Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:13, контрольная работа
При написании контрольной работы были использованы следующие научные методы:
Метод анализа;
Метод подбора и сбора информации;
Метод конструирования.
Введение
Историческое многообразие концепций права и прав человека
Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России
Практическое задание. Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью. Ведь во всяком государстве есть законы, т.е. система права, и значит, неправового государства по определению не существует. Верно ли это? Ответ аргументируйте.
Заключение
Список литературы
Кафедра
Философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Политология»
на тему «Права человека»
(тема 27)
Оглавление:
Введение
Словосочетание права человека используется современными политиками, журналистами, юристами настолько часто, что привычно скользит по поверхности нашего сознания. При этом термины «права», «свободы», «личность», «гражданин» толкуются, как правило, вкривь и вкось; правами человека называют все что угодно – и возможность торговать в людном месте, и претензии на более высокую зарплату, и нежелание платить налоги.
Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
При написании контрольной работы были использованы следующие научные методы:
Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер, например, систематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, нарушение прав военнослужащих, возрастающая безработица и др. В России негарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности, идет процесс массовых нарушений конституционных прав и свобод гражданина.
На мой взгляд, преодоление этой ситуации зависит не только от государства, которое не располагает сегодня ненадежными механизмами защиты прав человека, недостаточными экономическими ресурсами. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого отдельно взятого человека, направленные на борьбу против нарушений прав личности и установление юридической ответственности за такие действия.
Тяжелая ситуация с правами человека, которая создалась в нынешней России, - закономерный результат ее предшествующего исторического опыта и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.
Последствие этих ошибок и просчетов больно сказываются на жизни и деятельность граждан России.
Сегодня
в нашей стране все еще отсутствует
подлинное уважение к человеку и
его правам. Это понятно, поскольку
деформация правосознания, проходившая
десятилетия и глубоко укоренившееся
пренебрежение к правам и свободам, создают
сложную ситуацию незащищенности индивида,
его неуверенности в действиях властей
по соблюдению его прав и свобод. Поэтому
первостепенной задачей государства являются
обучение культуре прав человека, которое
должно распространятся и на должностных
лиц, и на всех людей, проживающих на территории
страны.
Историческое многообразие концепций права и прав человека
Различие между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РФ. Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это.
Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.
В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое — политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных декларациях (американской, английской, французской); второе — социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье — коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.).
Не отрицая большой новизны, специфики и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально, так и теоретически каждая исторически данная система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе.
Этапы исторического развития:
Поиски
объективной нормы
В концепции
Эпикура договорная трактовка государства
и права подразумевает
Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.
Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).
Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. И т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против “старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права так или иначе испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.
Вывод:
само зарождение идеи прав и свобод человека
в 6-5 веках до н. э. в древних государствах
(Афинах, Риме), появление принципа гражданства
были крупным шагом на пути движения к
прогрессу и свободе. Неравномерность
распределения прав человека между различными
классовыми и сословными структурами,
а то и полное их лишение (если говорить
о рабах) было неизбежным для тех этапов
общественного развития. Каждая новая
его ступень добавляла другие качества
правам человека, распространяла их на
более широкий круг субъектов. И происходило
это в борьбе классов и сословий за свои
права, за свободу, ее расширение и обогащение.
История показывает, что необходимы постоянные
усилия для поддержания и защиты прав
и свобод человека. Каждое поколение отвечает
за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием
такой великой ценности, как свобода и
права человека.
Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России
В современном мире сохраняются различные подходы к взаимодействию права и государства, человека и государства. Они не замыкаются в сфере научных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных государств. Так, в конституциях Франции, США, Италии, Испании воплощена естественноправовая концепция прав человека, в конституциях Австрии, ФРГ – позитивистская. Однако такие различия в конституционных записях не следует переоценивать, поскольку основные законы всех стран ориентированы на принципы правового государства и, следовательно, на защиту и охрану прав человека.
В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы:
В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.
Личные (гражданские) права и свободы.