Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа
Целью данной работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, как развитие общества и государства способствуют становлению прав человека и их постепенному юридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся на создании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовых структур по обеспечению зашиты прав и свобод личности в России.
Введение
Права человека – это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Права человека представляют собой определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека.
Меня заинтересовала тема «прав
человека» в связи с тем, что
она является основополагающей в
нашей жизни. С глубокой древности
люди стали задумываться над вопросами
о причинах и путях возникновения
государства и права, и как
следствие о правах человека. Права
человека являются одной из глобальных
проблем современности, от решения
которой зависит дальнейшая судьба
нашей цивилизации. При этом всё
больше требуется решение проблемы
соответствия положения
Целью данной работы является более
детальное изучение причин возникновения
прав человека, их развитие и изменение
во времени. Рассмотрим, как развитие
общества и государства способствуют
становлению прав человека и их постепенному
юридическому закреплению в
1.Возникновение представлений о правах человека.
Права человека – явление социально-историческое. Современная постановка вопроса о правах человека - при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, - опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции их социальных отношений. Каждая историческая система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. Степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.
Права человека формировались из многократно
воспроизводимых актов
Теорий происхождения
Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны. В самом общем виде эта взаимосвязь заключается в том, что государство (его соответствующие органы) формирует (принимает) законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц.
Основные теории происхождения государства и права:
Самая ранняя из этих теорий – теологическая.
Она обосновывает Божественное происхождение
государства и права и
Патриархальная теория, развивавшаяся еще Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), соотносит государство с семьей. Государство появляется из разросшейся семьи. В семье глава – отец, в государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет Божественное происхождение.
Наиболее известные создатели
и приверженцы теории договора –
Г.Гроций (1583–1643), Б.Спиноза (1632–1677), Т.Гоббс
(1588–1679), Д.Локк (1632–1704), Ж.-Ж.Руссо (1712–1778),
в России – А.Н.Радищев (1749–1802). Эта
теория трактует государственную власть
как следствие объединения
В результате заключения договора люди
передали властителям часть своих
естественных (прирожденных) прав, а
государство обязалось охранять
собственность и безопасность граждан
и страны. Вследствие этого государственная
власть приобретает законную силу и
оказывается принадлежностью
Теория насилия, сформулированная
в трудах некоторых историков XIX
в., существует в различных вариантах.
Государственная власть, согласно этой
теории, возникает в результате военно-политических
событий, завоевания одних племен, народов
другими. Для господства над побежденными
и создается специальный
Органическая теория изложена в
трудах Платона (428 или 427 – 348 или 347 гг.
до н.э.), Аристотеля, Г.Спенсера (1820–1903)
и других мыслителей. Структура и
функции государства
Государства развиваются, эволюционируют
так же, как это происходит с
органическими существами. Если какие-то
клетки организма больны, ослабляется
весь организм. То же и с государством:
его сила и крепость всецело зависят
от душевного и физического
Психологическая теория существует с середины XIX в. В России ее наиболее заметным приверженцем был Л.Петражицкий (1867–1931). Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например, стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим – подчиняться. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений.
Расовая теория исходит из деления людей на «высшую» и «низшую» расы – расы хозяев и рабов. Качества тех и других, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из создателей расовой теории Ж.Гобино (1816–1882) считал, что на протяжении веков представителями высшей расы были европейцы (арийцы, т.е. народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Вульгарный вариант этой теории широко использовали в своей пропаганде нацисты и фашисты.
В нашей стране долгие годы главенствовала
материалистическая (марксистская) теория,
считавшаяся единственно
Попытаемся резюмировать приведенные выше соображения о происхождении государства и права.
Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно столетие. При первобытнообщинном строе производительность труда была низкой, собственность – по преимуществу общественной, а труд – коллективным. Социальные отношения стабилизировал обычай. Не было необходимости в государстве и праве.
Они стала возникать по мере усложнения общественных отношений. Возникла необходимость в «третьей силе», которая была бы способна рассудить участвующие в различных конфликтах стороны. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая.
Население в государстве разделяется не по родовому признаку, а по территориальному. Появляется особая группа людей, которая занимается именно тем, что управляет, используя для подчинения непокорных тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско и т.д. А всё население платит налоги на содержание этой особой группы людей, полиции, войска и т.д. Самые мудрые из правителей формулируют законы, нередко подчеркивая при этом (для придания им большего авторитета) их божественное происхождение.
1.1.Развитие права в России до XIX века.
Практика законодательного регулирования
отечественной общественной жизни
берет начало в период формирования
Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции
на Руси определялся религиозно-
Первые памятники
Главный древнерусский источник светского права – Русская правда (XI–XIII вв.).
История становления права в России (и в сопредельных с нею странах), как и всюду, зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов.
На Востоке, например, принято в
очень большой степени
Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам Священного Писания, а не писаным законам. Может быть, поэтому попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, часто наталкивались на недоверие широких слоев народа к юридическому «крючкотворству».
Правовые нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, до монголо-татарского нашествия были в целом близки тем, что зафиксированы в различных западноевропейских раннесредневековых правдах (Алеманнской, Салической и др.).
После ордынского завоевания одной
из главных тем размышлений
В период московской централизации актуальной становится теория преемственности великодержавия Москвы от Византии (представления о Москве как о Третьем Риме, впервые сформулированные иноком Филофеем). Развиваются и концепции, призванные обосновать законность правящей династии, идею абсолютного самодержавия (Иван IV, И.С. Пересветов), идею сословно-представительной монархии (Андрей Курбский). Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).
В 1497 г., в правление Ивана III, был
принят первый законодательный кодекс
Российского государства –
Судебник содержал главным образом
нормы уголовного и уголовно-процессуального
права. Преступление в этом документе
обозначено понятием «лихое дело». Описывались
различные имущественные
Судебник ознаменовал
К началу XVII в., ко времени Смуты, большое
значение приобретает проблема выбора
между сословно-