Права человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

При написании контрольной работы были использованы следующие научные методы:
Метод анализа;
Метод подбора и сбора информации;
Метод конструирования.

Содержание

Введение
Историческое многообразие концепций права и прав человека
Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России
Практическое задание. Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью. Ведь во всяком государстве есть законы, т.е. система права, и значит, неправового государства по определению не существует. Верно ли это? Ответ аргументируйте.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

МОЯ ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 
 

Кафедра Философии, истории и права 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Политология»

на тему «Права человека»

(тема 27) 
 
 

Оглавление:

  1. Введение
  2. Историческое многообразие концепций права и прав человека
  3. Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России
  4. Практическое задание. Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью. Ведь во всяком государстве есть законы, т.е. система права, и значит, неправового государства по определению не существует. Верно ли это? Ответ аргументируйте.
  5. Заключение
  6. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Словосочетание  права человека используется современными политиками, журналистами, юристами настолько  часто, что привычно скользит по поверхности нашего сознания. При этом термины «права», «свободы», «личность», «гражданин» толкуются, как правило, вкривь и вкось; правами человека называют все что угодно – и возможность торговать в людном месте, и претензии на более высокую зарплату, и нежелание платить налоги.

      Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

      При написании контрольной работы были использованы следующие научные методы:

      • Метод анализа;
      • Метод подбора и сбора информации;
      • Метод конструирования.

      Права человека не заняли достойного места  в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер, например, систематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных  переселенцев, нарушение прав военнослужащих, возрастающая безработица и др.  В  России  негарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности, идет процесс массовых нарушений конституционных прав и свобод гражданина.

      На  мой взгляд, преодоление этой ситуации зависит не только от государства,  которое не располагает сегодня ненадежными  механизмами защиты прав человека, недостаточными экономическими  ресурсами. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого отдельно взятого человека, направленные на борьбу против нарушений прав личности и установление юридической ответственности за такие действия.

      Тяжелая ситуация с правами человека, которая создалась в нынешней России, - закономерный результат ее предшествующего исторического опыта и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.

      Последствие этих ошибок и просчетов больно сказываются  на жизни и деятельность граждан  России.

      Сегодня в нашей стране все еще отсутствует  подлинное уважение к человеку и  его правам. Это понятно, поскольку  деформация правосознания, проходившая десятилетия и глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам, создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенности в действиях властей по соблюдению его прав и свобод. Поэтому первостепенной задачей государства являются обучение культуре прав человека, которое должно распространятся и на должностных лиц, и на всех людей, проживающих на территории страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Историческое  многообразие концепций  права и прав человека

     Различие  между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РФ. Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.

     Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации  их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.       

     В историческом контексте современные  исследователи выделяют три поколения  прав: первое — политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных декларациях (американской, английской, французской); второе — социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье — коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.).

     Не  отрицая большой новизны, специфики  и богатства содержания современных  развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем  иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений  с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально, так и теоретически каждая исторически данная  система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе.

     Этапы исторического развития:

  • Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что государство и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Божественная по своей природе справедливость у Гомера выступала в качестве объективного основания и правого критерия. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.

Поиски  объективной нормы справедливости и права для государства и его граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных правах человека положение о том, что “справедливое состоит в воздаянии другому равным”1. Это определение представляло собой философскую абстракцию и итерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).

В концепции  Эпикура договорная трактовка государства  и права подразумевает равенство, свободу и независимость людей – членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерализма и правового индивидуализма. Свобода обретается благодаря уяснению того, “что зависит от нас” и “ не подлежит никакому господину”. “Необходимость, - говорил он, - есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью”2.   

  • Естественно правовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.

     Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.

     Таким образом, римская юриспруденция, распространяя  на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи  государства и личности как правоотношения.

  • Новое звучание и смысл античные идеи естественноправового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

     Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы  и сыграло значительную роль в  процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).

  • Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях. Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.
  • В 1789 г. Права и свободы человека и гражданина были ровозглашены во французской Декларации. Они приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.

     Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего  опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских  традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости  США 1776 г., Конституции США 1787 г. И т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.

     Вывод: само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних государствах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека. 

    Основные  права личности и  их классификация. Уровень  реализации прав человека в современной  России

     В современном мире сохраняются различные  подходы к взаимодействию права  и государства, человека и государства. Они не замыкаются в сфере научных  дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях Франции, США, Италии, Испании воплощена естественноправовая концепция прав человека, в конституциях Австрии, ФРГ – позитивистская. Однако такие различия в конституционных записях не следует переоценивать, поскольку основные законы всех стран ориентированы на принципы правового государства и, следовательно, на защиту и охрану прав человека.

      В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация  на отдельные группы. Данная классификация  помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы:

  1. личные;
  2. политические;
  3. экономические, социальные и культурные.

      В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам. 

Личные (гражданские) права  и свободы.

Информация о работе Права человека