Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:21, лекция

Описание работы

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Работа содержит 1 файл

лекции по МП.docx

— 153.55 Кб (Скачать)

1. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.

2. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело, и он обязан являться в компетентные органы.

3. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля, Отказ консулом от дачи показаний недопустим.

4. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.

5. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

  1. Понятие, цели и принципы права международной  безопасности. Система коллективной безопасности

Роль МП в создании всеобъемлющей  системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

  • обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего межд. правопорядка;
  • выработка новых межд.-правовых обязательств, новых норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом межд. нормотворчества.

Право международной безопасности (МБ) - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам МП, направленных на обеспечение мира, и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическая основа:

  • принцип неприменения силы
  • принцип мирного разрешения споров
  • принцип разоружения.

Специальные принципы права МБ:

  • принципы равенства и одинаковой безопасности
  • ненанесения ущерба безопасности государств и т. д.

Арсенал средств обеспечения  МБ:

  • коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *
  • разоружение;
  • мирные средства разрешения споров;
  • меры по ослаблению межд. напряженности и прекращению гонки вооружений;
  • меры по предотвращению ядерной войны;
  • неприсоединение и нейтралитет;
  • меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
  • самооборона;
  • действия межд. организаций;
  • нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
  • создание зон мира в различных регионах земного шара;
  • меры по укреплению доверия между государствами.

Система МБ - совокупность средств, обеспечивающих поддержание МБ, в ней различают два момента:

  • коллективные меры - широкое межд. сотрудничество;
  • превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование межд. споров.

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН. .

Система коллективной безопасности имеет два основных признака:

  1. принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
    • не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
    • разрешать все споры мирным путем;
    • активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
  1. наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).

Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы.коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная  коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на

первый план выдвигаются  не принудительные, а мирные меры.

Помимо всеобщей системы  межд. безопасности, Устав ООН предусматривает  возможность создания региональных систем поддержания межд. мира. Региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности.

  • Организация американских государств
  • Организация Североатлантического договора (НАТО)
  • рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности.
  • Шанхайская организация сотрудничества
  1. Мирные  средства разрешения споров: понятие, классификация

Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Конфликтные отношения:

  • спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.
  • ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий.

Государства обязаны урегулировать  свои споры на основе международного права и справедливости.

Согласно ст. 38 Статута  Международного Суда ООН урегулирование споров на основе международного права  означает применение:

  1. Международных конвенций.
  2. Международных обычаев
  3. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.
  4. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (вспомогательное средство)

Мирные способы разрешения споров (ст. 33 Устава ООН):

  1. переговоры

Конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы и пр. согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз.

  1. Консультации сторон

Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную  функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а  также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими  сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В  литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

  1. Обследование

Средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

  1. Посредничество

Посредничество предполагает непосредственное участие третьей  стороны в мирном разрешении спора.

  1. Примирение

Примирение (согласительная процедура) включает не только выяснение  фактических обстоятельств, но и  выработку конкретных рекомендаций сторон, которые образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, вырабатывающую такие рекомендации.

  1. Добрые услуги

средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей  в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться  как в ответ на соответствующую  просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой  третьей стороны.

  1. Арбитраж

Для передачи спора на его  рассмотрение необходимо согласие сторон. Его решение обязательно для  сторон.

  1. Судебное разбирательство

Споры юридического характера  должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

  1. Обращение к региональным органам или соглашениям

Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием  Уставу ООН.

  1. иные мирные средства по своему выбору

 

Совет Безопасности ООН в  случае возникновения спора или  ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята  сторонами.

Для предотвращения ухудшения  ситуации в случае угрозы миру, нарушения  мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных  мер, которые он найдет необходимыми или желательными».

  1. Понятие, источники и принципы международного права вооруженных конфликтов

Право вооруженных конфликтов (ПВК) - совокупность создаваемых путем межд. соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, межд. и немежд. вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих межд.-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Источники:

  • Гаагские конвенции 1907 г. регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы
  • Женевские конвенции 1949 г. охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.
  • В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Важное место среди  источников ПВК занимают межд.-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия.

  • Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства;
  • Конвенция о бактериологическом оружии 1972 г, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение.
  • Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду 1977 г.
  • Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.

ПВК содержит большое количество межд.-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм ПВК:

  • Устав Межд. военного трибунала 1945 г.;
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
  • Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.;
  • резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г.
  • резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

Из общих принципов  МП в ПВК особое значение имеют:

  1. принцип гуманности
  2. принцип недопустимости дискриминации
  3. принцип ответственности за нарушение норм и принципов ПВК, который включает:
  • специальные принципы ПВК, регулирующие применение средств и методов ведения войны: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы; принцип разграничения военных и гражданских объектов;
  • специальные принципы ПВК о защите участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения подразделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.
  1. Международно-правовое понятие агрессии и ее виды

 

Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. (Определение агрессии 1974 года)

Информация о работе Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях