Международные преступления и ответственности за преступления международного характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 17:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение общеправовой характеристики ответственности за международные преступления и ответственности за преступления международного характера. В соответствии с поставленной целью определяются следующее задачи исследования:

-изучение источников законодательства, регулирующих отношения в области международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью;

-определение международных преступлений, их виды, а также основных терминов и понятий в этом обороте;

-рассмотрение нормативно – правовой базы международных организаций, предусматривающих деяния, связанные с международными преступлениями;

- анализ уголовно-правовой характеристики преступлений, отнесенных к преступлениям международного характера;

- выявление основных проблем правоприменения в сфере международного сотрудничества государств по борьбе с преступлениями и разработка путей их решения.

Работа содержит 1 файл

Чигрина. Международная борьба с преступностью, ее формы и особенности.docx

— 121.34 Кб (Скачать)

     ООН заключила соглашения с рядом  межправительственных специализированных учреждений и международных неправительственных  агентств, которые осуществляют широкую  деятельность, соотносимую с целями ООН: Международная организация  труда (МОТ – ILO), Организация ООН  по вопросам образования, науки и  культуры (ЮНЕСКО – UNESCO), Всемирная  организация здравоохранения (ВОЗ  – WHO), Международный банк реконструкции  и развития (МБРР), Международная  организация гражданской авиации (ИКАО – ICAO), Всемирная организация  интеллектуальной собственности (ВОИС – WIPO) ,Международная морская организация (ИМО – IMO) и др (см. Приложение Ж).

     3.) Региональные международные организации:  Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Европейский союз, Организация по безопасности  и сотрудничеству в Европе и др.

     Наряду  с универсальными международными организациями  в теории международного права выделяют региональные организации. Называются они так, потому что их членами  являются государства определенного  географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального  сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

     Среди значительного числа разнообразных  региональных организаций выделяются организации общей компетенции, такие как Содружество Независимых  Государств, Совет Европы, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация африканского единства, Организация американских государств и др.

     Сотрудничество  государств по противодействию международной  преступности в рамках этих организаций  уже рассматривалось выше в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Совершенствование законодательства по борьбе с международными преступлениями  

     Как уже указывалось выше, эффективность  борьбы с преступностью на международном  уровне во многом зависит от системы  национального законодательства каждой страны и уровня имплементации в  нее международных норм.

     Анализ  главы 34 УК РФ, предусматривающая составы  преступлений против мира и безопасности человечества и ответственность  за них, показывает, что в ней имеются  некоторые недостатки.

     Российское  уголовное законодательство в ст.353 УК РФ употребляет термин "агрессивная  война". Следуя Конституции РФ и  принципу приоритета норм международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), понятие "агрессивная война" в УК РФ должно быть идентичным пониманию "агрессия" ("акты агрессии") в международном  праве.

     С точки зрения Устава ООН, агрессия (от лат. aggression - нападение) - незаконное, применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной  неприкосновенности или политической независимости другого государства33.

     Проблемным  моментом является то, что до сих  пор так и не выработано приемлемое для всех государств определение  агрессии (агрессивной войны).

     Представляется, что из определения агрессии, данного  Специальной резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН  «Об агрессии», неоправданно исключен такой признак  государства и, соответственно, объект агрессии, как население страны. Ведь акт агрессии государства может  быть направлен непосредственно  против людей, а не только суверенитет, территориальная неприкосновенность или политическая независимость. Государство - это, прежде всего, люди, и любая  война непременно ведет к гибели людей. Поэтому предлагается понятие  «агрессия» изложить в следующей редакции: «Агрессия – это незаконное, применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства несовместимое с Уставом ООН, а также против гражданского населения и военнослужащих данного государства». Аналогичные изменения необходимо внести и в перечень деяний, признаваемых Генеральной Ассамблеей ООН актами агрессии.

     В соответствии с определением агрессии, агрессивной войной (актом агрессии) признается альтернативное совершение любого из следующих деяний (см. Приложение З):

     1. Вторжение или нападение вооруженных сил на территорию другого государства или любая военная оккупация, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

     2. Бомбардировка вооруженными силами территории другого государства или применение любого оружия против территории другого государства;

     3. Блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

     4. Нападение вооруженными силами на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

     5. Применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению, в нарушение условий данного соглашения, или продолжение их пребывания по прекращении действия соглашения;

     6. Действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно представило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

     7. Засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

     Данный  перечень актов агрессии в международном  праве не является исчерпывающим. Следовательно, если международно-правовой акт определит  иное деяние, являющееся проявлением  агрессии, это деяние должно автоматически  расцениваться как акт агрессивной  войны в национальном праве.

     Предлагается  дополнить это список пунктом:

     8. Засылка государством или от имени государства лиц для совершения террористических актов, диверсионных операций на территории другого государства или организация терактов, диверсионных операций с привлечением граждан того государства, в котором совершается теракт или операция.

     Данный  пункт может считаться дополнением  пункта 7 или самостоятельным пунктом.

     Также хочется отметить, что некоторые  преступления международного характера, имевшиеся в УК РСФСР, в России ныне оказались декриминализованными, например мародерство, однако представлены в УК некоторых других стран СНГ.

     В связи с этим, представляется правильным мнение о том, что наказание за мародерство необходимо снова внести в Уголовный кодекс РФ в главу 34 «Преступления против мира и безопасности человечества»: «Мародерство -  похищение  на поле сражения вещей, находящихся  при убитых и раненых, а также  ограбление жителей неприятельской территории».

     Следует также проанализировать состояние  российского законодательства в  отношении пыток. Запрет применения пыток в РФ сформулирован отчетливо: ч.2 ст.21 Конституции РФ воспроизводит  положение ст.5 Всеобщей декларации прав человека; пытки запрещены частью 2 ст. 9 УПК РФ; частью 2 ст.5 действующего Закона "О милиции"; предусмотрен запрет применения пыток и в п.3 ст.5 проекта Закона "О полиции"34. УК РФ, утверждая принцип гуманизма, закрепляет, что наказание и иные меры не могут иметь своей целью уголовно-правового характера причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч.2 ст.7 УК РФ). Однако следует отметить, что существуют определенные проблемы с надлежащей криминализацией пыток по УК РФ, а решение законодателя в отношении формулировки уголовно-правового запрета не лишено недостатков.

     Самостоятельная статья "Пытки" в действующем  УК отсутствует, не было ее и в УК РСФСР 1960 г. Слово "пытки" упоминается лишь в двух статьях УК РФ - ст.117 и ст.302.

     Ст.117 "Истязание" в ч.2 содержит указание на пытки как на способ совершения истязания; таким образом, истязание  пытками не является. Определение  пыток в Примечании к ст.117 ("причинение физических или нравственных страданий  в целях понуждения к даче показаний  или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях  наказания либо в иных целях"), очевидно, не в полной мере соответствует  Конвенции 1984 г. «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». Объем понятия пыток по УК не совпадает с объемом определения данного преступления по международному праву, несмотря на то, что это не согласуется со ст.4 Конвенции, обязывающей государства криминализировать все предусмотренные в ней акты пыток.

       Для устранения указанных недостатков  представляется целесообразным:

     1. Исключить из ч.2 ст. 117 и ч.2 ст.302 УК РФ пункт "с применением пытки", а также Примечание к ст.117;

       2. Ввести в Главу 17 УК РФ отдельную статью "Пытки", текстуально воспроизводящую формулировку ст.1 Конвенции 1984 г. и предусматривающую наказание как за тяжкое преступление в соответствии с ч.2 ст.4 Конвенции: «Пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно»35. Следует также ввести в ч.1 ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» упоминание и о пытках и изложить данную норму в следующей редакции: «1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, пытки, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ».

     Следующая статья, в которой имеются недоработки, - это Примечание к статье 359 «Наемничество».

     Анализ  указанной нормы позволяет сделать  вывод о том, что в целом  положения российского уголовного закона в своих концептуальных основах  соответствуют нормам международного права о наемничестве. Однако налицо и значительные расхождения между  международно-правовым определением понятия "наемник" и его определением, содержащимся в примечании к ст. 359 УК РФ.

     Одним из существенных пробелов российского  уголовного закона является отсутствие в нем того, что наемник не должен входить в личный состав вооруженных  сил государства, участвующего в  вооруженном конфликте или военных  действиях, как это указано в  пункте «д» Международной конвенции  о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением  наемников 1989 г.

     Кроме того, при внесении изменений и  дополнений в уголовный закон  следует учитывать расширенное  определение понятия "наемник", содержащееся в п. 2 ст. 1 Международной  конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, устанавливающем, что наемником считается также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

     а) специально завербовано на месте  или за границей для участия в  совместных насильственных действиях, направленных на:

     - свержение правительства или  подрыв конституционного порядка  государства иным образом; или

     - подрыв территориальной целостности  государства;

     б) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом  желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается  к этому обещанием выплаты  или выплатой материального вознаграждения;

     в) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

     г) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

     д) не входит в личный состав вооруженных  сил государства, на территории которого совершаются такие действия.36

     Таким образом, для совершенствования  участия РФ в сотрудничестве государств по борьбе с международной преступностью, необходимо ввести в законодательство РФ поправки или дополнения, касающееся  агрессии, пыток, мародерства, наемничества.

Информация о работе Международные преступления и ответственности за преступления международного характера