Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:21, лекция

Описание работы

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Работа содержит 1 файл

лекции по МП.docx

— 153.55 Кб (Скачать)
  1. Понятие, сущность и  значение международного права в  современных условиях

 

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.   

Предметом МП являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами МП.

Методом МП регулирования - соглашение между независимыми субъектами международно-правовых отношений по поводу установления правил их взаимного поведения и придания таким правилам юридически обязательного характера. Согласованная общая воля – это компромисс. Она не всегда отвечает реальным потребностям международно-правового регулирования.

Объектом современного международно-правового регулирования являются лишь та часть м-п отношений, в регулировании которой возникла потребность.

 

Значение.

 

Функции МП.

• Координирующая - с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой.

• Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.

• Обеспечительная - МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП.

• Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов МП.

  1. Место и роль международного права в межгосударственной системе

  1. Процесс создания  норм международного права и их виды

Норма МП - это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного международного права.

Процесс создания норм МП

В межд. правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством. Субъекты МП самостоятельно устанавливают м-п  нормы. Формообразование в МП носит согласительный характер. Соглашение субъектов МП может быть явно (договорные нормы) выражено или молчаливо (обычные нормы)

Классификации мп норм

1. По своей юридической силе:

  • императивные (jus cogens) - субъекты МП не могут по своему усмотрению их изменять.
  • диспозитивные – от них государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.

2. По сфере действия:

  • универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира.
  • региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону.

3. По характеру воздействия: запрещающие; разрешающие; управомочивающие.

4. По функциям в системе: материальные; процессуальные

5. По источнику: обычные; договорные; нормы решений межд. организаций.

Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности межд. органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы МП, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

  1. Соотношение международного и внутригосударственного права 

2 типа правовых систем — международное право и внутреннее право государств.

Равнопорядковые юридические явления. Независимы друг от друга.

Общие черты:

  • совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
  • обладают сходной структурой: имеют основные принципы; делятся на отрасли, подотрасли, институты; «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.
  • используют одни и те же юридические конструкции и термины. Но международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

Отличия:

  • по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы МП создаются самими его субъектами путем соглашения;
  • по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства. Субъектами МП - государства, нации и народы, межд. организации и государственные образования (Ватикан);
  • по предмету регулирования. ВП регламентирует отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования МП являются межгосударственные отношения в широком смысле слова;
  • по источникам права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и др. Межд.-правовые - в виде межд. договоров, обычаев, решений межд. организаций, актов межд. конференций и совещаний;
  • по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения межд.-правовых норм производится самими субъектами МП (индивидуально или коллективно).

Соотношение суверенитета государства  и международного права - одна из коренных проблем, затрагивающих саму природу  этого права, включая его обязательную силу.

По мере расширения сферы  совместной деятельности увеличивается  и область, в которой осуществление  суверенных прав государствами возможно только согласованно, на основе норм международного права.

Для суверенных прав государства необходимая гарантия - международное право..

Теории соотношения межд. и внутригосударственного права: 

  • Дуалистическая теория - разграничение межд. и национального права и их неподчинение друг другу.
  • Монистические концепции - соединение межд. и внутригосударственного права в одну правовую систему. В зависимости от того, какая часть преобладает - различают примат внутреннего права государства или межд. Неэффективна.
  • Теория умеренного монизма – не признает примат МП.

Влияние ВП на формирование и осуществление норм МП.

Воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на МП в рамках нормообразования последнего.

Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих межд.-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из МП под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование  в МП основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.

Влияние МП на формирование и развитие внутригосударственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм МП во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:

  • прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;
  • опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;
  • смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к межд. договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм МП, косвенная ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

  1. Внешняя политика РФ и основные принципы международного права

Ч.3 ст.80 Конституции: Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Концепция внешней политики РФ (12 июля 2008 года)- система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Дополняет Концепцию 2000 года. Признает неуклонное соблюдение целей и принципов, зафиксированных в Уставе ООН.

Цели внешней политики (не все):

  • обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
  • создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;
  • всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;
  • поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства.

Основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное, содержание МП и обладающие высшей юридической силой. Основные принципы МП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г.

  1. Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цель: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах.
  2. Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои межд. споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и справедливость.
  3. Принцип уважения прав человека. ст. 55 Устава: «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах.
  4. Принцип суверенного равенства. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями.
  5. Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников межд. общения.
  6. Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.
  7. Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих межд. границ другого государства или в качестве средства разрешения межд. споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
  8. Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.
  9. Принцип сотрудничества. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление межд. отношений в различных областях.
  10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по межд. праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами МП.
  11. Принцип всеобщего и полного разоружения
  12. Принцип всемирной охраны окружающей среды
  1. Понятие системы  современного международного права

Система права - совокупность принципов, норм, институтов отрасли права.

Система МП - комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Основными системообразующими факторами выступают цели и принципы МП. Общепризнанной системы МП не существует.

Структура системы МП

Ядро системы образует общее МП, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные межд.-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств.

Институт МП - это совокупность межд.-правовых норм, касающихся отношений субъектов МП по определенному объекту правового регулирования или устанавливающих межд.-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта (например, институт дипломатических иммунитетов, институт мирного прохода судов через территориальное море).

Межд.-правовые институты объединяются в отрасли МП - это совокупность обычно-правовых норм МП, регулирующих отношения субъектов МП в какой-либо одной широкой области межд. сотрудничества (право межд. договоров, межд. морское, воздушное, космическое право и др.).

Для МП характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Перечень институтов и отраслей МП не является исчерпывающим, они находятся в постоянном развитии и взаимодействии.

Конструирование и конкретное содержание отраслей и институтов МП может осуществляться в различных  правовых системах по-разному, разбираться на подотрасли в соответствии с какими-либо критериями.

Существование системы МП объективно обусловлено, поскольку  лишь в качестве достаточно организованной системы современное МП в состоянии  выполнять свои функции.

Систему МП нельзя отождествлять  с системой науки МП. Система МП носит объективный характер, система науки МП - субъективный.

  1. Понятие и виды источников МП

Источники МП понимаются в  двух значениях: в материальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выражение нормы права). Источники МП - признанные государствами формы воплощения результатов согласования государственной воли, формы фиксации межд.-правовых норм.

Две группы: основные и вспомогательные средства создания межд.-правовых норм.

Основные:

    1. Общепризнанные принципы МП
    2. межд. договоры, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Межд. договоры бывают:

Информация о работе Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях