Однако этот проект напрямую
относится к корпорациям, так как указанные
объединения могут обладать признаками
ТНК. Момент создания объединения определяется
не государственной регистрацией, а возникновением
между коммерческими организациями отношений
целенаправленного сотрудничества и (или)
влияния (ст. 9) [14]. Эти положения также
хорошо согласуются с правовой природой
ТНК.
На основании вышесказанного
можно сделать некоторые выводы.
1. В сфере международных
экономических отношений ТНК
— общепризнанный субъект международной
хозяйственной деятельности. Правовой
же статус ТНК вызывает много
споров. На настоящий момент ТНК
не является самостоятельной правовой
моделью, так как не имеет стабильного
и ограниченного набора правовых признаков,
применяемых на базе соответствующего
правового регулирования на международном
или национальном уровне. При исследовании
феномена ТНК в теории права рассматриваются
самые различные правовые конструкции,
что объясняется отсутствием общеобязательных
норм на международном уровне и различиями
в системе корпоративного права государств.
По мнению автора, нецелесообразно разрабатывать
такую правовую конструкцию, как ТНК, которая
потребует экстерриториального действия
права на уровне национального регулирования
либо глубокой унификации на международном
уровне. Более перспективным направлением
представляется совершенствование национального
законодательства и регионального регулирования
о создании и деятельности групп компаний.
2. ТНК является объектом
исследования в правовой науке.
Однако нет единообразия в
подходах к определению ТНК
и установлению ее признаков.
По мнению автора, определяющими
для ТНК являются следующие
признаки:
1) ТНК представляет собой
объединение (группу) юридических
лиц различной государственной
принадлежности. По нашему мнению,
неверно говорить о ТНК как
о юридическом лице:
- если рассматривать ТНК исключительно как материнскую компанию, то из сферы регулирования ее деятельности будут выпадать участники корпорации, которые имеют статус самостоятельных юридических лиц;
- если на правовом уровне рассматривать ТНК в целом как юридическое лицо (например, совмест-ное предприятие), то отсутствует специфика ее правого регулирования. ТНК не имеет определенной государственной принадлежности, так как состоит из ряда юридических лиц, имеющих различную государственную принадлежность. Это ставит проблему определения применимого права. Осуществляя деятельность на территории каждого государства, ТНК использует те корпоративные структуры, которые предусматривает система права принимающего государства. При рассмотрении вопроса о взаимосвязи отдельных компаний иностранные суды в ряде случаев прибегают к необходимости открытия «корпоративной вуали» (piercing of corporate veil), что обусловлено отсутствием единой организационно-правовой формы в ТНК. Если речь идет об одном юридическом лице, то проблемы взаимодействия этого лица с его структурными частями, действующими в другом государстве, не возникает.
Дополнительного исследования
требует вопрос о возможности
отнесения к ТНК юридических
лиц, обладающих наднациональным правовым
статусом. Представляется, что о
ТНК можно говорить в том случае,
когда такое юридическое лицо
представляет собой объединение
юридических лиц либо имеет систему
зависимых и дочерних юридических
лиц. Наличие в системе ТНК
группы юридически обособленных субъектов
создает специфику правового
регулирования корпорации;
2) основной целью деятельности
ТНК является извлечение прибыли.
Поэтому любые объ-единения, преследующие
в качестве основной иные цели
(публичного характера, исключительно
организационные), по мнению автора,
должны быть исключены из сферы
изучения ТНК. Особенностью ТНК
в данном контексте является
стремление к извлечению прибыли
в международном масштабе;
3) важным признаком ТНК
является наличие экономического
и организационного единства, которое
не имеет эквивалента в правовой
сфере в виде отдельной организационно-правовой
формы. Выражает такое единство система
контроля, который юридические лица, входящие
в ТНК, осуществляют в отношении друг друга.
При исследовании действующих ТНК было
установлено наличие в их структуре материнской
компании, одной или нескольких головных
компаний, каждая из которых отвечает
за определенный регион, сферу производства,
изготавливаемый продукт, а также зарубежных
отделений. По мнению автора, при характеристике
ТНК необходимо указывать на разграничение
между материнской и головной компанией,
чтобы сохранить ясность указанных понятий,
а также отграничивать ТНК, имеющую одну
материнскую компанию, от группы компаний,
участники которой сохраняют высокую
долю самостоятельности по отношению
друг к другу и имеют свои центры принятия
решений.
Таким образом, ТНК — это
объединение юридических лиц
различной государственной принадлежности,
связанных между собой отношениями
контроля, основной целью деятельности
которого является извлечение прибыли
в международном масштабе.
3. Правовое регулирование
деятельности ТНК определяется
следующими тенденциями. Универсальные
международные документы не содержат
обязательных общепризнанных положений
о правовом статусе ТНК. На
этом уровне государства стремились
создать платформу для конструктивного
диалога с ТНК, а также урегулировать
наиболее острые проблемы, возникающие
в связи с их деятельностью
(загрязнение окружающей среды,
коррупция, нарушение прав человека).
Более успешным оказалось региональное
регулирование, основной целью
которого является не столько
установление контроля над ТНК,
сколько создание условий для
свободного перемещения капитала
между государствами региона.
Однако значительная роль по-прежнему
принадлежит национальному праву
каждого государства. ТНК прибегает
к использованию для своей
структуры тех правовых инструментов,
которые имеются в той или
иной национальной правовой системе.
Государства как равные суверенные
субъекты сохраняют за собой право по
своему усмотрению регулировать корпоративные
отношения. Именно так решался этот вопрос
в Кодексе поведения ТНК, эту позицию признает
мировое сообщество (ст. 2 Хартии экономических
и социальных прав и обязанностей государств,
принятой в 1974 г. Генеральной Ассамблеей
ООН [5, с. 384; 19, с. 144]), она нашла отражение
и в документах ОЭСР. Даже в ходе попытки
создания полностью наднационального
субъекта права — европейской компании
— многие вопросы регулирования его статуса
и деятельности были оставлены на усмотрение
национального законодательства государства
местонахождения компании.
Национальное право устанавливает
нормы права для регулирования
объединений (групп) юридических лиц,
определяя для них конкретную
организационную форму. Обращение
непосредственно к ТНК не происходит,
ввиду нецелесообразности регулирования
их деятельности лишь в рамках национального
правопорядка. Под понятие ТНК
может подходить несколько видов
объединений, обладающих теми признаками,
которые нашли отражение в
документах международных организаций,
посвященных исследованию и регулированию
ТНК. По мнению автора, при характеристике
ТНК следует опираться на те признаки,
которые закреплены в международных
документах, выработанных в рамках
международных организаций и
направленных на исследование и регулирование
деятельности ТНК. Наиболее детально понятие
ТНК разработано в докладах по
мировым инвестициям.
Литература
1. Авдокушин,
Е. Ф. Международные экономические отношения:
учеб. пособие. 5-е изд. М.: ИВЦ «Маркетинг»,
2000.
2. Ануфриева, Л. П. Международное частное
право: учебник: в 3 т. Т. 2: Особенная часть.
2-е изд. М.: БЕК, 2000.
3. Асосков, А. В. Проблемы правового регулирования
транснациональных компаний // Юрид. мир.
2000. № 8. С. 42—54.
4. Богуславский, М. М. Международное частное
право: учеб. для вузов по специальности
«Юриспруденция». 5-е изд. М.: Юристъ, 2004.
5. Вельяминов, Г. М. Международное экономическое
право и процесс: акад. курс: учебник. М.:
Волтерс Клувер, 2004.
6. Градобитова, Л. Д. Транснациональные
корпорации в международных экономических
отношениях: учеб. пособие / Л. Д. Градобитова,
Т. М. Исаченко. М.: Анкил, 2002.
7. Канашевский, В. А. Международное частное
право: учебник. М.: Междунар. отношения,
2006.
8. Карро, Д. Международное экономическое
право: перевод / Д. Карро, П. Жюйар; науч.
ред. В. М. Шумилов. М.: Междунар. отношения,
2002.
9. Конвенция о транснациональных корпорациях
[Электронный ресурс] // Консультант Плюс:
Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр»,
Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.
Минск, 2008.
10. Лунц, Л. А. Курс международного частного права
в 3 томах. М.: Спарк, 2002.
11. Лунц, Л. А. Многонациональные предприятия
капиталистических стран в аспекте международного
частного права // Сов. государство и право.
1976. № 5. С. 122—129.
12. Международные экономические отношения:
учеб. для высш. учеб. заведений по специальностям
«Международные отношения» и «Регионоведение»
/ Н. Н. Ливенцев [и др]; под ред. Н. Н. Ливенцева.
2-е изд. М.: Проспект; Велби, 2005.
13. Нешатаева, Т. Н. Международное частное
право и международный гражданский процесс:
учеб. курс. М.: Городец, 2004.
14. Об объединениях коммерческих организаций:
типовой проект законодательного акта:
приложение 1 к постановлению Межпарламентской
Ассамблеи ЕврАзЭС № 5—18, 28 мая 2004 г. [Электронный
ресурс] // Межпарламентская Ассамблея
Евразийского экономического сообщества.
Режим доступа: <http://www.ipaeurasec.org/docsdown/tprj_uncomorg.pdf>.
Дата доступа: 23.05.2008.
15. О транснациональных корпорациях: типовой
проект законодательного акта: приложение
2 к постановлению Межпарламентской Ассамблеи
ЕврАзЭС № 5—18, 28 мая 2004 г. [Электронный
ресурс] // Там же. Режим доступа: <http://www.ipaeurasec.org/docsdown/tnk.pdf>.
Дата доступа: 23.05.2008.
16. Семенов, К. А. Международные экономические
отношения: курс лекций. М.: Гадарики, 1998.
17. Толстых, В. Л. Международное частное
право: коллизионное регулирование. СПб.:
Изд-во Р. Асланова; Юрид. центр Пресс, 2004.
18. Фомишин, С. В. Международные экономические
отношения: курс лекций. М.: Юркнига, 2004.
19. Шумилов, В. М. Международное экономическое
право: учебник. 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс,
2003.
20. Яблукова, Р. З. Международные экономические
отношения в вопросах и ответах: учеб.
пособие. М.: Проспект, 2004.
21. Draft United Nations Code of conduct on transnational corporations
(reproduced from report on Special Session (7—18 March and 9—12 May
1983) of the Commission on Transnational Corporations) // International
Legal Materials. 1984. V. 23. N 3. P. 626—640.
22. The United Nations Centre on Transnational Corporations [Electronic
resource] // The United Nations Centre on Transnational Corporations.
Mode of access: <http://unctc.unctad.org/aspx/index.aspx>.
Date of access: 05.05.2008.
23. Transnational Corporations, Extractive Industries and Development:
World Investment Report 2007 [Electronic resource] // United Nations
Conference on Trade and Development. Mode of access: <http://www.unctad.org/en/docs/wir2007_en.pdf>.
Date of access: 01.06.2008.
24. Vagts, D. F. Transnational business problems / D. F. Vagts, W. S.
Dodge, H. H. Koh. 3rd rev. ed. N. Y.: Foundation Press, Tomson West,
2003.