Международные преступления и ответственности за преступления международного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 17:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение общеправовой характеристики ответственности за международные преступления и ответственности за преступления международного характера. В соответствии с поставленной целью определяются следующее задачи исследования:

-изучение источников законодательства, регулирующих отношения в области международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью;

-определение международных преступлений, их виды, а также основных терминов и понятий в этом обороте;

-рассмотрение нормативно – правовой базы международных организаций, предусматривающих деяния, связанные с международными преступлениями;

- анализ уголовно-правовой характеристики преступлений, отнесенных к преступлениям международного характера;

- выявление основных проблем правоприменения в сфере международного сотрудничества государств по борьбе с преступлениями и разработка путей их решения.

Работа содержит 1 файл

Чигрина. Международная борьба с преступностью, ее формы и особенности.docx

— 121.34 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем необходима постоянная работа по корректировке, рационализации, уточнению  и международных правовых документов. В сфере международного сотрудничества по борьбе с преступностью существуют и достаточно серьезные проблемы. Так, например, 80% задержанных на Западе белорусских преступников объявляют  о том, что их уголовное преследование  ведется по политическим мотивам. В  результате срабатывает "политическое право", и экстрадиция затягивается на долгие месяцы. С передачей преступников из России обстоит по-другому. Некоторые  задержанные совершают преступления прямо в местных изоляторах, чтобы  нести ответственность там, но ни в коем случае не быть экстрадированными на родину. В других случаях преступники пытаются начать процедуру принятия российского гражданства, и, соответственно, экстрадиция затягивается. Кроме прочего, сама процедура экстрадиции является слишком «громоздкой и длительной». Очевидна необходимость доработки общих принципов и правил порядка экстрадиции в международном праве.

     Наибольшую  опасность для всего мирового сообщества и для Российской Федерации  в современный период представляет международный терроризм. Как известно, начиная с 1963 года мировым сообществом  под эгидой ООН разработано 13 контртеррористических  документов, которые направлены на борьбу с терроризмом. В 1973 году Генеральной  Ассамблеей ООН был учрежден Специальный  комитет по терроризму. С 2000 года он начал работу над проектом Всеобъемлющей  конвенции по борьбе с терроризмом. Инициатором этой работы явилась  Индия, которая еще в 1996 году предоставила первоначальный проект договора Шестому (правовому) комитету Генеральной Ассамблеи  ООН. Тем не менее до сих пор  не решены проблемы, препятствующие принятию этой конвенции. Камнем преткновения в  работе над ней является различие позиций государств в выработке  определения международного терроризма.

     Другая  проблема заключается в том, что  не все государства мира подписали  соответствующие 13 контртеррористических  документов, и еще меньше - их ратифицировали. Как следствие этого - отсутствие единого фронта государств в борьбе с терроризмом, который выражался  бы в унифицированном нормативно-правовом подходе, в системном участии  каждого государства в международно-правовом механизме борьбы с преступностью.

     В Глобальной контртеррористической  стратегии также поставлен вопрос о создании международного центра по борьбе с терроризмом. Россия имеет  положительный опыт подготовки кадров для правоохранительных органов  стран мира. Так, во Всероссийском  институте повышения квалификации МВД России в г. Домодедово под  эгидой Интерпола открыт Международный  межведомственный центр по подготовке сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Его деятельность получила высокую  оценку представителей ООН.

     Учитывая  необходимость усиления позиции  России в глобализирующемся мире и имеющийся опыт, целесообразно  при соответствующей организационной  и финансовой поддержке ООН, Интерпола  создание международного или регионального  центра по борьбе с терроризмом на территории РФ.

     Сегодня как никогда остро стоит вопрос уголовного правосудия в отношении  лиц, виновных в совершении таких  тяжких международных преступлений, как  геноцид, преступления против человечности и военные преступления.

     1 июля 2002 г. был создан постоянно действующий международный судебный орган для осуществления правосудия в отношении лиц, виновных в совершении геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Этот орган – Международный уголовный суд. За четыре года до этого события 17 июля 1998 г. был принят Римский статут Международного уголовного суда – это международный договор (устав), которым регулируются юрисдикция и функционирование суда.

     На  сегодняшний день 106 стран уже  ратифицировали Римский статут. Это, в основном, страны Африки, в которых  преодоление военных конфликтов и геноцида является жизненной необходимостью.

     Такие крупные державы, как Россия, США, Индия и Китай сегодня в  силу политических  и юридических  причин находятся в стороне от непосредственной деятельности МУС.37

     13 сентября 2000 года Российская Федерация  подписала Римский Статут, но, к  настоящему времени, так и не  ратифицировала его. Объективные  препятствия для ратификации  Россией Римского Статута носят  конкретный конституционный характер. Эти проблемы касаются:

     1) лиц, иммунитет которых предусмотрен  Конституцией РФ;

     2) передачи государством в юрисдикцию  МУСа граждан РФ по его запросу;

     3) вопросов помилования и амнистии;

     4) проблемы имплементации в российское  законодательство.

     Таким образом, преступления международного характера на сегодняшний день являются фактором, дестабилизирующим международные  отношения и оказывающим серьезную  угрозу внутригосударственному правопорядку во многих странах мира. Борьба с  этими преступлениями осуществляется на основе норм международно-правовых актов, а также на основе норм национального  законодательства криминального цикла. Ее успех во многом зависит от многогранного  сотрудничества государств, особенно их правоохранительных систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в  том числе имеющей международный  характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью  следующим образом: заключают договора о борьбе с отдельными видами международных  преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности.

     Неуклонно растет международная преступность. Она разрушает экономику, оказывает  разрушительное влияние на политику и общественную жизнь, подрывает  устои государства и становится угрозой для его безопасности. Организованная международная преступность использует мировой интеллект, науку, технический прогресс. Организованная преступность расширила межрегиональные  и международные связи. Организованная преступность не просто наладила международные  связи и вышла на международную  арену, но заняла там твердые позиции, стала элементом международной  преступной деятельности, широко влияющей на положение дел в мире, международную  политику.

     Недавние  внутренние проблемы России, связанные  с Чечней, межнациональные столкновения Абхазии и Грузии, незатухающие военные  конфликты на границе с Таджикистаном, территориальные споры между  бывшими республиками СССР, имеющими с Россией тесные экономические, демографические связи, а с большинством и общие границы, спад экономики  –все это обостряет криминогенную  ситуацию. Создаются условия для  криминализации банковско-финансовой и производственной сфер. Рыночная экономика и внешнеэкономическая  деятельность также не свободны от влияния преступных организаций. По оценкам специалистов Всемирного банка, из России ежегодно вывозится контрабандным  путем до 50 % валюты.

     Единственной  действенной мерой решения всех этих задач на международном уровне является объединение государств, согласованное  сотрудничество и создание единых целенаправленных программ с реально обеспеченным исполнением. Сотрудничество в борьбе с преступностью – часть социального взаимодействия суверенных государств. При этом возрастает значение действующего института оказания правовой помощи при расследовании уголовных дел и встает задача совершенствования форм сотрудничества в целом.

     Признавая опасность глобального наступления  криминала, большинство стран содействуют  друг другу в расследовании уголовных  дел, розыске и экстрадиции опасных  преступников. Мировое сотрудничество уже немыслимо без такой организации, как Интерпол, координирующей усилия полицейских органов почти 180 стран. Наращивают усилия в борьбе с международной  преступностью ООН, Европол, Азиапол, Организация американских государств, межгосударственные структуры стран-участниц СНГ, Совет государств Балтийского  моря, Черноморское экономическое сотрудничество и ряд других достойных и уважаемый  организаций.

     В последнее время заметное место  в отношениях между государствами  занимает вопрос об оказании профессионально-технической  помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих  правоохранительных органов новейшими  техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ  в багаже авиапассажиров требуется  весьма сложная и дорогостоящая  аппаратура, обзавестись которой  в состоянии далеко не все государства.

     Особое  значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут  успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с  организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется  проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования восстановительной  системы и т. п. 
 
 
 

Глоссарий

№ п/п Понятие Содержание
1 Функциональная

интернационализация преступности

интернационализация общественной опасности совершаемых преступлений, преступления против мира и безопасности человечества, посягательства на иные общечеловеческие ценности, деяния, представляющие опасность для нескольких государств и нарушающие нормальные международные отношения
2 Технологическая интернационализация  преступности интернационализация форм и методов преступной деятельности, т.е. развитие международно-организованной преступности, трансграничное противоправное перемещение товаров и других ценностей, использование коммуникаций в преступных целях, трансграничное перемещение лиц, совершающих противоправные деяния
3 Международное уголовное право совокупность  принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступностью
 
4
Международный обычай это ответственность  лица за международное преступление, которое наступает в ней зависимости  от того, участвует ли государство, чьим гражданином он является, в  конвенции о борьбе с таким  преступлением
5 Международный уголовный суд постоянно действующий  международный судебный орган для  осуществления правосудия в отношении  лиц, виновных в совершении геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений
6 Римский статут Международного уголовного суда новейший акт, ориентированный на осуществление  юрисдикции «в отношении лиц, ответственных  за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества»
7 Транснациональная преступность преступность, выходящая за границы одного государства
8 Международные преступления общего характера  противоправные  деяния, направленные против мира и  безопасности человечества и представляющие повышенную опасность для всего человечества
9 Агрессия это незаконное, применение вооруженной силы одним  государством против суверенитета, территориальной  неприкосновенности или политической независимости 
№ п/п Понятие Содержание
    другого государства  несовместимое с Уставом ООН, а также против гражданского населения  и военнослужащих данного государства
10 Геноцид действия, совершаемые  с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу
11 Рабство это состояние  или положение человека, над которым  осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них
12 Торговля  невольниками включает в себя всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство - всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников
13 Принцип двойной инкриминации (преступности) принцип, согласно которому выдача преследуемого лица одним государством другому может  состояться только, если совершенное  им уголовное деяние есть и в уголовном  кодексе государства, к которому обращена просьба о выдаче
14 Гуманность полное отрицание  применения неоправданно жестоких и мучительных наказаний
15 Международное сотрудничество по борьбе с преступностью деятельность  специальных субъектов, основанная на нормах международного и внутригосударственного права, направленная на противодействие (предупреждение, пресечение, раскрытие, обеспечение уголовного преследования  виновных лиц) международным преступлениям, преступлениям международного характера, транснациональным преступлениям
16 Экстрадиция передача преступника  государством, на территории которого он находится, другому государству  по требованию последнего для привлечения  к уголовной ответственности  или приведения в исполнение вступившего  в законную силу приговора
№ п/п Понятие Содержание
17 Превентивная  дипломатия действие политического, дипломатического, международного, правового  и иного характера, направленные на предупреждение возникновения споров и разногласий между сторонами, недопущения их перерастания в конфликты  и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения
18 Пытки причинение  физических или нравственных страданий  в целях понуждения к даче показаний  или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях  наказания либо в иных целях
19 Пиратство любой неправомерный  акт насилия, задержания или любой  грабеж, совершаемый с личными  целями экипажем или пассажирами  какого-либо частновладельческого судна  или частновладельческого летательного аппарата и направленный;

любой акт добровольного участия в  использовании какого-либо судна  или летательного аппарата, совершенный  со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный  аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом

20 Международная преступность совокупность  всех  преступных деяний, совершенных  в определенный период в государствах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     Нормативные правовые акты 

     1 Резолюция Генеральной Ассамблеи  ООН "Определение агрессии" (Принята 14.12.1974 на 29-ой сессии  Генеральной Ассамблеи ООН) // Справочно-правовая  система «Гарант»: [Электронный ресурс] Посл. Обновление 28.12.2010.

     2 Конвенция о предупреждении преступления  геноцида и наказании за него. Принята и предложена для подписания, ратификации или присоединения  резолюцией 260 А (III) Генеральной Ассамблеи  от 9 декабря 1948 г., г.Нью-Йорк. Вступила  в силу: 12 января 1951 г. // Справочно-правовая  система «Гарант»: [Электронный ресурс] Посл. Обновление 28.12.2010.

     3 Международная конвенция о борьбе  с вербовкой, использованием, финансированием   и обучением наемников. Принята  резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи  от 4 декабря 1989 г.  По состоянию  на январь 2000 г. в силу не  вступила. // Справочно-правовая система  «Гарант»: [Электронный ресурс] Посл. Обновление 28.12.2010.

     4 Конвенция относительно рабства. 25 сентября 1926 г., подписанная в   Женеве 25 сентября 1926 г. С изменениями,  внесенными протоколом от 7 декабря  1953 г. // Справочно-правовая система  «Гарант»: [Электронный ресурс] Посл. Обновление 28.12.2010.

     5 Конвенция против пыток и других  жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания (Утверждена Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря  1984 года. Вступила в силу 26 июня 1987 года) // Справочно-правовая система  «Гарант»: [Электронный ресурс] Посл. Обновление 28.12.2010.

     6 Международная конвенция «О борьбе  с вербовкой, использованием, финансированием  и обучением наемников» (Принята  резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи  от 4 декабря 1989 года. По состоянию  на январь 2000 года в силу не  вступила) // Справочно-правовая система  «Гарант»: [Электронный ресурс] Посл. Обновление 28.12.2010.

     7 Дополнительный протокол № I к  Женевским конвенциям от 12 августа  1949 г., касающийся защиты жертв  международных вооруженных конфликтов, Женева, 8 июня 1977 г. протокол №  I вступил в силу. Ратифицирован  Верховным Советом СССР 4 августа  1989 г. // Справочно-правовая система  «Гарант»: [Электронный ресурс] Посл. Обновление 28.12.2010.

Информация о работе Международные преступления и ответственности за преступления международного характера