Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:21, лекция

Описание работы

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Работа содержит 1 файл

лекции по МП.docx

— 153.55 Кб (Скачать)

Виды:

  • преступления против мира
  • военные преступления, под которыми понимаются серьезные нарушения законов и обычаев войны
  • преступления против человечности (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, пытки, заключение в тюрьму, изнасилование, терроризм). Совершены с целью осуществления или в связи с преступлениями против мира или военными преступлениями;
  • преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т. д.).

Международные преступления:

1) совершаются государствами,  должностными лицами государств, использующими механизм государства  в преступных целях, а также  рядовыми исполнителями; совершаются  в непосредственной связи с  государством;

2) посягают на международный  мир и безопасность, угрожают  основам международного правопорядка;

3) влекут ответственность  государства как субъекта международного  права и персональную уголовную  ответственность исполнителей.

Ответственность за международные  преступления наступает в рамках международной, а в некоторых  случаях - национальной юрисдикции.

  1. Понятие и виды уголовных преступлений международного характера

В современном международном  праве признается индивидуальная уголовная  ответственность физических лиц  за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества, которая наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица - уголовную ответственность.

Преступления межд. характера  делятся на:

•преступления против стабильности межд. отношений (межд. терроризм; захват заложников; хищение ядерного материала; вербовка и др.);

•деяния, наносящие ущерб  экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов и др.);

•преступные посягательства на личные права человека (рабство; эксплуатация проституции третьими лицами; пытки и другие бесчеловечные виды обращения и наказания и др.);

•преступления, совершаемые  в открытом море (пиратство; разрыв и повреждение подводного кабеля или трубопровода и др.);

•военные преступления межд. характера (применение запрещенных  средств и методов ведения  войны; мародерство и т. д.).

  1. Международная уголовная ответственность физических лиц

Международно-правовая ответственность  государства-агрессора за нарушение  мира и безопасности дополняется  мерами ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов преступлений:

  1. главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей;
  2. непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные  международные суды (международные  военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Уставы международных  военных трибуналов, принятые в 1945 г., сформулировали составы преступлений, за совершение которых физические лица должны подвергаться международной уголовной ответственности, и зафиксировали процессуальные нормы деятельности международных военных трибуналов.

Уставами и приговорами  трибуналов были установлены следующие виды международных преступлений:

  • преступления против мира;
  • военные преступления,
  • преступления против человечности,

Перечень не является исчерпывающим. Согласно нормам международного права  военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция  о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности  за исполнение преступных приказов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

  1. Интерпол: цели, главные органы и основные направления деятельности

Международная организация  уголовной полиции (Интерпол) была создана  в 1919 г., но в современном виде действует  с 1956 г., когда был принят новый  Устав Международной организации  уголовной полиции.

Целями Интерпола объявлены:

  • обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;
  • развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается  осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.

Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-Президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица — на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.

Генеральный секретариат - постоянно действующий орган Интерпола, состоит из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).

Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Франция).

Основные направления деятельности Интерпола:

1. Уголовная регистрация.  Объект регистрации — сведения  о «международных» преступниках  и преступлениях, носящих международный характер.

2. Международный розыск. Основной  вид розыска по каналам Интерпола  — это розыск преступников. Однако  в задачи Интерпола входит  и розыск лиц, пропавших без  вести, похищенного имущества  (автомобилей, произведений искусства  и т.д.).

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших  без вести.

5. Розыск похищенных предметов  (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

  1. Проблема  выдачи преступников (экстрадиция) в  современном международном праве. Правовая помощь по уголовным делам

Выдача преступников – это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания.

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой  предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

В современном международном  праве утвердилась позиция, что  убежище может предоставляться  только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.

Однако единого понятия  политического преступления выработать не удалось. Поэтому практически  вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого оно  находится.

Традиционно должно соблюдаться  правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как  запрашивающей, так и запрашиваемой  стороны.

Граждане:

Конституция Российской Федерации  содержит принципиальные положения  о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, в ст. 61 Конституции  говорится, что "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или  выдан другому государству".

Позиция о невыдаче своих  граждан другому государству  для привлечения к ответственности  разделяется многими современными государствами.

Все страны ЕС имеют между  собой правовые соглашения, позволяющие  выдачу своих граждан. Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана  выдавать в том числе и своих граждан в ряд государств, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения. Аналогичная ситуация и в США.

Иностранцы:

Что же касается иностранцев  или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных  договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.

Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров.

  1. Межгосударственные договоры можно подразделить на два основных вида:
    • конвенции о борьбе с преступлениями международного характера (выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юридические действия — обмен информацией, передача предметов, связанных с преступлением, др.);
    • договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам
  1. Межправительственные договоры —двусторонние соглашения по борьбе с отдельными видами преступлений международного характера  и соглашения о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства
  1. Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры
  1. Понятие  и принципы международного морского права

Международное морское право (ММП) - совокупность норм МП, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов.

ММП является органической частью общего МП: оно руководствуется предписаниями  последнего о субъектах, источниках, принципах, праве межд. договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (межд. воздушное, право, космическое право и т. д.).

принципы:

  • принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Этот принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований и т. д., а также свободу воздушного полета над открытым морем;
  • принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;
  • принцип общего наследия человечества;
  • принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;
  • принцип охраны морской среды.
  1. Международно-правовой режим территориального моря и прилежащей зоны

Территориальное море -морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега: Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Согласно Конвенции 1982т. «каждое  государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. Однако и сейчас около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают  право мирного прохода через  территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

Уголовная юрисдикция прибрежного  государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через  территориальное море. Есть исключения.

Прилежащая зона - морская полоса, непосредственно примыкающая к территориальному морю прибрежного государства, на которой оно может осуществлять контроль, необходимый для того, чтобы:

  • предотвращать нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • наказывать за такие нарушения.

Информация о работе Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях