Права человека и ребенка в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

В международном плане права человека получили бурное развитие во второй
половине XX века. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только
узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и
разработав международный механизм для защиты прав человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…...2
Глава 1 Теория прав человека и ее использование в международном праве……………………………………………………………………………………….....3

Глава 2 Востребованность правового оформления прав человека и ребенка……………………………………………………………………….……………....7

Глава 3 Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и
российском праве. …………………………………………………………………………10

Глава 4 Процесс закрепления в российском законодательстве международных
стандартов о правах ребенка………………………………………………………….…...14

Заключение …………………………………………………………………………….…22

Список использованных источников и литературы ……………………………..…23

Работа содержит 1 файл

Международное право.doc

— 151.50 Кб (Скачать)


ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ  И СПЛАВОВ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Зарубежное международное право

Тема реферата: «Права человека и ребенка в международном праве»

 

 

 

 

 

Проверил: Казина Т.В.

Выполнил: студент 3 курса

Группа ЗЭМ-08

Шариков П.А.

 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОСТАЛЬ 2011 г.

 

 

Содержание:

 
Введение………………………………………………………………………………...…...2  

Глава 1  Теория прав человека и ее использование в международном праве……………………………………………………………………………………….....3

  
Глава 2 Востребованность правового оформления прав человека и ребенка……………………………………………………………………….……………....7

 
Глава 3  Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и 
российском праве. …………………………………………………………………………10

 
Глава 4  Процесс закрепления в российском законодательстве международных 
стандартов о правах ребенка………………………………………………………….…...14

 
Заключение …………………………………………………………………………….…22

 
Список использованных источников и литературы ……………………………..…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 
         В международном плане права человека получили бурное развитие во второй 
половине XX века. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только 
узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и 
разработав международный механизм для защиты прав человека. 
         Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства 
государств по предоставлению индивидам прав и свобод. 
Национальное законодательство каждого государства определяет объем 
прав, их содержание и гарантии осуществления. Все нормы международного права, имеющие однородный объект и устанавливающие определенные правила в той или иной сфере отношений, называют международными правовыми стандартами. 
Стандарты могут быть универсальными, т.е. признанными во всем мире и 
региональными. Региональные стандарты имея особенности, вытекающие из 
традиции, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше 
универсальных, быть более широкими (например, стандарты, принятые в рамках 
общеевропейского процесса). Проблема осуществления норм международного права в России состоит в формировании соответствующей научно-практической концепции. 
Практика свидетельствует что, имплементация норм международного права 
не сводится лишь к правотворческой деятельности государства в лице его 
органов, предполагает, помимо этого, проведение широкого комплекса мер 
организационного характера, обеспечивающих непосредственную реализацию 
предписаний международно-правовых норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Теория прав человека и ее использование в  международном праве

 
         Этапы развития теории прав человека: общее и особенные. 
В различные исторические эпохи понятия, содержание и объем прав и 
свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до 
начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно 
государственным правом. Государства – участники международных отношений 
исходили из того, что эти вопросы относятся исключительно к их внутренней 
юрисдикции. 
         Границы внутренней юрисдикции государств не являются неизменными, они 
исторически подвижны. Государства сами устанавливают пределы таких 
ограничений, подвергая международно-правовому регулированию те или иные 
вопросы внутригосударственных отношений. Старое, традиционное международное 
право, рассматривая взаимоотношения между государством и его собственными 
гражданами как входящие в его внутреннюю юрисдикцию, делало лишь одно 
исключение. Считалось правомерным применением силы в «гуманных целях» 
вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и 
имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства, а 
также национальных и иных меньшинств. Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на предпосылке, что каждое государство якобы имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они не нарушались. 
Теоретическое обоснование политики вмешательства во внутренние дела 
других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как 
право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах 
юристов-представителей науки международного права. Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности интервенции по мотивам «гуманности» для защиты основных прав и свобод человека разделялась большинством юристов - международников как в XVIII, так и в XIX веке.

      Лишь отдельные ученые, как, например, профессор А. Гефтер, утверждали, 
что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо 
прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силой оружия в его 
внутренние дела. Разделяя точку зрения о законности интервенции во имя «гуманных» целей, ряд ученых считали, что право на «гуманитарную» интервенцию возникает не в одностороннем порядке, а в результате решения группы государств. «Нельзя согласиться с тем, - писал Ф. Лист, - что право вмешательства существует 
также и в том случае, когда, по мнению отдельного государства, даже вполне 
основательному, вторжение представляется для охраны общих интересов 
человечества. Право вмешательства может быть представлено совместно 
несколькими государствами (так называемое коллективное вмешательство)». 
Доктрина гуманитарной интервенции широко использовалась в то время и в 
практике международных отношений. Она служила одним из многочисленных 
«обоснований» для порабощения «нецивилизованных» народов. После Первой мировой войны и образования Лиги Наций право государства 
на интервенцию подвергается определенным ограничениям. Если в период, предшествующий учреждению Лиги Наций, международное право практически признавало право государства на войну, которое обосновывалось, права, различными предлогами, то Статус Лиги Наций серьезно ограничивал право государств – членов Лиги Наций прибегать к войне и предусматривал санкции в отношении ее членов, которые будут воевать в нарушение постановлений Статуса. В рамках Лиги Наций происходило заключение целого ряда соглашений, направленных на борьбу с рабством и работорговлей, а также на пресечение торговли женщинами и детьми. 
Поэтому некоторые государства – члены Лиги Наций – расценивали договоры о меньшинствах как неравноправные, несовместимые с суверенитетом государств и открывающие лазейки для вмешательства в их внутренние дела. Обязательства государств по защите меньшинств были поставлены под гарантию Лиги Наций.                         Государства – члены Лиги Наций даже не ставили перед собой задачу выработать универсальный международный документ, который содержал бы положение об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека. В период, предшествующий созданию Организации Объединенных Наций, ограниченным числом государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались некоторые вопросы обеспечения прав человека. К их числу относятся договоры им конвенции, содержащие положение о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите религиозных, этнических и языковых меньшинств, а также ряда прав человека в период вооруженных конфликтов. Целью этих соглашений являлось не создание всесторонней системы защиты прав человека, а лишь обеспечение некоторых прав личности. В соответствии с принципом суверенного равенства права человека в тот период рассматривались международным сообществом как входящие во внутреннюю 
юрисдикцию государств и подлежащие регулированию национальным 
законодательством. 
В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились 
недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и 
итоги показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и 
безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод 
человека – с другой. Создание ООН и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. Как известно, ООН возникла как ответ народов на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы Второй мировой войны. Устав ООН, не конкретизируя понятия прав человека, тем не менее 
содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. 
Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и 
женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), 
недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. 
свобода совести, убеждения и т.п.). С учетом прежде всего этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждениях, прежде всего ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международной организации – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. И другие документы. Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих. 
В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве 
своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. 
Проект Декларации прав человека, подготовленный Комиссией был передан 
через Экономический и Социальный Совет Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 
1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла 
Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается в 
мире как День прав человека. Принятие Всеобщей декларации – документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных, - стало важных этапом в развитии 
международных отношений.

 
        В Европе старейшей и влиятельнейшей организацией, занимающейся защитой 
прав и свобод человека, является Совет Европы. Его цель, согласно ст. 1 
Устава, принятого в Лондоне 5 мая 1949 года, - достижение единения членов 
для сохранения и осуществления идеалов и принципов, которые «являются их 
общим наследием и способствует усилению их экономического и социального 
прогресса». 
       Сегодня Совет Европы является не только одной из старейших и крупнейших 
организаций мира, но и авторитетнейшей региональной структурой в деле 
защиты прав человека. И это не случайно. Ведь как никакая другая организация, он имеет возможность учитывать большую часть особенностей региона, в том числе и 
европейское традиционное отношение к проблеме прав человека. 
Конкретным результатом работы этой организации за годы ее существования 
служит принятие более 180 конвенции, в том числе Европейской конвенции о 
защите прав человека и основных свобод.

 
     В международном плане Всеобщая Декларация послужила источником 
вдохновения для создания различных международных пактов им договоров о 
правах человека, в том числе и Европейской Конвенции о защите прав человека 
и основных свобод. Создание Совета Европы представляло собой огромный прорыв в создании международных гарантий прав человека. Это объединение было создано в 50-е годы и явилось результатом идеологического и политического раскола 
последовавшего за окончанием второй мировой войны и символом которого стала 
Европа. Существование Совета Европы неразрывно ассоциируется с его главным 
детищем – Европейской Конвенции о защите прав человека. На 
сегодняшний день участниками Европейской Конвенции являются 41 государства. 
Канада США и Япония подключились к работе Совета Европы в качестве 
наблюдателей. Европейская Конвенция оказалась наиболее действенной и 
эффективной системой из всех существующих ныне международных инструментов 
обеспечения прав человека. Европейская Конвенция дала импульс целому 
каскаду правовых изменений, преобразивших современное международное право и 
международные отношения и оказавших глубокое влияние на конституционное 
развитие современных государств.

      В рамках Конвенции неправительственные организации (НПО) могут влиять 
на политику государства – члена в отношении выполнения Рамочной конвенции. 
Наряду с Советом Европы проблемами прав человека занимается Совещание 
по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Оно объединяет все 
государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду и является 
самой Крупной региональной организацией. Она была создана в Хельсинки 3 
июля 1973 года. В конце 1994 года совещание было преобразовано в 
Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 
      Стремлению Российской Федерации включиться в европейские интеграционные процессы отвечала Заявка на ее выступление в Совет Европы, которая была подана в 1992 г. Еще до принятия в Совет Европы в стране велась интенсивная работа по приведению российского законодательства в соответствие с европейскими требованиями и международными соглашениями. Именно с того времени на российскую правовую систему усилилось влияние Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которое стало определяющим в связи с подачей заявки России по вступление в Совет Европы (7 мая 1992 года).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2  
Востребованность правового оформления прав человека и ребенка.

 
          Развитие современных международных отношений убедительно 
свидетельствует о том, что внутригосударственные отношения в области прав 
человека стали объектом международно-правового регулирования. Это 
регулирование, как отмечалось, особенно в рамках Совета Европы и ОБСЕ 
охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя 
конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод 
человека, что способствует обеспечению стабильности и устойчивости 
правопорядка. 
         Изучение проблемы взаимоотношения норм международного и 
внутригосударственного права в настоящее время является одной из актуальных 
задач в контексте обеспечения защиты общечеловеческих ценностей. С учетом 
понимания возрастания роли примата международного права в 
межгосударственных отношениях требуются новые подходы и к оценке его 
соотношения с национальным законодательством, а также к направлениям 
совершенствования механизмов имплементации международных стандартов, в том 
числе в области прав человека, во внутригосударственные нормы. 
Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно 
недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке 
государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола 
родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, 
в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, 
детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. 
В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав 
ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда находились в центре внимания 
ООН с момента ее создания в 1945 году, одним из первых актов Генеральной 
Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в данное 
время является главным механизмом международной помощи детям. 
ЮНИСЕФ – это единственная организация ООН, деятельность которой 
посвящена исключительно детям. ЮНИСЕФ работает ради защиты, выживания и 
развития ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. 
ЮНИСЕФ в настоящее поддерживает программы, направленные на улучшение 
жизни детей повсюду, особенно в развивающихся странах. 
ЮНИСЕФ предоставляет главным образом три вида помощи:

 
- оказывает содействие в составлении  планов и программ помощи детям; 
- предоставляет материалы и оборудование для осуществление этих 
программ; 
- предоставляет средства для подготовки персонала в основном в самых 
развивающихся странах.

 
            В сотрудничестве с другими учреждениями ООН, правительственными и 
неправительственными организациями ЮНИСЕФ содействует программам по 
предоставлению дешевых услуг на общем уровне в области оказания первичной 
медицинской помощи, питания, начального образования, очистки воды и 
улучшения санитарных условий, ликвидации гендерного неравенства и 
развития. Помощь со стороны ЮНИСЕФ осуществляется по просьбе правительств по 
программам, утверждаемым правлением ЮНИСЕФ как на краткосрочной, так и на 
долгосрочной основе.

            ЮНИСЕФ также продолжает оказывать неотложную помощь и 
проводить восстановительные работы в случае чрезвычайных происшествий. 
Штаб-квартира ЮНИСЕФ находится в Нью-Йорке. Он также имеет региональные 
отделения в Абиджане, Бангкоке, Бейруте, Дели, Женеве, Лагосе… 
В 1965 году ЮНИСЕФ был награжден Нобелевской премией мира. 
В приятой ООН в 1948 году Всеобщей Декларации прав человека отмечается, 
что дети должны быть объектом особой помощи. 
Время и продолжающиеся ухудшение положения детей, потребовали от 
мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто 
декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе 
юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. 
         В настоящее время Россия обязана периодически предоставлять в Комитет 
по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка 
в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой 
является Комитет – универсальна. По итогам рассмотрения представленного государством доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы. Комитет выносит 
рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и 
особой защите отдельных категорий детей. Россия уже предоставила в Комитет 
два Доклада (1993, 1995 гг.) по итогам рассмотрения которых были вынесены 
соответствующие рекомендации. Совершенствование механизма осуществления норм международного права – главная цель, которую должна преследовать Россия, интегрируя в международное сообщество. Эффективность этой функции государства может быть достигнута посредством решения двух наиболее важных задач:

 
1) достижение мобильности механизмов  интеграции посредством 
правовых и организационных инструментов; 
2) совершенствование методов «вживания» международных стандартов в 
России по всех направлениям.

Информация о работе Права человека и ребенка в международном праве