Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является более детальное изучение причин возникновения прав человека, их развитие и изменение во времени. Рассмотрим, как развитие общества и государства способствуют становлению прав человека и их постепенному юридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся на создании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовых структур по обеспечению зашиты прав и свобод личности в России.

Работа содержит 1 файл

права человека.docx

— 39.11 Кб (Скачать)

Введение

Права человека – это права, объективные  по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Права человека представляют собой  определенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы  поведения человека, которые развиваются  вместе с развитием общества и  социализацией человека.

Меня заинтересовала тема «прав  человека» в связи с тем, что  она является основополагающей в  нашей жизни. С глубокой древности  люди стали задумываться над вопросами  о причинах и путях возникновения  государства и права, и как  следствие о правах человека. Права  человека являются одной из глобальных проблем современности, от решения  которой зависит дальнейшая судьба нашей цивилизации. При этом всё  больше требуется решение проблемы соответствия положения внутригосударственного права в области прав человека с международными стандартами. Права  человека составляют один из элементов  конституционализма, так как обеспечение  свободы и безопасности человека играет первостепенную роль при создании конституций. Проблема прав и свобод человека-индивида-личности красной  нитью проходит через всю историю  и теорию политико-правовой мысли.

Целью данной работы является более  детальное изучение причин возникновения  прав человека, их развитие и изменение  во времени. Рассмотрим, как развитие общества и государства способствуют становлению прав человека и их постепенному юридическому закреплению в законодательстве. Более детально остановимся на создании и усовершенствовании социальных институтов и политико-правовых структур по обеспечению  зашиты прав и свобод личности в  России.

 

 

 

 

1.Возникновение представлений  о правах человека.

Права человека – явление социально-историческое. Современная постановка вопроса о правах человека - при всей своей новизне и особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, - опирается на богатый предшествующий опыт человечества, прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции их социальных отношений. Каждая историческая система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. Степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

Права человека формировались из многократно  воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество  индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и  противоборство их интересов. Каждый человек  имеет притязания на определенный объем  благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых  должны содействовать общество и  государство. Объем этих благ и условий  исторически всегда определялся  положением индивида в классовой  структуре общества, в системе  материального производства. Эти  блага условно могут быть названы  правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская  и др.), которые не давали возможности  правам человека обрести признак  универсальности на основе принципов  свободы и формального равенства, получить современное звучание.

Теорий происхождения государства  и права много. Они нередко  противоречат друг другу и не содержат однозначных ответов на сложные  вопросы. Почти каждая из существующих теорий, объясняющих появление государства  и права, помогает осмыслить проблему.

Государство и право теснейшим  образом взаимосвязаны. В самом  общем виде эта взаимосвязь заключается  в том, что государство (его соответствующие  органы) формирует (принимает) законы и  гарантирует их реализацию, а право  закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения  его должностных лиц.

Основные теории происхождения  государства и права:

  • теологическая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия;
  • органическая;
  • психологическая;
  • расовая;
  • материалистическая (марксистская).

Самая ранняя из этих теорий – теологическая. Она обосновывает Божественное происхождение  государства и права и непосредственно  связана с религиозными представлениями  о возникновении мира. Если Бог  сотворил мир, то Его произволением  созданы и государство, и законы. В средние века эту теорию разрабатывал ученый-богослов Фома Аквинский (1225–1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся  еще Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), соотносит  государство с семьей. Государство  появляется из разросшейся семьи. В  семье глава – отец, в государстве  – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший  отец призван опекать чад и  домочадцев. Монархическая государственная  власть имеет Божественное происхождение.

Наиболее известные создатели  и приверженцы теории договора –  Г.Гроций (1583–1643), Б.Спиноза (1632–1677), Т.Гоббс (1588–1679), Д.Локк (1632–1704), Ж.-Ж.Руссо (1712–1778), в России – А.Н.Радищев (1749–1802). Эта  теория трактует государственную власть как следствие объединения людей, заключивших между собой добровольное соглашение (договор). Отвергается идея Божественного происхождения государства и права, они рассматриваются как продукты воли и деятельности людей.

В результате заключения договора люди передали властителям часть своих  естественных (прирожденных) прав, а  государство обязалось охранять собственность и безопасность граждан  и страны. Вследствие этого государственная  власть приобретает законную силу и  оказывается принадлежностью всего  народа. Если такая власть нарушает договор с народом, последний  имеет право ее свергнуть.

Теория насилия, сформулированная в трудах некоторых историков XIX в., существует в различных вариантах. Государственная власть, согласно этой теории, возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов  другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат  принуждения – государство. А  само завоевание одних народов другими  есть подчинение слабых сильным. Это  – вечный закон природы. Приверженцы  этой теории чаще всего абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств.

Органическая теория изложена в  трудах Платона (428 или 427 – 348 или 347 гг. до н.э.), Аристотеля, Г.Спенсера (1820–1903) и других мыслителей. Структура и  функции государства сопоставляются с соответствующими признаками живого организма, тела. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как невозможно существование рук  и ног, отнятых от тела. Г.Спенсер  сравнивал людей внутри государства  с клетками живого организма.

Государства развиваются, эволюционируют так же, как это происходит с  органическими существами. Если какие-то клетки организма больны, ослабляется  весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят  от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с  середины XIX в. В России ее наиболее заметным приверженцем был Л.Петражицкий (1867–1931). Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например, стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим – подчиняться. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из деления  людей на «высшую» и «низшую» расы – расы хозяев и рабов. Качества тех и других, определяющие их «статус», являются якобы прирожденными. Один из создателей расовой теории Ж.Гобино (1816–1882) считал, что на протяжении веков  представителями высшей расы были европейцы (арийцы, т.е. народы, принадлежащие  к индоевропейской языковой общности). Вульгарный вариант этой теории широко использовали в своей пропаганде нацисты и фашисты.

В нашей стране долгие годы главенствовала материалистическая (марксистская) теория, считавшаяся единственно верной. Ее авторы – К.Маркс (1818–1883), Ф.Энгельс (1820–1895), В.И.Ульянов-Ленин (1870–1924) и  другие. В соответствии с их воззрениями, главная причина возникновения  государства и права связана  с экономическими отношениями. По мере развития последних человечество переходило от родоплеменного строя к государственному, от обычаев к законам. Расслоение общества на богатых и бедных породило и его разделение на властителей  и зависимых. Общество оказалось  расколото на классы, что в конце  концов обусловило необходимость появления  государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов (эксплуататоров). Государство, с точки зрения марксистов, есть порождение непримиримости классовых  противоречий. После того как будут  ликвидированы эксплуататорские классы (помещиков, капиталистов и т.д.), необходимость  в государстве отпадет.

Попытаемся резюмировать приведенные  выше соображения о происхождении  государства и права.

Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в  один год и даже не в одно столетие. При первобытнообщинном строе производительность труда была низкой, собственность – по преимуществу общественной, а труд – коллективным. Социальные отношения стабилизировал обычай. Не было необходимости в государстве и праве.

Они стала возникать по мере усложнения общественных отношений. Возникла необходимость  в «третьей силе», которая была бы способна рассудить участвующие  в различных конфликтах стороны. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая.

Население в государстве разделяется  не по родовому признаку, а по территориальному. Появляется особая группа людей, которая  занимается именно тем, что управляет, используя для подчинения непокорных тюрьмы, специальные отряды вооруженных  людей, регулярное войско и т.д. А  всё население платит налоги на содержание этой особой группы людей, полиции, войска и т.д. Самые мудрые из правителей формулируют законы, нередко подчеркивая  при этом (для придания им большего авторитета) их божественное происхождение.

1.1.Развитие права в  России до XIX века.

Практика законодательного регулирования  отечественной общественной жизни  берет начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции  на Руси определялся религиозно-символическим  мышлением на основе духовного синкретизма (объединения различных элементов, порой несовместимых), на основе сочетания  языческих и христианских воззрений.

Первые памятники отечественной  философско-правовой мысли – «Слово о законе и благодати» митрополита  Иллариона (середина XI в.), «Повесть временных  лет», «Поучение» князя Владимира  Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.). В этих произведениях  обсуждались (или осмысливались) вопросы  о происхождении Русского государства, о законности существующей власти, о формах государственного правления, о взаимоотношениях правителей и  подвластных.

Главный древнерусский источник светского  права – Русская правда (XI–XIII вв.).

История становления права в  России (и в сопредельных с нею  странах), как и всюду, зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов.

На Востоке, например, принято в  очень большой степени соизмерять правовые представления с древними обычаями, традициями. Возможности  самопроявления человека зависели (и  во многом зависят до сих пор) от пола, возраста, родовых связей. У  народов, оказавшихся под сильным  влиянием западной культуры, основанной на постулатах католической и протестантской религий, отношение к праву в  значительной мере определялось содержанием  писаных законов, постепенно всё  больше освобождавших человека в  его экономической и политической деятельности. Для славянских народов, в частности русского, в какой-то степени была характерна промежуточная  позиция в реализации правовых норм и принципов.

Лучшие российские правители старались  следовать прежде всего нравственным законам Священного Писания, а не писаным законам. Может быть, поэтому  попытки укрепить законность, предпринимавшиеся  в разные периоды русской истории, часто наталкивались на недоверие  широких слоев народа к юридическому «крючкотворству».

Правовые нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, до монголо-татарского нашествия были в целом близки тем, что зафиксированы в различных  западноевропейских раннесредневековых правдах (Алеманнской, Салической и  др.).

После ордынского завоевания одной  из главных тем размышлений русских  писателей стала судьба отечественной  государственности («Слово о погибели Русской земли», XIII в.; «Задонщина», XIV–XV вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», XV в.).

В период московской централизации  актуальной становится теория преемственности  великодержавия Москвы от Византии (представления  о Москве как о Третьем Риме, впервые сформулированные иноком Филофеем). Развиваются и концепции, призванные обосновать законность правящей династии, идею абсолютного самодержавия (Иван IV, И.С. Пересветов), идею сословно-представительной монархии (Андрей Курбский). Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).

В 1497 г., в правление Ивана III, был  принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник. Он был создан на основе переосмысления норм Русской правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов  Великого княжества Литовского, кодексов других стран.

Судебник содержал главным образом  нормы уголовного и уголовно-процессуального  права. Преступление в этом документе  обозначено понятием «лихое дело». Описывались  различные имущественные преступления: разбой, татьба, истребление и повреждение  чужого имущества, а также преступления против личности: убийство, оскорбление  действием и словом.

Судебник ознаменовал появление  единого государства с едиными  законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы были направлены на защиту государственного порядка, прав собственности на всей территории государства.

К началу XVII в., ко времени Смуты, большое  значение приобретает проблема выбора между сословно-представительной и  неограниченной монархией. К середине XVII в. идея сословно-представительной монархии уже пережила кульминацию, и на первый план выступают приверженцы  просвещенного абсолютного монархического правления (Симеон Полоцкий, Крижанич и др.).

Информация о работе Права человека