Международные организации по защите прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закрепленных во многих международных документах. Все эти принципы и нормы должны соблюдаться как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. Действие некоторых из них может быть приостановлено государствами во время войны или в период иного чрезвычайного положения. В то же время ряд фундаментальных прав и свобод человека должен соблюдаться каждым государством независимо от ситуации или положения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Международные организации по защите прав человека 4
2. Европейский суд по правам человека: организация, порядок деятельности, компетенция, условия и порядок подачи и рассмотрения жалоб 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Работа содержит 1 файл

Тем а Международные организации по защите прав человека.docx

— 43.55 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Международные организации по защите прав человека 4

2. Европейский суд по правам человека: организация, порядок деятельности, компетенция, условия и порядок подачи и рассмотрения жалоб 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Отстаивая ценность человеческой личности, государство  и гражданское общество закладывают  тем самым надежный фундамент  политической стабильности, социального  консенсуса и динамичного развития.

В современных  условиях возрастает роль международного права в определении правового  положения различных групп населения: граждан, бипатридов, апатридов, иностранцев, беженцев, женщин, детей. Заключены  десятки международных договоров, касающихся отдельных прав индивидов. Совершенствование национального  законодательства осуществляется на основе и с учетом международных правовых норм.

Права человека в качестве отрасли международного права представляют собой совокупность принципов и норм, закрепленных во многих международных документах. Все  эти принципы и нормы должны соблюдаться  как в мирное время, так и в  период вооруженных конфликтов. Действие некоторых из них может быть приостановлено государствами во время войны  или в период иного чрезвычайного  положения. В то же время ряд фундаментальных  прав и свобод человека должен соблюдаться  каждым государством независимо от ситуации или положения.

Наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют  дальнейших исследований в указанной  области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с  точки зрения необходимости, расширения участия России в международном  сотрудничестве по правам человека, а  также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к  правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и  один из главных критериев его  цивилизованности.

 

1. Международные организации по защите прав человека

 

 

В международном праве неуклонно  возрастает удельный вес норм, ориентированных  на человека. Имеются в виду такие  аспекты, как согласованные государствами  общечеловеческие стандарты прав и  свобод личности, обязательные для  государств меры по обеспечению прав и свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой  личности юридической возможности  реализовать и защитить признаваемые права и свободы. Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантирована  только при условии всеобщего  характера правового регулирования  и правовой защиты. В современном  международном праве ощутимо  стремление к формированию в системе  международного права целостного комплекса  норм, непосредственно связанных  с правами и свободами личности. Этот комплекс однородных норм, объединенных предметом регулирования и базирующихся на принципе уважения прав человека и  основных свобод, представляет собой  отрасль международного права, для  обозначения которой предполагались разные наименования: «международная защита прав человека», «права человека и международное право». В последнее  время для обозначения рассматриваемой  отрасли предложен термин «международное гуманитарное право» [5, с. 197].

Таким образом, международное гуманитарное право представляет совокупность норм, определяющих единые для международного права сообщества стандарты прав и свобод человека, устанавливающих  обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и  свобод и предоставляющих индивидам  юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

В основе международного права прав человека лежит один из основных принципов  международного права – принцип  уважения прав и свобод человека. Данный принцип базируется на положениях более  ста международно-правовых договоров  по правам и свободам человека. Ядро рассматриваемой отрасли образуют общепризнанные принципы и нормы  о правах человека. В теории и  практике их зачастую именуют стандартами. Юридической формой существования  таких принципов и норм является обычай. Международные акты, содействовавшие  их утверждению, выступают в качестве доказательств, свидетельств обычных  норм. Основными свидетельствами, по которым можно судить о содержании общепризнанных принципов и норм о правах человека, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., обладающая статусом резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (далее - Международный пакт о гражданских и политических правах). Важным актом является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Принято значительное число конвенций, посвященных  отдельным категориям прав человека. Особое внимание уделено правам наиболее нуждающихся в защите категорий  населения, прежде всего правам женщины  и ребенка (Конвенция о политических правах женщин 1952г., Конвенция о правах ребенка 1989г.). Значительное число конвенций  направлено на пресечение преступлений против человека - конвенции о запрещении геноцида 1948г. и апартеида 1973г., о  ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г., о запрещении рабства 1956г. и  др. Особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации  труда (МОТ). право человек европейский суд

Значительное  число конвенций по правам человека заключено на региональном уровне - в рамках Организации африканского единства, Организации американских государств, Совета Европы.

Устав СНГ в качестве одной из основных целей указывает обеспечение  прав и основных свобод человека в  соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и документами Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ).

Международные органы по обеспечению и защите прав человека (далее комитеты по правам человека) создаются в соответствии с положениями соответствующих  конвенций.

Комитеты  по правам человека состоят из экспертов, действующих в личном качестве. В их состав входят граждане участвующих в договоре государств, обладающие высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. При этом в составе комитета не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены комитетов избираются государствами-участниками договора (обычно на четыре года) на специально созываемом (как правило, Генеральным секретарем ООН) заседании.

В компетенцию  международных органов по защите прав человека входит рассмотрение:

1) докладов  государств — участников договора  о принимаемых ими законодательных,  административных и иных мерах  по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договоре;

2) сообщений  государств — участников договора  о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;

3) индивидуальных  петиций лиц, утверждающих, что  какое-либо из их прав, зафиксированное  в соответствующем договоре, было  нарушено, и которые исчерпали  все внутренние средства правовой  защиты. Данным правомочием наделены: Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и некоторые другие международные органы.

Процедура рассмотрения индивидуальных петиций в общем одинакова для большинства комитетов.

Получив сообщение о нарушении каким-либо государством прав индивида, предусмотренных  в международном договоре, комитет  должен убедится, что:

    • этот же вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования;
    • лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты (данное правило не действует, когда применение таких средств неоправдано затягивается).

Комитет вправе признать неприемлемым любое  сообщение, которое является анонимным или несовместимо с положениями договора.

Признав петицию приемлемой, комитет уведомляет соответствующее государство, которое в течение определенного срока представляет письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и любые принятые им меры. Комитет в закрытом заседании исследует сообщение лица, объяснения государства и сообщает свои соображения обеим сторонам.

Решения комитетов по индивидуальным жалобам  юридически необязательны, однако государства  выполняют их добровольно, восстанавливают нарушенные права личности и приводят свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международно-правовыми нормами.

Европейская комиссия по правам человека

В соответствии с Конвенцией создана Европейская комиссия по правам человека. Комиссия правомочна рассматривать петиции от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством изложенных в Конвенции прав. При этом должны быть исчерпаны внутренние средства правовой защиты. Комиссия изучает петицию и проводит расследование, по результатам которого составляется доклад. При неурегулированности вопроса Комиссия передает материалы в Комитет министров Совета Европы, решение которого является для государства обязательно.

Государство и лица, подавшие петицию, а также  Комиссия вправе передать дело в Европейский  суд по правам человека.

Комитет по правам человека

Комитет по правам человека создан в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативным протоколом к этому Пакту. Комитет состоит из восемнадцати экспертов, кворум образует присутствие двенадцати членов Комитета, а постановления Комитета принимаются большинством голосов присутствующих членов.

Согласно  Факультативному протоколу к  Международному пакту о гражданских  и политических правах 1966 г., государство  — участник Пакта, которое становится и участником Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, перечисленное в Пакте, было нарушено и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты.

Получив сообщение, Комитет уведомляет соответствующее  государство, которое в течение шести месяцев представляет Комитету письменные объяснения.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам учрежден в соответствии с  решением Экономического и Социального  Совета ООН в 1985 г. Комитет осуществляет наблюдение за выполнением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и состоит из 18 экспертов.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Комитет образован в соответствии с нормами  Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г. Комитет состоит из 18 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и беспристрастностью и действующих в личном качестве. Комитет:

    • рассматривает регулярно предоставляемые государствами доклады о принятых ими законодательных, административных и иных мерах по выполнению положений Конвенции;
    • заявления государств-участников Конвенции, что другое государство не выполняет положений Конвенции.

Кроме того, любое государство — участник Конвенции может заявить, что  оно признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником каких-либо прав, изложенных в Конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации  в отношении женщин

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин создан на основе Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Комитет состоит из 23 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и действующих в личном качестве.

Комитет рассматривает регулярно предоставляемые  государствами-участниками доклады о законодательных, административных и судебных мерах по выполнению положений Конвенции. Комитет не наделен полномочиями рассматривать индивидуальные петиции.

Комитет против пыток

Комитет против пыток учрежден в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания 1984 г. Комитет состоит  из десяти экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека и выступающих в личном качестве. Комитет правомочен получать и рассматривать сообщения лиц, находящихся под его юрисдикцией, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения положений Конвенции, или сообщения такого рода, поступающие от их имени.

Комитет по правам ребенка

Комитет по правам ребенка учрежден в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Он состоит из десяти экспертов, действующих в личном качестве и обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетенцией в области прав человека.

Комитет рассматривает регулярно предоставляемые  доклады государств — участников Конвенции о мерах по обеспечению прав детей и информирует об этом Экономический и Социальный Совет ООН. Комитет не рассматривает индивидуальные петиции.

Комиссия по правам человека

Комиссия  по правам человека создана в соответствии с Уставом СНГ 1993 г. и Положением об этой комиссии 1993 г. Комиссия рассматривает письменные сообщения государств Содружества о нарушениях прав человека. Комиссия также правомочна рассматривать индивидуальные петиции.

2. Европейский суд по правам человека: организация, порядок деятельности, компетенция, условия и порядок подачи и рассмотрения жалоб

 

Европейский Суд по правам человека начал свою деятельность в 1959 г. Суд состоит  из судей, представляющих каждое из государств-членов Совета Европы, то есть количество судей  определяется количеством стран-членов Совета Европы. Судьи Европейского Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех кандидатур, предложенных государством. Судьи могут  быть переизбраны. Пребывание в должности  судьи ограничено лишь возрастным цензом, предельный возраст пребывания в  должности судьи составляет 70 лет.

Высшими органами работы Суда являются Пленарное  заседание Суда и Председатель (Президент) Суда. Организационно Суд разделен на четыре секции, которые формируются  сроком на 3 года. Секции формируются  таким образом, чтобы каждая из них  могла бы рассматривать любые  жалобы, из числа поступивших в  Суд. В рамках секций формируются  Комитеты и Палаты.

Информация о работе Международные организации по защите прав человека