Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:21, лекция

Описание работы

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Работа содержит 1 файл

лекции по МП.docx

— 153.55 Кб (Скачать)
    • общие - содержат нормы, обязательные для всего межд. сообщества;
    • специальные договоры с ограниченным числом участников;
    1. межд. обычай - правило поведения субъектов МП, которое признано в качестве правовой нормы. Началу обычая может положить решение межд. органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой.

Обычная норма может превратиться в договорную путем закрепления ее в межд. договоре. Договорная норма может стать обычной для не участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее признание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права.

Вспомогательные:

  1. внутригосударственное право.
  2. односторонние акты государства (заявления, ноты, выступления и т. д.), которые, не являясь источником МП (не создают норм), могут порождать для государства юридические обязательства.
  3. судебные решения в качестве самостоятельного источника МП признаются в англоязычных государствах. Однако как вспомогательный источник права решения Межд. суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обычных норм.
  4. доктрины МП. Большое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация МП, Институт МП и т. д. Тем не менее доктрина согласно российской теории права - только вспомогательное средство для определения норм.
  1. Понятие и виды субъектов  международного права

 

Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов.

Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП.

Межд. правосубъектность: фактическая и юридическая.

Отсюда две категории  субъектов МП.

Первичные (суверенные) субъекты МП.

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2.  Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка.

Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы:

  • территория, на которой она бы могла самоопределиться;
  • политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации;
  • воинские формирования;
  • признание при межд. организациях.

Производные субъекты МП (создаются первичными). Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.

1. Межд. организации.

  • межд. межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Существуют как универсальные (носят всемирный характер (ООН)) и региональные (объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.));
  • межд. неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). В основе их создания лежит договор, как правило, с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета.

 

Помимо этого существуют участники отдельных видов межд.-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных  в науке МП является вопрос о межд. правосубъектности индивида: от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

  1. Государство как  основной субъект международного права

Государством в МП - страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в межд.-правовом смысле и субъектом МП (например, колониальные страны не могли).

Способы образования новых государств - субъектов МП:

  1. в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
  2. слияние двух или нескольких государств в одно государство;
  3. распад одного государства на два или несколько государств;
  4. отделение части территории и провозглашение не ней самостоятельного государства;
  5. решением межд. организации.

Наиболее важные признаки государства: суверенитет, территория, население и власть.

Особенности суверенитета:

  • Международно-правовой аспект суверенитета -  субъект и участник международных отношений не государственные органы или должностные лица, а государство в целом.
  • Внутренний аспект суверенитета - территориальное верховенство и политическая независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Права  государства как субъекта МП:

  1. право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных МП иммунитетов;
  2. равноправие с другими государствами;
  3. право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.

Обязанности государства:

  1. воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
  2. воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
  3. уважать права человека;
  4. устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;
  5. решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;
  6. воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с МП;
  7. воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
  8. воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства неприменения силы;
  9. добросовестно выполнять свои обязательства.
  1. Международно-правовое признание: понятие, виды, значение

Межд.-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Теории межд.-правового признания :

  • конститутивная - акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Недостатки: на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания, неясно - признания скольких государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело межд. правосубъектность.
  • декларативная - признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания:

  1. Признание де-факто (de facto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.
  2. Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.
  3. Признание (разовое) «ad hoc» - признание государства для конкретного случая.

Виды признания:

  • традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;
  • предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания  применяются в ожидании дальнейшего  развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

 

Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Сущность протеста - в несогласии с правомерностью соответствующего юридически значимого факта или события, в квалификации его как международно-противоправного деяния. Протест должен быть явно выраженным и так или иначе доведенным до сведения государства, которого он касается.

  1. Правопреемство  государств

Правопреемство – смено одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории;

Определяющим признаком  при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому является территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника.

Правопреемство возникает:

  • при объединении существующих государств;
  • при разделе государств;
  • при отделении части государства;
  • при переходе части территории одного государства к другому государству.

Нормы МП:

  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.
  • Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной   собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Это общее руководство, требующее заключения соответствующих соглашений между ними, коль скоро произошло событие правопреемства государств.

 

Вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 года.

Норм по правопреемству в отношении членства государств в международных организациях, в частности в ООН, не существует.

Возможны: как  порядок правопреемства так и принятие нового члена.

  1. Понятие и виды международных  организаций

 

Международные организации - международные объединения, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей.

Виды международных организаций:

1) неправительственные организации - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами. Уставы этих организаций не являются международными договорами. Неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут обладать всеми элементами международной правосубъектности.

2) межправительственные организации - созданные первичными субъектами международного права;

Признаки международных организаций:

  1. Создаются суверенными государствами (не менее 3)
  2. На договорной основе
  3. Имеют определенные цели
  4. Имеют систему постоянно действующих органов
  5. Обладают МП правосубъектностью
  6. Действуют в соответствии с нормам МП

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом. Их правосубъектность ограничена уставными целями и задачами.

В отношении учредительных  документов международных организаций  действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

Все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

ММПО можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения  и др.;

б) по кругу участников - универсальные и региональные;

в) по порядку приема новых  членов - открытые или закрытые;

г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;

д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

е) по количеству членов - всемирные или групповые.

Основные права международных  организаций:

1) право участвовать в  создании международно-правовых  норм;

2) право органов организации  пользоваться определенными властными  полномочиями, в том числе право  на принятие решений, обязательных  для исполнения;

3) право пользоваться привилегиями  и иммунитетами, предоставленными  как организации, так и ее  сотрудникам;

4) право рассматривать  споры между участниками, а  в некоторых случаях и с  не участвующими в данной организации  государствами.

  1. История создания, цели, принципы, основные направления деятельности ООН

ООН была создана в период Второй мировой войны, когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Информация о работе Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях