Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:21, лекция

Описание работы

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Работа содержит 1 файл

лекции по МП.docx

— 153.55 Кб (Скачать)
  • воздушные границы

Воздушные границы - боковые (вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы по суше или морю) и высотные (горизонтальная плоскость, лежащая на высоте около 100 км). Устанавливаются над уровнем моря в пределах боковых, воздушных границ государства.

 

Границы, как правило, устанавливаются  договорами (договорные границы). Существуют и «исторически сложившиеся границы», признанные сопредельными государствами в результате длительного их соблюдения.

 

  • демаркация - уточнения сопредельными государствами линии границы, которая была или могла быть изменена в результате природных или исторических факторов.
  • редемаркация - проверка ранее демаркированной границы с ремонтом ранее установленных пограничных знаков;
  • делимитации - установления границы между государствами впервые.

 

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны внутренним законодательством и межд. договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает

порядок охраны и пересечения  государственной границы на суше, на море и в воздухе;

ведение сельскохозяйственной, промысловой, производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы.

Значение границ обусловлено тем, что они определяют пределы территории государств, Границы определяют пределы территориальной юрисдикции.

  1. Правовой  режим Арктики и Антарктики

Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств - Россия, Канада, США (благодаря Аляске), Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция.

Все территории (в том числе  неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских  пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами межд. морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.

Особенность режима арктического моря касается прибрежного судоходства. Норвегия и Канада установили своими законами особый режим для такого судоходства. В России об этом говорится в Законе о морских водах (статья 14). Северный морской путь рассматривается как исторически сложившаяся национальная единая коммуникация РФ, ее протяженность примерно 35000 морских миль. Она проходит также через участки открытого моря. В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 года этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

В целях исследования Арктики  и охраны ее природной среды развивается  широкое межд. сотрудничество: действует множество международных договоров в этой области.

 

Антарктика - южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.

Правовой режим Антарктики  интернациональный – «система Договора об Антарктике от 1 декабря 1959 г». Стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет МП, а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.

Антарктика является межд. территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие, в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

В рамках Договора была подписана  Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; межд.-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

Договором создан специальный  межд. механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.

  1. Понятие населения государства, его состав

Население - совокупность физических лиц, населяющих территорию государства в данный момент, т.е. проживающих на его территории. На территории государства распространяется его полный и исключительный суверенитет.

Государство осуществляет в  отношении своего населения три  вида юрисдикции — законодательную, исполнительную (административную) и судебную.

В силу законодательной юрисдикции государство устанавливает юридический  статус лиц, составляющих его население,   относя их к категориям:

  • своих граждан (подданных для государств с монархическим строем правления)
  • иностранцев
  • лиц без гражданства

Роль МП:

  • государства в силу обычноправовых норм международного права взаимно признают исключительную юрисдикцию государств в регулировании правового статуса лиц, составляющих их население;
  • они взаимно согласились признавать право отечественного государства в установленных случаях оказывать содействие своим гражданам, находящимся на иностранной территории, в осуществлении их прав, предусмотренных для иностранцев;
  • на взаимных договорных началах государства регулируют вопросы, касающиеся коллизии их внутригосударственных норм об определении статуса лиц, относящихся к категории их граждан (в частности, заключая соглашения об исключении двойного гражданства);
  • регулируют на уровне норм общего международного права правовое положение лиц, входящих в состав их зарубежных органов внешних сношений.
  1. Гражданство: способы приобретения и утраты

Гражданство (подданство) — термин, означающий юридическую принадлежность к организованному в данное государство обществу индивида, наделенного определенными правомочиями по управлению делами этого общества. Устойчивая правовая связь человека с государством, определяющую взаимные права и обязанности.

Приобретение гражданства:

  • в силу рождения

В основе законодательства лежит  либо принцип права крови —  новорожденный приобретает гражданство  родителей независимо от места рождения, либо принцип права почвы, когда приобретается гражданство того государства, на территории которого лицо родилось, независимо от гражданства родителей.

Будучи основой законодательства, в чистом виде эти принципы не применяются, а так или иначе сочетаются.

Такое принципиальное расхождение законодательства государств о гражданстве, на территории одного из которых лицо родилось, может порождать либо ситуацию безгражданства, либо ситуацию двойного гражданства.

  • в силу натурализации (приема в гражданство).

Натурализация — прием  в гражданство данного государства  по просьбе заинтересованного в  том лица — также может породить ситуацию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в отношении лица, признаваемого гражданином другого государства.

Ситуации безгражданства или двойного гражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что могут порождать и действительно порождают конфликты между государствами.

На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно нормам международного права о внешних сношениях государств, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства.

Поэтому основной способ смягчения  или недопущения ситуаций безгражданства или двойного гражданства — заключение договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и делается на практике.

 

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства, и решаются по-разному.

  • по собственной воле
  • по инициативе государства

В последнем случае говорят  о лишении гражданства. Оно может  быть автоматическим, т.е. в силу закона, который предусматривает, что при  определенных условиях гражданство  прекращается, например, в случае приобретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы.

Иной вид лишения гражданства  состоит в издании специального акта государства, декрета высшего  органа или приговора суда. Последние  десятилетия наблюдается тенденция  к ограничению права государства  лишать гражданства. Конституция РФ установила, что гражданин не может  быть лишен своего гражданства (часть 3 статья 6). Речь может идти лишь, об отмене решения о приеме в гражданство  в случае приобретения его на основе заведомо ложных сведений (глава IV Закона о гражданстве РФ).

  1. Правовое  положение иностранных граждан

Правовое положение иностранцев устанавливается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных положений общего МП, в частности касающихся возможности защиты их прав и интересов государством их национальной принадлежности.

Определение понятия «иностранец». Некоторые государства относят к таковым лиц, имеющих гражданство иностранного государства, и лиц без гражданства. Другие государства считают таковыми лишь лиц, имеющих гражданство другого государства.

Дипломатическая защита иностранцев существенно осложняется при двойном (множественном) гражданстве.

Право на дипломатическую защиту государством лиц его национальной принадлежности касается не только физических, но и юридических лиц.

Право защиты попранных прав иностранцев возникает не только у их отечественных государств, но и у всех других государств, и у международного сообщества государств в целом, когда, в частности, речь идет о наличии их дискриминации по любым признакам или в случаях тяжких нарушений международных обязательств, касающихся защиты человеческой личности как таковой (международные обязательства, запрещающие рабство, геноцид, апартеид и другие аналогичные бесчеловечные действия).

Вне таких условий право  дипломатической защиты своих граждан, находящихся на территории другого  государства, при определенных условиях приобретает лишь их отечественное  государство.

Дипломатическая защита - заявление протеста соответствующему государству, требования восстановить нарушенные права данных иностранцев и компенсировать нанесенный им материальный и иной ущерб.

Условия возникновения права  на дипломатическую защиту обозначены ныне в ст. 22 разрабатываемого Комиссией международного права ООН Проекта статей об ответственности государств. Обращение государства к дипломатической защите физических лиц его национальной принадлежности возможно лишь при условии исчерпания ими внутренних возможностей, предусмотренных законодательством государства, на территории которого они находятся, т.е. после безуспешного обращения к вышестоящим компетентным органам подлежащего государства.

Если же дипломатическая  защита не привела к желаемому  результату, то налицо правонарушение соответствующего государства и возникновение его международной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями.

  1. Право убежища и правовое положение  беженцев

Одним из важных суверенных прав государства является право  предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства.

Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки.

Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и  дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве. Нормы о праве убежища — преимущественно обычные нормы международного права.

Право дипломатического убежища  получило договорное оформление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. и некоторых других.

Помимо международных документов, нормы о праве убежища зафиксированы также в законодательстве различных государств (например, в ст. 63 Конституции РФ, Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента от 21 июля 1997 г.).

Убежище предоставляется  только в экстренных случаях и  только на период, необходимый для  обеспечения безопасности лица. О  предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.

Информация о работе Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях