Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:21, лекция

Описание работы

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Работа содержит 1 файл

лекции по МП.docx

— 153.55 Кб (Скачать)
  1. Понятие и основание международно-правовой ответственности субъектов МП

Межд-правовая ответственность (МПО) - юридические последствия, которые могут наступить для субъекта МП в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению межд.-правовые нормы.

Одновременно это и  одно из юридических средств обеспечения соблюдения норм МП и возмещения нанесенного ущерба.

МПО получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия.

Ответственность в МП - оценка межд. правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю.

Основания межд.-правовой ответственности субъекта - совершение им межд. правонарушения.

  • Юридические - межд.-правовые обязательства субъектов МП, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется межд. правонарушением: договор, обычай, решение межд. судов и арбитражей, резолюции межд. организаций, а также односторонние межд.-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государства.
  • Фактические. Межд.-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может согласно МП присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение межд. обязательства этого государства.
  • Процессуальные

Принят проект статей об ответственности государств (Draft Articles on State Responsibility)

  1. Виды  и формы международно-правовой ответственности  государств

Форма межд-правовой ответственности - способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им межд. правонарушения. Различают две формы межд.-правовой ответственности - нематериальную и материальную.

Нематериальная (политическая, моральная):

  • Сатисфакция -удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесении извинения и т. д.
  • Репрессалии - ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (например, задержание иностранного рыболовецкого судна за браконьерство).

От репрессалии следует  отличать реторсию - ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

  • Коллективные санкции в отношении межд. правонарушителя могут приниматься только на основании решения Совета Безопасности ООН. Они могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета. Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб:

Репарации (реституции, субституции, ресторации) - возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами и т. д. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.

  • Реституция - восстановление положения до причинения ущерба.
  • Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т. п. сходными и равноценными предметами.
  • Ресторация - восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий.

Контрибуция- взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек.

 

Исключительно на основе договоров  возникает такая разновидность  материальной ответственности, как  абсолютная или объективная ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, т. е. за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма).

  1. Международно-правовое понятие территории и виды правовых режимов

Территория (в широком смысле) в МП -различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Вся территория подразделяется на три типа:

1) государственная территория;

2) территория с международным режимом;

3) территории со смешанным режимом.

Государственной является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства. Некоторые временные исключения возможны в случаях военной оккупации и межд.-правовой аренды территории.

К территориям с межд. режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с МП. Это прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы МП и нормы национального права. Этот вид территорий можно условно разделить на две группы.

  • континентальный шельф и экономическая зона

Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы межд. морского права.

 

  • межд. реки и проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств, и межд. каналы, входящие в состав территории прибрежных государств.

 

Особый межд.-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 г. Согласно этому договору Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

Космическое пространство находится  за пределами земных территорий, и  его правовой режим опредепяется принципами и нормами межд. космического права, в частности Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. Оно не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было образом и открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства.

  1. Понятие, состав и правовой режим государственной  территории

Государственная территория - территория, которая находится под суверенитетом государства, т. е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ. Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальное море. Различие этих двух водных пространств обусловлено режимами плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей и связанными с этим вопросами.

Внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

1) морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;

2) воды портов;

3) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы.

Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства.

Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.

В состав территории государства  также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.

Согласно МП юрисдикция государства  распространяется на лица, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.

Государственная территория представляет собой не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но также и природную среду с ее компонентами: сушей и водами, воздушным пространством и недрами.

  1. Правовые  основания и способы изменения  государственной территории

Основания изменения государственной территории:

1) осуществление нациями и народами своего права на самоопределение, при котором происходит разделение или восстановление наций и народов и в результате устанавливаются новые границы или восстанавливаются старые. С утверждением в международном праве принципа самоопределения народов все наиболее крупные и существенные территориальные изменения происходят или должны происходить на его основе. При осуществлении самоопределения возможно применение некоторых второстепенных принципов в качестве вспомогательных, например географических принципов.

2) обмен небольшими участками государственных территорий сопредельных государств

3) передача небольших и незаселенных участков (цессия) за компенсацию.

 

Изменение государственной территории может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права.

Правовым основанием такого изменения становится международный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. При этом изменение территории государств не может противоречить нормам международного права.

 

Предпосылки для передачи той или иной территории от одного государства к другому:

1. Способность передавать  и приобретать территорию. Только  суверенное государство вправе  передавать и приобретать территорию.

2. Наличие правового титула  на территорию.

 

Учитывая принципы мирного  разрешения международных споров и  неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях , единственным способом изменения территории государства является международный договор, двусторонний или многосторонний.

Договоры о передаче территории обычно требуют ратификации, и это  понятно,

поскольку государственная  территория не является собственностью

правительства, а достоянием всего данного государства.

  1. Государственные границы: понятие, виды, значение

Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющие государственную территорию от территории, на которую суверенитет государства не распространяется.

Границы государственной территории:

  • Сухопутные границы

Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и согласно этим договорам отмечаются на местности. Существует три типа сухопутных границ:

1) орографические - проводятся с учетом рельефа местности;

2) геометрические - устанавливаются по прямой линии, проведенной между двумя точками;

3) астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

  • Водные границы

Водные границы делятся  на: речные, озерные, границы других водоемов, морские.

Речные границы устанавливаются  по соглашению прибрежных государств и проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки. На озерах и иных водоемах - по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема. Морские границы государства - внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территории морей смежных или противолежащих государств.

Информация о работе Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях