Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:59, реферат
В международном плане права человека получили бурное развитие во второй
половине XX века. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только
узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и
разработав международный механизм для защиты прав человека.
Введение………………………………………………………………………………...…...2
Глава 1 Теория прав человека и ее использование в международном праве……………………………………………………………………………………….....3
Глава 2 Востребованность правового оформления прав человека и ребенка……………………………………………………………………….……………....7
Глава 3 Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и
российском праве. …………………………………………………………………………10
Глава 4 Процесс закрепления в российском законодательстве международных
стандартов о правах ребенка………………………………………………………….…...14
Заключение …………………………………………………………………………….…22
Список использованных источников и литературы ……………………………..…23
Главная мысль:
причины трагического положения, в котором
оказались многие из 36 миллионов российских
детей, в первую очередь не экономические,
а организационные. Они заключаются в
ставшем традиционным в нашей стране разделении
ответственности за ребенка между различными
министерствами и
департаментами, не способными согласовать
свою работу по оказанию помощи
конкретному ребенку; в отсутствии эффективных
механизмов контроля, которые
бы заставили персонал органов исполнительной
власти и государственных
учреждений выполнять свои прямые обязанности
по защите прав детей и др.
Для формирования общественного мнения
вокруг проблемы детства,
эффективного осуществления контроля
за соблюдением прав детей, содействия
их защите в ряде стран мира учрежден институт
уполномоченных - комиссаров
по правам ребенка. Это новое, но быстро
развивающееся явление в
правозащитной практике. С 1998 года в пяти
регионах России Министерством
труда и социального развития при поддержке
Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ,
учреждены региональные уполномоченные
по правам ребенка.
Подводя
итог вышеизложенному можно сделать вывод,
что в результате
демократических движений за реформы
в XIX веке государства взяли на себя
ответственность за защиту ребенка от
произвола родителей.
В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую
декларацию прав ребенка.
Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи
ООН в 1945 году было создание
Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). А в 1959 году
ООН принимает Декларацию прав
ребенка. В декларации было провозглашено
10 социальных и правовых
принципов, касающихся защиты и благополучия
детей на национальном и
международном уровне. Со временем появилась
необходимость в принятии нового
документа мирового сообщества, т.к. за
30 лет после принятия ООН Декларации
многие представления изменились, сложились
новые понятия и концепция прав
детей приобрела более широкий характер.
Потребность в придании правам детей
более высокого юридического статуса
проявилась в принятии Конвенции о
правах ребенка (20 ноября 1989 г.). Также в
поддержку Конвенции в 1990 году в Нью-Йорке
состоялась Всемирная встреча, глее была
принята Всеобщая декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей и План
действий по осуществлению этой декларации.
Принятие Декларации и Плана действий
по ее осуществлению, это не только совместное
обязательство, но и документ, свидетельствующий
о создании нового нравственного критерия
в мировом сообществе.
ГЛАВА 3
Процесс стандартизации прав человека
и ребенка в международном и
российском праве
Международные документы,
в том числе и о правах человека, условно
можно
разделись на 2 большие группы: Декларации
и Конвенции.
Декларация (с лат. - провозглашение)
не имеет обязательной силы, это
рекомендация, в которой провозглашаются
основные принципы, программные
положения.
Конвенция (с лат. – договор,
соглашение) соглашение по специальному
вопросу, имеющее обязательную силу для
тех государств, которые к нему
присоединились (подписали, ратифицировали).
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав
ребенка. Основной ее тезис состоял в том,
что «человечество обязано давать ребенку
лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены
10 социальных и правовых принципов, касающихся
защиты и благополучия детей на национальном
и международном уровнях. Декларация призывала
родителей, отдельных лиц, неправительственные
организации, местные власти и правительства
признать изложенные в ней права и свободы
и достоинства. Она оказывала значительное
влияние на политику и дела правительств
и отдельных лиц во всех частях мира.
В принятой
ООН 1948 года Всеобщей Декларации прав
человека отмечается,
что дети должны быть объектом особой
защиты и помощи. Этот тезис прозвучал
в Международном пакте экономических,
социальных и культурных правах (в
частности, в статье 10), во всенародном
пакте о гражданских и экономических
правах (в частности, в статье 23 и 24), а также
в уставах и соответствующих
документах специализированных учреждений
и международных организаций,
занимающихся вопросами благополучия
детей. В 1989 году 20 ноября Генеральная
Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию
о правах ребенка. Конвенция содержит
54 статьи, учитывающие практически все
моменты, связанные с жизнью и положением
ребенка в обществе. Она имеет равное значение
для народов всех регионов мира. Конвенция
о правах ребенка не только развивает,
но и конкретизирует
положения Декларации прав ребенка. Конвенция
идет дальше Декларации в том,
что государства, которые присоединяются
к Конвенции, несут юридическую
ответственность за свои действия в отношении
детей. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает
общие нормы, в ней учтены различные культурные,
социальные, экономические и политические
реалии отдельных государств, что позволяет,
на основе общих для всех прав, каждому
государству выбрать свои собственные
национальные средства для выполнения
этих норм. Это дает основание утверждать,
что Конвенция имеет универсальный характер.
Конвенция
– документ особого социально-нравственного
значения, ибо она
утверждает признание ребенка частью
человечества, недопустимость его
дискриминации, примат общечеловеческих
ценностей и гармоничного развития
личности. Конвенция провозглашает приоритет
интересов детей перед
потребностями государства, общества,
религии, семьи, она специально
выделяет необходимость особой заботы
государства и общества о социально
депривилегированных группах детей: сиротах,
инвалидах, беженцах,
правонарушителях.
Конвенция
– правовой документ высокого международного
стандарта. Она
провозглашает ребенка полноценной и
полноправной личностью, самостоятельным
субъектом права. Такого отношения к ребенку
не было нигде и никогда.
Определяя права детей, которые отражают
весь комплекс гражданских,
политических, экономических и культурных
прав человека, Конвенция
устанавливает и правовые нормы ответственности
государства, создает
специальный механизм контроля – Комитет
ООН по правам ребенка.
Основная идея Конвенции заключатся в
наилучшем обеспечении интересов
ребенка, Положения Конвенции сводятся
к 4 основным требованиям, которые
должны обеспечить права детей: выживание,
развитие, защита и обеспечение
активного участия в жизни общества. Конвенция
утверждает ряд важных социально-правовых
принципов. Главный из них – признание
ребенка полноценной и полноправной личностью.
Это признание того, что дети должны обладать
правами человека по собственному праву,
а не как придаток своих родителей и других
опекунов. Согласно Конвенции, ребенком
является каждое человеческое существо
до
достижения 18-летнего возраста, если по
национальным законам не установлен
более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Конвенция утверждает, что свобода необходимая
ребенку для развития своих интеллектуальных,
моральных и духовных способностей, требует
не только здоровой и безопасной окружающей
среды, соответствующего уровня здравоохранения,
обеспечения минимальных норм питания,
одежды, жилища, но и предоставления всегда
этого в первую очередь, всегда в приоритетном
порядке, детям.
Для конкретного
восприятия текста Конвенции, который
насыщен
юридическими и другими специальными
терминами, можно воспользоваться
Методическими рекомендациями Министерства
образования РФ, которые дают
краткую и схематичную структуру этого
уникального и исторического
документа.
Они рекомендуют
следующую последовательность рассмотрения
содержания
Конвенции.
Преамбула
Конвенции содержит основополагающие
идеи системы прав ребенка
в мире, историческую справку о преемственности
документов ООН в этой
области.
- Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок»
(каждое человеческое существо
до достижения 18 лет); утверждают один
из основных принципов Конвенций –
приоритетность интересов детей перед
интересами общества.
- Статьи 5-11 определяют права детей на
жизнь, имя, гражданство;
сохранение своей индивидуальности; ответственность
и обязанности родителей.
- Статьи 12-17 носят особый характер,
ибо в них излагаются права детей на
выражение своих взглядов, мнения, на свободу
мысли, совести и религии.
Права, изложенные в этом блоке статей,
никогда ранее не декларировались
в международных актах.
- Статьи 20-26 определяют перечень прав
детей особо депривилегированных
категорий и обязанности государства
по защите и помощи таким детям.
- Статьи 28-31 излагают право ребенка на
образование, в том числе
получение бесплатного и обязательного
начального.
- Статьи 32-36 – определяют права ребенка
на защиту со стороны
государства от экономической, сексуальной
и любой другой эксплуатации.
- Статьи 37-40 устанавливают права ребенка
в случае совершения им
правонарушения или преступления.
- Статьи 41-45 относятся ко II части Конвенции
и определяют способы
информации о ее содержании и механизм
контроля за ее выполнением
государствами, которые ратифицировали
Конвенцию.
- Статьи 46-54 относятся ко III части
Конвенции и определяют процедурно-
правовые проблемы, принятия и соблюдения
государствами требований Конвенции
ООН.
Комитет по правам
ребенка — договорной орган, учрежденный
в
соответствии с положениями самой Конвенции
(статья 43) для того, чтобы
контролировать соблюдение государствами
их обязательств по данному
договору. Комитет, состоящий из 10 независимых
экспертов, выбираемых
государствами-участниками (т. е. теми,
которые ратифицировали Конвенцию),
ежегодно проводит трехмесячные сессии,
в основном в Женеве. В связи с
рабочей нагрузкой Комитета в настоящее
время государства-участники
рассматривают вопрос о принятии поправки
к Конвенции, предусматривающей
увеличение членского состава с 10 до 18.
Комитет рассматривает доклады,
которые обязаны представлять государства,
вместе с другой информацией из
надежных источников. Эта контрольная
функция Комитета осуществляется без
конфронтации в обстановке конструктивного
диалога и международной
солидарности. Такой подход соответствует
двум реалиям: во-первых,
контрольная функция Комитета имеет ограниченное
непосредственное
воздействие, поскольку в его функции
не входит применение санкций; во-
вторых, многие страны не располагают
достаточными возможностями, чтобы
полностью соблюдать положения Конвенции
без технической и финансовой
помощи. Эта нацеленность на конструктивный
диалог поощрила многие страны
ратифицировать Конвенцию и в максимальной
степени способствовала увеличению
ее потенциального воздействия. В официальном
процессе контроля участвуют и неправительственные
организации. В какой-то мере это отражает
тот факт, что данные организации предпринимали
активные усилия для содействия осознанию
необходимости этой Конвенции. Кроме того,
во время подготовки проекта Конвенции
признанные международные и неправительственные
организации внесли существенный вклад
в подготовку ее текста. Для координации
своих усилий большинство из них объединились
в отдельную группу, которая и далее содействует
осуществлению Конвенции. Группа неправительственных
организаций вместе с ЮНИСЕФ в настоящее
время является одним из самых близких
партнеров Комитета.
Комитет, действительно, в значительной
мере полагается на
неправительственные организации, и особенно
на национальные организации и
"национальные коалиции", создающиеся
во все большем числе стран. Все они не
только предоставляют информацию, дополняющую
доклады государств, и
распространяют выводы и рекомендации,
которые готовит Комитет после
рассмотрения этих докладов, но и способствуют
воплощению их в жизнь.
Таким
образом, можно сделать вывод, что международное
сообщество
впервые в мировой истории разработало
документы (Всеобщая декларация прав
человека, Декларация прав ребенка и Конвенция
о правах ребенка), в которых
отражены общечеловеческие ценности,
основные права и свободы человека,
являющиеся международными стандартами.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав
ребенка. Декларация не имеет обязательной
силы, это рекомендация, в которой провозглашаются
основные принципы, 10 социальных и правовых
принципов.
Декларация прав ребенка оказала в свое
время значительное влияние на
политику и дела правительств и отдельных
лиц во всех частях мира. В ходе
подготовки к Международному году ребенка,
который отмечался в 1979 году
проявилась потребность в придании правам
детей силы норм договорного права.
В 1989 году была принята Конвенция прав
ребенка. Конвенция имеет равное
значение для народов во всех регионах
мира. Государства, которые
присоединяются к Конвенции, несут юридическую
ответственность за свои
действия в отношении детей. И поскольку
Конвенция содержит различные
культурные, социальные, экономические
и политические реалии отдельных
государств – это дает основание утверждать,
что Конвенция носит
универсальных характер. Конвенция о правах
ребенка есть составная часть
единой системы международных документов
о правах человека.
Другим
важным документом в области защиты детей
является «Декларация о
социальных и правовых принципах, касающихся
защиты и благополучия детей,
особенно при передачи детей на воспитание
и их усыновлением на национальном
и международном уровне» от 3 декабря 1986
г. Частным документом, касающимся определенных
аспектов проблем несовершеннолетних
являются так называемые
«Эр-Риядские руководящие принципы» от 14.12.1990г. г.
ГЛАВА 4
Процесс закрепления
в российском законодательстве международных
стандартов о правах ребенка
Конвенция не дает
конкретных показателей и это трудно сделать,
так как
существуют различные условия, возможности
и традиции в разных странах.
Конвенция определяет общие стандарты,
нравственные и правовые нормы,
которые способствуют политике в защиту
детства. Каждая страна, с учетом
этих мировых стандартов и своих возможностей,
совершенствует национальное
законодательство, осуществляет практическую
деятельность в интересах детей
в соответствии с конкретными требованиями
Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития
детей и Плана действий по
осуществлению этой декларации. 13 июня
1990 года Конвенция о правах ребенка была
ратифицирована Верховным Советом СССР,
а 15 сентября 1990 года вступила в силу для
Российской Федерации как правопреемника.
Правительство РФ, подписав
международные документы ООН об обеспечении
выживания, защиты и развития
детей, взяло на себя обязательство не
только самому принимать
соответствующие акты, но и поощрять правительственные
и неправительственные
организации в регионах к подготовке программ
в интересах детства.
На основании Указа Президента Российской
Федерации от 1 июня 1992 года
№ 543 «О первоначальных мерах по реализации
Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития
детей в 90-е годы» и
Постановлением Совета Министров – Правительства
РФ от 23 августа 1993 года
№ 848 «О реализации Конвенции ООН о правах
ребенка и Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и развития
детей» была разработана
Федеральная целевая программа «Дети
России». Она одобрена Постановлением
Совета Министров – Правительства РФ
от 9 сентября 1993 года №999 «О
федеральной программе «Дети России»
и включено в перечень программ,
принимаемых к финансированию из Федерального
бюджета.
Целью
данной программы является создание условий
для нормального
развития детей, находящихся в особо сложных
условиях, обеспечения их
социальной защиты в период коренных социально-экономических
преобразований
и реформ. В состав Федеральной программы
«Дети России» входят федеральные
целевые программы: «Дети-инвалиды» направлена
на формирование основ комплексного решения
проблем детей с ограниченными способностями,
возможностями и семей, в которых они воспитываются.
Создание условий для независимой жизни
этой части населения, решение медико-санитарных,
социально-экономических и нравственных
проблем детей-инвалидов, создание системы
реабилитации таких детей, организации
разработки и выпуска изделий, необходимых
для нормальной жизнедеятельности и адаптации
в обществе.
Программа «Дети-сироты» включает комплекс
мер по созданию наиболее
благоприятных условий для подготовки
детей, лишившихся попечения родителей,
к самостоятельной жизни в современной
социально-экономической обстановке:
предупреждению причин появления социального
сиротства, развитию форм
устройства детей-сирот, воспитывающихся
в учреждениях интернатного типа,
развитию кадровой и материальной базы
этих учреждений, совершенствованию
медицинского обеспечения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Программа
«Планирование семьи» ориентирована на
создание системы,
обеспечивающей население знаниями вопросов
планирования семьи; разработку
новых подходов к обучению подростков,
их родителей по вопросам сексуального
и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных
отношений; усилений
ответственности семьи и школы за половое
воспитание подростков; организацию
службы с профессионально подготовленными
кадрами по вопросам планирования
семьи и обеспечения ее современным оборудованием,
средствами контрацепции в
нужном объеме и ассортименте; активизацию
научных исследований по проблеме
планирования семьи с учетом региональных
и национальных особенностей.
Программа
«Дети Чернобыля» нацелена на снижение
воздействия на детей
неблагоприятных факторов чернобыльской
катастрофы. Она включает комплекс
мер по улучшению качества жизни, медицинской,
психологической и
реабилитационной помощи детям и женщинам,
проживающим на территориях,
подвергшихся радиоактивному воздействию;
по обеспечению правовой и
социальной защиты детей, беременных женщин
и кормящих матерей; укреплению
материально-технической базы детских
лечебно-профилактических, школьных и
дошкольных учреждений. .
Программа
«Дети Севера» нацелена на обеспечение
защиты интересов детей,
живущих на Севере, в первую очередь детей
малочисленных народов, создание
условий для достижения нормального уровня
жизни и представления для них
равных стартовых возможностей, удовлетворения
их потребностей в физическом,
психологическом им социальном развитии
в течение всего периода
социализации.
Позднее
в состав Федеральной программы «Дети
России» были включены
также: «Одаренные дети», «Организация
летнего отдыха детей», «Дети семей
беженцев и вынужденных переселенцев».
Достижение
целей, определенных в Национальном плане,
ежегодно
отражается в Государственном докладе
о положении детей в РФ. Осуществление
Национального плана ведется в нескольких
направлениях: законодательство,
охрана здоровья детей, социально-правовые
гарантии детей-инвалидов,
образование, государственная поддержка
молодежных и детских общественных
объединений, защита трудовых прав несовершеннолетних,
усиление гарантий
прав детей в семейных отношениях, усиление
защиты несовершеннолетних от
преступных посягательств и др. 29 декабря
1995 года принят новый Семейный кодекс
РФ. В нем предусмотрено существенное
усиление гарантий прав детей в
семейных отношениях в соответствии с
требованиями Конвенции ООН о правах
ребенка, выделена специальная глава «Права
несовершеннолетних». В духе
Конвенции решен вопрос о праве ребенка
на защиту от злоупотреблений со
стороны родителей или лиц, их заменяющих,
вплоть до обращения
несовершеннолетнего в суд по достижении
им возраста 14 лет. Предусмотрено
обязательное согласие ребенка, достигшего
10 лет, при решении вопроса об
изменении его имени, отчества при усыновлении
и при его отмене. Согласие 10-
летнего ребенка требуется также при восстановлении
в родительских правах
родителей, ранее лишенных этих прав, а
также для усыновления и передачи
ребенка, оставшегося без родительского
попечения, в приемную семью.
Ребенку предоставлено право выражать
свое мнение при решении в семье
любого вопроса, затрагивающего его интересы,
а также право быть заслушанным
в ходе любого судебного и административного
разбирательства.
Информация о работе Права человека и ребенка в международном праве